Перспективный план работы по развитию музыкальный способностей
календарно-тематическое планирование на тему
Перспективный план работы по развитию музыкальный способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарного музицирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_trishkina_m.a.doc | 199.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Перспективный план работы
с детьми 6-го, 7-го года жизни
по развитию музыкальных способностей посредством элементарного
музицирования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра на детских музыкальных инструментах является одним из любимых и перспективных видов музыкальной деятельности детей.
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты – просветители В.В Асафьев, Б.Л. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования и развития музыкальности у всех детей.
В 30-40-х годах Н.А. Метловым были организованы оркестры в детском саду, намечены некоторые подходы к методике работы с ними, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты.
В результате многолетнего экспериментального исследования автором доказана возможность и необходимость обучения детей в детском саду игре на детских музыкальных инструментах по слуху.
Игра по слуху – эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и системы музыкальности в целом и единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестре. Основными условиями становления деятельности подбора мелодии по слуху являются: предварительное накопление детьми необходимых музыкально-слуховых представлений; индивидуальные занятия с ними на одном чисто настроенном звуковысотном музыкальном инструменте, а затем – перенос приобретенных способов, действий на другие инструменты.
В ритмическом ансамбле можно применять: деревозвучные ударные инструменты: деревянные ложки, трещотки; металлозвучные: треугольники, румбы, бубенцы, колокольчики, а также бубны, погремушки, маракасы, и пр…
Начать работу в ансамбле лучше с хлопков, притопов, щелчков, шлепков. С их помощью можно передать ритмические компоненты звучания, используя вместе с певческими голосами «природные инструменты».
В игре на ложках развиваем у детей не только музыкальные способности, но и воспитываем гордость за свой народ, формируем уважение к традициям и обычаям края, т.к. используем исконно народные инструменты и исполняем русские народные мелодии: «Калинка», «Из- под дуба», «Выйду ль я на реченьку» и другие.
По мере усвоения игры на деревянных ложках, можно вводить в деревозвучный ансамбль – рубель, трещотки, колотушки, деревянные кубики, палочки, березовые поленья разной величины, кастаньеты и т.д.
Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля и вообще доставляет детям большое удовольствие.
Оркестры могут быть различны по количеству участников, составу инструментов. Полные (смешанные) составы включают все основные группы инструментов: струнную, звуковую, клавишно-ударную, ударную. В неполных составах смешанных оркестров может отсутствовать та или иная группа.
Цель: повышение уровня развития музыкальных способностей детей 6-го, 7-го года жизни через использование технологии элементарного музицирования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Развивать ладовое чувство – способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные.
- Формировать музыкально-слуховые представления – способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления.
- Развивать музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.
- Развивать музыкальную память.
В работе применяются элементы известных технологий элементарного музицирования: И.Г.Галянт «Орфей», К.В. Тарасова «Гармония», Т.Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование», М.А. Трубникова «Играем в оркестре».
Перспективный план предназначен для работы с детьми 6-го, 7-го года
жизни, соответственно рассчитана на один год обучения. Содержит 36 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, по 30 минут. План включает в себя обучение игре на детских музыкальных инструментах под сопровождение фортепиано или фонограммы, с несложными ритмическими композициями и с пением русских народных песен; пальчиковые игры, игры с палочками, «звучащие жесты», музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами.
На начальном этапе проводится мониторинг. Автор диагностики - К.В. Тарасова, цель которой, определение уровня сформированности музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе игры на детских музыкальных инструментах в условиях выполнения обычных и специальных, подобранных заданий.
Каждое задание оценивается по баллам.
Высокий уровень | 2,4-3,4 |
Средний уровень | 1,3-2,3 |
Низкий уровень | Ниже 1,2 |
После выполнения заданий баллы, полученные ребенком, суммируются, а полученный результат позволяет судить о том, как ребенок занимается, и над чем еще поработать.
Сентябрь | ||||
№ п/п | Задачи | Музыкальный репертуар | Методы, приемы | Дидактический материал |
1 | 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речевую активность у детей. 2. Учить детей манипулировать палочками. 3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени. 4. Узнать по тембровой окраске и назвать музыкальный инструмент. Познакомить с новым инструментом – кастаньетами. 5. Учить играть эталонное мелодичное построение, основанное на поступенном движении в пределах чистой квинты. | 1. Пальчиковая игра: «Раз игра», «Тучки». 2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки». 3. Звучащие жесты «Назови имя». 4. Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю?». 5. Музицирование «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой. | Показ педагога, изменение динамики, тембра. Показ педагога, изменение темпа (с ускорением) Х- хлопки, Ш - шлепки, Щ - щелчки, П – притопы Игра на ДМИ Показ педагога | Деревянные палочки Ширма, ДМИ: ложки, коробочка, трещотка, бубен, колокольчик, музыкальный треугольник, музыкальный молоточек Металлофоны |
2 | 1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. 2. Учить детей прислушиваться к ритмическому сопровождению палочек. 3. Расширение музыкального познания. 4.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текстов. 5. Учить детей играть поступенное движение мелодии на металлофоне. | 1. Пальчиковая игра : «Раз игра», «Тучки». 2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки». 3. Подвижная и познавательная игра «Музыкальное лото». 4. Звучащие жесты: «В доме моем тишина» 5. Музицирование «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой | Показ педагога: Изменение настроения Показ педагога Объяснение педагога Х, Ш, Щ, П Показ педагога | Деревянные палочки Карточки с изображением ДМИ Металлофон, ксилофон |
3 | 1.Развивать у детей мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки. 2. Учить детей передавать ритм. 3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текстов. 4. Расширять музыкальные познания, развивать музыкальные способности детей. 5. Прослушать пьесу. Учить передавать ритмический рисунок хлопками на всех ударных инструментах. | 1. Пальчиковая игра : «Раз игра», «Тучки». 2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки». 3. Звучащие жесты: «Дождик». 4.Музыкально-дидактическая игра6 «Где живут звуки?». 5. Музицирование «Калинка» | Показ педагога: Изменение динамики, тембра, высоты, голоса, изменения настроения. Показ детей, со сменой ведущего. Х, Ш, Щ, П Объяснение педагога Хлопки | Деревянные палочки ДМИ Все ударные инструменты |
4 | 1.Развивать речевую активность детей. 2. Учить детей передавать ритм. 3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени, текстов. 4. Расширять музыкальные познания. 5. Разучить партию металлофона в 1 части пьесы. | 1. Пальчиковая игра : «Дом» . 2. Игры с палочками: «Делай, как я», «Ножки». 3. Звучащие жесты: «Дождик», «Ора-ора». 4. Подвижная и познавательная игра: «Музыкальное лото». 5. Музицирование «Калинка» р.н.п. | Показ педагога Показ детей, со сменой ведущего. Х, Ш, Щ, П Объяснение педагога Игра на фортепиано | Деревянные палочки Карточки с изображением ДМИ Все ударные инструменты |
Октябрь | ||||
5 | 1. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Учить детей манипулировать палочками. 3. Учить детей передавать ритмично свое имя звучащими жестами. 4. Реагировать на смену музыки. 5. Освоение песни – эталона, построенной на поступенном движении по звукам мажорной гаммы. | 1. Пальчиковая игра: «В гости». 2. Игра с палочками: «Помидор». 3.Звучащие жесты: игра «Знакомство», «Как тебя зовут?» 4. Подвижная и познавательная игра: «Чей теремок?». 5.Музицирование: «Высокая лестница» муз.Е.Тиличеевой. | Показ педагога Показ педагога Х, П, Ш Объяснение педагога Показ педагога | Материал Пальчиковые куклы Деревянные палочки Игрушка – гном Фортепиано, металлофоны |
