Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty.docx | 341.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик»
Перспективный план работы
по развитию у дошкольников коммуникативных способностей
в процессе театрализованной деятельности
(подготовительная группа)
Разработала: Филиппова Т.А., воспитатель
г. Гагарин
Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.
Именно это активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствуется речь. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. Занятия театрализованной деятельностью и частое выступление перед зрителями способствует реализации творческих сил ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.).
Доказано, что общение занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через общение ребенок входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка необходимо ему для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладение программой детского сада, а в последующем – школы.
Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развить его коммуникативные способности. Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающие комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.
Используя все эти знания, я разработала перспективное планирование по развитию коммуникативных способностей через театральную деятельность.
Перспективное планирование организует систему работы по театрализованной деятельности, так как именно в ней ребенок побуждается к речевому общению, формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряжение скованность, закомплексованность.
Месяц недели | Специально организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Сентябрь 1 неделя | Театрализованная игра «Давайте познакомимся», «Назови свое имя ласково» Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; формировать у детