ВОСПИТАНИЕ ИНИЦИАТИВНОГО РЕБЕНКА КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка (средняя группа)

Кузьмина Елена Александровна

В статье находит отражение важная для совместного образования проблема поддержки детской инициативы. Автор дает практические рекомендации по созданию благоприятной для решения этого вопроса среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_initsiativa_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ИНИЦИАТИВНОГО РЕБЕНКА КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье находит отражение важная для современного образования проблема поддержки детской инициативы. Автор дает практические рекомендации по созданию благоприятной для решения этого вопроса среды.

Ключевые слова: ФГОС, ФОП, инициатива, самостоятельность, включение в деятельность, выбор.

С вступлением в силу ФГОС, а впоследствии и ФОП ДО, все содержание воспитательно – образовательного в ДОО направлено гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка.

Каким должен быть выпускник ДОО в соответствии в условиях модернизированной образовательной среды? Он должен быть способным к волевым усилиям, любознательным, самостоятельным, уверенным в своих силах, демонстрировать положительное отношение к себе и другим, инициативным. В настоящей статье раскроем подробнее последнее качество.

Итак, инициатива – важнейшее качество, которое позволяет детям самостоятельно принимать решения, проявлять активность и любознательность, что способствует их всестороннему развитию. Именно поэтому в условиях детского сада особо пристальное внимание уделяется созданию среды, которая будет поддерживать и стимулировать детскую инициативу. Это значит, что пространство должно быть организовано таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать занятия по интересам.

Для поддержания детской инициативы необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Поддержка самостоятельности:
  • Предоставление детям возможности самостоятельно выбирать игры и занятия.
  • Поощрение детей за проявление инициативы и самостоятельности.
  1. Развитие коммуникативных навыков:
  • Создание условий для общения и взаимодействия детей друг с другом.
  • Поддержка детей в выражении своих мыслей и чувств.
  1. Стимулирование исследовательской деятельности:
  • Предложение детям интересных и увлекательных заданий для исследования окружающего мира.
  • Помощь детям в формулировании вопросов и поиске ответов на них.
  1. Предоставление свободы выбора:
  • Возможность выбора материалов, занятий и партнёров по игре.
  • Уважение к выбору детей и поддержка их решений.
  1. Поддержка инициативы через игру:
  • Использование игровых методов для стимулирования детской активности.
  • Участие в играх вместе с детьми, чтобы показать пример инициативного поведения.
  1. Поощрение творческого подхода:
  • Поддержка нестандартных идей и решений детей.
  • Развитие творческого мышления и воображения.
  1. Сотрудничество с родителями:
  • Информирование родителей о важности поддержки детской инициативы.
  • Совместные мероприятия и проекты для укрепления сотрудничества между семьёй и детским садом.
  1. Индивидуальный подход:
  • Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка при поддержке его инициативы.
  • Адаптация методов и подходов под потребности и интересы детей.

При этом крайне важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и его инициатива может проявляться по-разному. Задача педагога — создать условия, которые позволят каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и развить свои способности.

Создавая атмосферу непринужденности и комфорта, занимая правильную позицию по отношению к воспитанникам, педагогам можно порекомендовать придерживаться определенного стиля, выражающимся девизом: «Мы все включены в деятельность, мы все хотим это делать, нам это интересно!»

Только в атмосфере доверия и сотрудничества возможна детская инициатива!

Список информационных ресурсов:

  1. Круглова Л.Ю. Модели системы гибкого планирования в дошкольных образовательных организациях / Л. Ю. Круглова. – М.: Билингва, 2024.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
  3. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования"

Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования....

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

Презентация " Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования"

Презентация познакомит начинающих  воспитателей  с ФГОС, проведёт краткий обзор по теме " Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования"...

Презентация на тему "Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования

о целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования...

ФГОС ДО.Социальный портрет ребенка дошкольника(6,5-7лет)как целевой ориентир системы дошкольного образования.

ФГОС ДО.Социальный портрет ребенка дошкольника(6,5-7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования.Материалы из Интернета....