6 | 1.Учить детей реагировать на смену интонации голоса. 2. Учить детей манипулировать палочками. 3.Учить детей передавать ритмично свое имя звучащими жестами. 4.Развивать музыкальные способности детей. 5.Развивать у детей чувство ансамбля. Познакомить с новым ДМИ колотушкой. | 1. Пальчиковая игра: «В гости». 2. Игра с палочками: «Помидор». 3.Звучащие жесты: игра «Знакомство». 4.Дидактическая игра: «Где живут звуки?» 5. Музицирование «Высокая лестница» муз.Е. Тиличеевой, «Калинка» р.н.п. | Показ педагога Показ педагога Х,П,Ш Художественное слово Показ педагога | Деревянные палочки Игрушка- гном ДМИ, игрушки-самоделки |
7 | 1.Развиавть речевую активность детей. 2.Развивать координацию рук. 3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени, текстов. 4. Реагировать на смену музыки. 5. Развивать у детей чувство ансамбля. Учить различать трехчастную форму. | 1. Пальчиковые игры: «Лодочка моя», «Дом». 2.Игры с палочками: «Поезд», «Помидор». 3.Звучащие жесты: «Фокус-покус», «Работники». 4.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальное лото». 5.Музицирование «Полька» Л. Абелян | Показ педагога Показ педагога Х, П, Ш, Щ Игра на фортепиано, фонограмма | Деревянные палочки Карточки с изображением ДМИ ДМИ |
8 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Учить детей изменять интонации своего голоса. 3.Исползовать звучащие жесты для нахождения ритма текста. 4.Развивать координацию голоса. 5. Учить детей песенку – загадку вместе с педагогом по фразам. | 1. Пальчиковые игры: «Лодочка моя», «Дом». 2. «Знакомство» (игра с колокольчиком) 3. Звучащие жесты: «Фокус-покус», «Работники». 4.Игра с палочками «Помидор». 5. Музицирование «Кап-кап» р.н.п., обр. Т. Попатенко | Показ детей По показу Х, Ш, Щ, П Изменение темпа, высоты голоса Художественное слово | Колокольчик Деревянные палочки Металлофон |
Ноябрь | ||||
9 | 1.Точно передать ритмический рисунок. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Расширение музыкальных познаний. Познакомить с элементами музыкальной грамоты (с нотами). 5.Учить различать трехчастную форму, одновременно вступать, заканчивать пьесу. | 1.Ритмо-телеграммы (игра на ложках). 2. Пальчиковая игра: «Трик-трак». 3. Звучащие жесты «Сорок грошей». 4.Познавательная игра «Испорченный телефон». 5. Музицирование «Полька» Л.Абелян | По показу педагога Показ педагога Прием «Эхо» Игра в слова Самостоятельный выбор детьми ДМИ | Деревянные ложки (кубики) Нотный стан ДМИ |
10 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Учить детей манипулировать деревянными палочками. 3.Находить и использовать звучащие тесты для сопровождения ритма текста. 4.Знакомство с музыкальным инструментом – румбой. 5.Осваивать поступенное движение вниз. Учить навыкам действий. | 1. Пальчиковая игра: «Паучина». 2. Игра с палочками «Помидор». 3.Звучащие жесты «Сорок грошей». 4.Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю?». 5. Музицирование «У нас | По показу педагога Изменение динамики, высоты голоса. Прием «Эхо» Х, Ш, Щ, П (с ускорением темпа) Беседа | Деревянные палочки ДМИ (бубен, колокол, музыкальный треугольник, бубенцы, румба. Фортепиано, металлофоны |
11 | 1.Точно передать ритмический рисунок. 2. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. 3.Развивать творческую самостоятельность детей. 4.Расширять музыкальные познания, развивать музыкальные способности детей. 5.Подбирать «зов кукушки» от разных звуков. | 1.Ритмо – телеграмма (игра на ложках). 2. Пальчиковая игра «Паучина». 3.Звучащие жесты: «Придумай свой ритм». 4. Музыкально – дидактическая игра «Где живут звуки?». 5.Музицирование «Кукушка» муз. Е.Тиличеевой | По показу педагога Показ ребенка Творчество детей Х, П, Ш, Щ Беседа Иллюстрация | Деревянные ложки(палочки –клавесье Игрушка – гном ДМИ Фортепиано, металлофон |
12 | 1.Развивать речевую активность у детей. 2.Учить детей манипулировать. Развивать координацию рук. 3.Развивать творческую самостоятельность детей. 4.Находить свой вариант ритма. Ритмично передавать его. 5. Развивать у детей ритмических слух и память. | 1.Пальчиковая игра «Трик-трак». 2.Игра с палочками «Охота». 3.Звучащие жесты: «Придумай свой ритм» 4.»Знакомство» (игра с колокольчиком). 5.Музицирование «У нас нонче субботея» | Показ детей Показ педагога Творчество детей Х, П, Ш, Щ Игра в кругу Самостоятельный выбор музыкальных инструментов. | Деревянные палочки Игрушка-гном Колокольчик ДМИ |
Декабрь | ||||
13 | 1.Развивать речевые интонации, используя изменение динамики, тембра, высоты голоса, настроения. 2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов. 3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Расширять музыкальные познания детей. 5.Совершенствовать навыки игры на звуковысотных ДМИ | 1.Пальчиковые игры: «Вьюги», «Вот так». 2.Игры с палочками «Гвоздь и молоток» 3.Звучащие жесты «Мышки». 4.Знакомство с музыкальным инструментом – хлопушкой. 5.Музицирование «Елочка» муз. Красева | Показ педагога Прием «Эхо» Х, Ш, П Беседа Иллюстрация Выкладывание на фланемграфе кружочками, направляя движения мелодии | Палочки клавесье ДМИ Фланелеграф Кружочки -нотки |
14 | 1.Развивать музыкально-сенсорные способности детей. 2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов. 3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма. 4.Расширение музыкальных познаний, знакомство с различными музыкальными терминами. 5.Исполнять гамму в ритме вальса. | 1.Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент». 2.Игра с палочками «Гвоздь и молоток» 3.Звучащие жесты «Придумай свой ритм». 4.Познавательная игра «Мы ходили на концерт». 5.Музицирование «Гамма» муз. Т.Корганова | Беседа Х, П, Ш, Щ Творчество детей Беседа Показ педагога | ДМИ ширма Деревянные палочки Иллюстрация с ДМИ Металлофоны |
15 | 1.Точно передать ритмический рисунок. 2.Развивать координацию рук. 3.Находить варианты ритмического сопровождения. 4.Расширять музыкальные познания детей. 5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах. | 1.Фонетическая ритмика «Ритмо – телеграмма (игра на ложках) 2.Игра с палочками «Лягушонок» 3.Звучащие тесты «Колокольцы». 4.Познавательная игра «Мы ходили на концерт». 5.Музицирование «Елочка» муз. М.Красева. | Показ ребенка Показ педагога Имитация с речевой поддержкой (Х,Ш) | Деревянные ложки (кубики) Деревянные палочки Музыкальные инструменты |
16 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Учить детей манипулировать палочками. 3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма 4.Развивать музыкально-сенсорные способности. 5.Играть ритмично | 1.Пальчиковая игра «У оленя дом большой». 2.Игра с палочками «Лягушонок». 3.Звучащие жесты «Придумай свой ритм». 4.Музыкально-дидактическая игра «Чей это марш?». 5.Музицирование «Светит месяц» р.н.м. | Показ детей Творчество детей Самостоятельный выбор | Деревянные палочки Дидактический материал Детские музыкальные инструменты |
Январь | ||||
17 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Учить манипулировать деревянными палочками. 3.Активизация детей. 4.Расширять музыкальные познания детей. 5.Выучить с детьми песню с ритмическим сопровождением. | 1.Пальчиковая игра «У оленя дом большой». 2.Игра с палочками «Грамоте учили» 3.Звучащие жесты «Придумай свой ритм». 4.Знакомство с музыкальным инструментом – рубелью. 5.Музицирование «Сапожник» обр. А.Александровой | Показ педагога Творчество детей Х,П,Ш,Щ Беседа хлопки | Деревянные палочки Рубель |
18 | 1.Точно передавать ритмический рисунок. 2.Развивать координацию рук. 3.Находить варианты ритмического сопровождения. 4.Развивать музыкально-сенсорные способности детей. 5. Развивать у детей чувство ансамбля. | 1.Фонетическая ритмика: «ритмо-телеграмма». 2. Игра с палочками «Ножки» 3.Звучащие жесты «Шведский стол». 4.Музыкально-дидактическая игра: «Определи инструмент». 5. Музицирование «Калинка» р.н.м. | Показ педагога Прием «Эхо» Со сменой ведущего Х, П, Ш,Щ Беседа Дирижер - ребенок | Деревянные ложки (кубики) Деревянные палочки ДМИ Музыкальные инструменты |
19 | 1.Точно передавать ритмический рисунок. 2.Развивать координацию рук. 3.Находить варианты ритмического сопровождения. 4.Расширять музыкальный кругозор детей. 5.Совершенстововать навыки игры на детских музыкальных инструментах. | 1.Фонетическая ритмика «Ритмо-телеграмма». 2.Игра с палочками «Подмигну». 3.Звучащие жесты: «Шведский стол». 4.Игра «Мы ходили на концерт. 5.Музицирование «Калинка» р.н.п. | Показ педагога Показ педагога Х, П, Ш, Щ Дирижер - ребенок | Маракасы Деревянные палочки ДМИ Музыкальные инструменты |
20 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Учить детей манипулировать деревянными палочками. 3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма. 4.Развивать музыкально -сенсорные способности. 5.Разучить отдельно партию на ксилофоне. Играть ритмично на ложках. | 1.Пальчиковая игра «У оленя дом большой». 2.Игра с палочками: «Подмигну». 3.Звучащие жесты: «Шведский стол». 4. Музыкально – дидактическая игра «Определи инструмент». 5.Музицирование «Сапожник» | Показ ребенка Показ педагога Х, П, Ш, Щ Беседа | Деревянные палочки ДМИ Ложки, кселофон |
Февраль | ||||
21 | 1.Точно передать ритмический рисунок. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Учить детей манипулировать деревянными палочками. 4. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени. 5. Разучить с детьми песню. Добиваться чистого интонирования, играть ритмично. | 1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы». 2.Пальчиковая игра «Вот так». 3. Игра с палочками «Неделя». 4. Звучащие жесты «Придумай свой ритм». 5. Музицирование «Две тетери» р.н.п. | Творчество, фантазии детей Творчество детей Х,П,Ш,Щ Показ педагога | Маракасы, самодельные игрушки Металлофоны |
22 | 1.Развивать дикцию, артикуляцию голоса. 2.Развивать координацию рук. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4. Учить детей ориентироваться в пространстве. 5.Выбор инструментов самими детьми. Индивидуально учить партию на металлофоне. | 1.Пальчиковая игра «Вот так». 2. Игра с палочками «Неделя». 3. Звучащие жесты «В доме моем тишина». 4.Подвижная игра: «Снег, сугроб и вьюга». 5. Музицирование «Светит месяц» р.н.м. | Показ педагога Х, П, Ш, Щ Беседа Ребенок - Дирижер | Деревянные палочки Детские музыкальные инструменты |
23 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Ритмически точно передавать ритм. 3.Находить варианты ритмического сопровождения. 4. Расширять музыкальные познания детей. 5. Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах. | 1.Пальчиковая игра «Вот так». 2. Игра с палочками «Неделя». 3. Звучащие жесты «В доме моем тишина». 4. Знакомство с музыкальным инструментом – арфой. 5. Музицирование «Светит месяц» р.н.м. | Показ ребенка Х, П, Ш, Щ Беседа Ребенок - Дирижер | Деревянные палочки Арфа Детские музыкальные инструменты |
24 | 1.Развивать речевые интонации , используя изменения динамики высоты тембра голоса, изменение настроения. 2. Учить детей манипулировать палочками 3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения . 4. Учить детей ориентироваться в пространстве. 5.Ритмично играть, слушая друг друга. | 1.Пальчиковая игра «Вот так». 2. Игра с палочками «Неделя». 3. Звучащие жесты «Назови свое имя». 4.Подвижная игра: «Снег, сугроб и вьюга». 5. Музицирование «Светит месяц» р.н.м. | Показ ребенка Х, П, Ш, Щ Беседа Ребенок - Дирижер | Деревянные палочки Детские музыкальные инструменты |
Март | ||||
25 | 1.Развивать речевые интонации голоса. 2.Находить различные приемы звукоизвлечения на палочках. 3.Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени. 4.Расширять музыкальные познания детей. 5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах. | 1 Пальчиковая игра «Солнышко». 2. Игра с палочками (свой вариант). 3. Звучащие жесты «Назови свое имя». 4. Знакомство с музыкальным инструментом – губной гармошкой. 5.Музицирование «Ах, вы, сени» р.н.м. обр. В. Агофонникова. | Кукла на палочке Творчество Х, П, Ш, Щ Беседа | Деревянные палочки Губная гармошка Детские музыкальные инструменты |
26 | 1.Точно передать ритмический рисунок. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Расширять музыкальные познания. 5.Выбор музыкальных инструментов самими детьми. | 1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы». 2.Пальчиковая игра «Сороконожки». 3.Звучащие жесты «Чепуха». 4. Музыкально – дидактическая игра: «Угадай, на чем играю?». 5. Музицирование «Ах, вы, сени» р.н.м. обр. В. Агофонникова. | Фантазии детей Прием «Эхо» Показ педагога Х, П, Ш | Игрушки – самоделки Музыкальные инструменты Детские музыкальные инструменты |
27 | 1.Развивать речевые интонации голоса. 2. Ритмически точно передавать ритм и метр стиха. 3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Расширение музыкального кругозора. 5.Исполнять гамму в ритме вальса. | 1.Пальчиковая игра «Сороконожки». 2. Игра с палочками «Острова». 3.Звучащие жесты «Чепуха». 4.Подвижная и познавательная игра «Найди себе пару». 5.Музицировние «Гамма С» | Показ педагога Х, П, Ш, Щ Показ педагога | Деревянные палочки Музыкальные инструменты Металлофоны |
28 | 1.Развивать мелкую моторику. 2.Учить детей манипулировать деревянными палочками. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Расширение музыкальных познаний. 5. Музицирование Играть ритмично и выразительно на различных музыкальных инструментах. | 1.Пальчиковая игра «Солнышко». 2. . Игра с палочками «Острова». 3.Звучащие жесты «Чепуха». 4.Подвижная и познавательная игра «Найди себе пару». 5. Музицирование «Ах, вы, сени» р.н.м. обр. В. Агофонникова. | Показ педагога Х, П, Ш, Щ Беседа | Деревянные палочки Музыкальные инструменты Детские музыкальные инструменты |
Апрель | ||||
29 | 1.Точно передать ритмический рисунок. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Расширять музыкальные познания детей. 4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей. 5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах. | 1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы». 2.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики». 3. Знакомство с музыкальными инструментами – баяном, аккордеоном. 4.Подвижная игра «Бубен». 5.Музицирование «Светит месяц» р.н.п. | Прием «Эхо» Показ педагога Беседа | Игрушки – самоделки Картинки с инструментами: баян, аккордеон (детские) Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты. |
30 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Реагировать на смену музыки. 5.Продолжить работу по развитию инструментального творчества. | 1.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики». 2.Игра с палочками «Скачите палочки». 3.Звучащие жесты «Сорока». 4.Подвижная игра «Бубен». 5.Музицирование «Светит месяц» р.н.п. | Показ педагога Х, П, Ш | Деревянные палочки Бубен Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты |
31 | 1.Развивать дикцию, артикуляцию голоса. 2.Находить различные приемы звукоизвлечения на палочках. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Реагировать на смену музыки. 5.Учить детей передавать поступенное движение мелодии (мажорной гаммы) | 1.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики». 2.Игра с палочками «Делай, как я». 3.Звучащие жесты «Сорока». 4.Подвижная игра «Бубен». 5.Музицирование «Гамма С – du» | Показ детей Творчество детей Х, П, Ш Показ педагога | Деревянные палочки Бубен Металлофоны |
32 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Учить детей манипулировать палочками. 3. Находить и использовать звучащие жесты для сопровождения ритма имени. 4.Реагировать на смену музыки. 5. Играть ритмично и выразительно на различных музыкальных инструментах. | 1.Пальчиковая игра «Солнечные зайчики». 2.Игра с палочками «Скачите палочки». 3.Звучащие жесты «Назови имя». 4.Подвижная игра «Бубен». 5.Музицирование «Светит месяц» р.н.п. | Показ ребенка Показ педагога Х, П, Ш,Щ Ребенок - Дирижер | Деревянные палочки Бубен Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты |
Май | ||||
33 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритмов. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей. 5.Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах. | 1.Пальчиковая игра «Где же ручки?». 2.Игра с палочками «Рады все». 3.Звучащие жесты «Горелки». 4.Музыкальн –дидактическая игра «У каждого свой инструмент». 5.Музицирование «Сударушка» р.н.п. | Показ педагога Х, П, Ш Беседа | Деревянные палочки Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты |
34 | 1.Точно передать ритмический рисунок. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Расширять музыкальные познания детей. 4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей. 5.Играть ритмично на детских музыкальных инструментах. | 1.Фонетическая ритмика «Ритмо - телеграммы». 2.Пальчиковая игра «Где же ручки?» 3. Знакомство с музыкальным инструментом – флейтой. 4.Музыкально дидактическая игра «Веселый музыкант». 5. Музицирование «Сударушка» р.н.п. | Прием «Эхо» Показ педагога Беседа | Игрушки –самоделки Флейта Музыкальные инструменты Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты |
35 | 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Учить детей манипулировать палочками. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4.Развивать музыкально – сенсорные способности детей. 5.Учить детей передавать поступенное движение мелодии. | 1.Пальчиковая игра «Паучина». 2. Игра с палочками «Охота». 3.Звучащие жесты «Горелки». 4.Музыкально – дидактическая игра «У каждого свой инструмент». 5. Музицирование «Гамма» Домажор | Показ педагога Х, П, Ш Беседа Показ педагога | Деревянные палочки Детские музыкальные инструменты Нотный стан |
36 | 1.Развивать речевые интонации голоса. 2.Учить манипулировать палочками. 3.Использовать звучащие жесты для сопровождения ритма текста. 4. Развивать музыкально – сенсорные способности детей. 5.Играть ритмично и выразительно на детских музыкальных инструментах. | 1.Пальчиковая игра «Трик - трак». 2. Игра с палочками «Охота». 3.Звучащие жесты «Горелки». 4.Музыкально – дидактическая игра «Веселый музыкант». 5. Музицирование «Сударушка» р.н.п. | Показ педагога Х, П, Ш Беседа | Деревянные палочки Карточки с музыкальными инструментами Металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты |
Открытые мероприятия
- Открытые просмотры.
- Концерт для родителей и сотрудников МБДОУ ДСКВ №31.
Работа с родителями
- Консультации
- Семинары – практикумы
- Открытые просмотры
- Концерты, ярмарки, музыкально – театрализованная деятельность
- Анкеты для родителей
- Круглый стол с участием детей и взрослых
- Совместная игра на музыкальных инструментах
- Игра в исполнении взрослых
- Игра в исполнении детей
- Конкурс на лучшее исполнение импровизации на детских музыкальных инструментах и игрушках – самоделках.
- «Творческая мастерская» (изготовление игрушек – самоделок для детского оркестра)
Работа с воспитателями
- Беседы. 2. Открытые просмотры
Материальное обеспечение:
- Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, рубель,
Колотушки, хлопушки, маракасы, бубенцы, кастаньеты, бубны, колокольчики, погремушки, треугольники, тарелки, металлофоны, барабан, музыкальные молоточки, румба, ионика, игрушки-самоделки и другие.
- Электронное игровое программное обучение информационно-
Коммуникационных технологий (музыкально-дидактические игры, слайдовые презентации).
- Диски с классической, народной, современной музыкой.
- Иллюстрации.
- Портреты композиторов.
- Музыкально-дидактические игры.
Приложение 2
Методика обследования музыкальных способностей,
диагностическое обучение,
количественная оценка действий ребенка 5 – 67лет
Эмоциональная отзывчивость
1 балл - у ребенка отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой. Оказываются все виды помощи.
2 балла – у ребенка имеется эмоциональное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи с опорой на немузыкальные компоненты (наглядность, моторные действия). После прослушивания произволения может показать на иллюстрацию, соответствующую содержанию произведения и рассказать или через движения показать характер музыки.
3 балла - у ребенка эмоционально-оценочное отношение к музыке, характеризует музыку после словесной помощи взрослого.
4 балла – ребенку предлагается ответить на вопрос: что ему больше нравится петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему? Предлагается ребенку рассказать, о чем композитор рассказал в музыке после прослушивания двух контрастных незнакомых произведения, давая названия. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.
Тембровый слух
1 балл – ребенок чаще не различает тембровые свойства музыкальных инструментов.
2 балла – ребенок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания моторной помощи педагога.
3 балла – ребенок хорошо различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания словесной помощи педагога.
4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкальных инструментов. Показывает, называет музыкальные инструменты, соотносит звучание инструмента с его внешним видом и называет его.
Динамический слух
1 балл – ребенок не различает правильно динамические отношения музыкальных звуков.
2 балла – ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания словесной и моторной помощи педагога.
3 балла – ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков.
4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков. Ребенку показывают аккордеоны (пособия) и поясняют (с показом), что каждый аккордеон звучит по-разному. «Послушай и скажи, какой аккордеон звучит?»
Звуковысотный слух
1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выразительные отношения музыкальных звуков.
2 балла – ребенок различает указанные выразительные отношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность. Ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку музыкальной лесенки, сыграть на ней и послушать, как она звучит; затем предлагают птенчика посадить на верхнюю ступеньку, сыграть на ней и послушать, какой высокий голос у птенчика. Затем задание повторяется. Последовательность звуков та же.
3 балла – ребенок хорошо различает указанные выразительные отношения музыкальных звуков.
4 балла – Ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков. Взрослый показывает птицу и птенчика, сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов. Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голос звучал? Звуки предлагается в последовательности: высокий, низкий, высокий.
Музыкальное мышление
1 балл - репродуктивное: ребенок не определяет жанровую характеристику музыкального произведения. Продуктивное: ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.
2 балла – репродуктивное: ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкального произведения, чем определяет. Продуктивное: ребенок сочиняет и исполняет песню (танец или марш) после оказания ему моторной помощи.
3 балла – репродуктивное: ребенку дается словесная помощь в виде наводящих вопросов. Продуктивное: ребенок сочиняет или исполняет песню (танец, марш) после словесной помощи взрослого.
4 балла – репродуктивное: ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоциональный рассказ о его общем характере, или показывает произведение через движение (под музыку). Продуктивное: ребенок свободно сочиняет и исполняет оригинальную песню или танец. Песню может исполнить на металлофоне.
Чувство ритма
1 балл - Ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические отношения музыкальных звуков.
2 балла – Ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи.
3 балла – Ребенок хорошо различает ритмические отношения музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических приемов.
4 балла – Ребенок отлично различает ритмические отношения в следующих примерах. Ребенку поясняют, что в гости пришли· игрушки и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняется, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как звучала музыка, а ты должен отгадать, для какой игрушки хлопаю».
Музыкальная память.
1 балл - ребенок не может правильно воспроизвести мелодию.
2 балла – ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию, после оказания ему моторной помощи. Ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, потом проигрывается мелодия на фортепиано.
3 балла – ребенок правильно воспроизводит песню или мелодию, после элементарной словесной помощи.
4 балла – Ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию. Предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста
Представлен перспективный план работы на год в средней группе по развитию коммуниккативных способностей у детей в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы....
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Досуги
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Досуги...
Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности.
Перспективное планирование организует систему работы по театрализованной деятельности, так как именно в ней ребенок побуждается к речевому общению, формируются такие качества, как самостоятельность, и...
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей в старшей группе на 2016 -2017 учебный год
Перспективное планирование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с описанием ООД, совместной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями....
Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности
Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпеч...
Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...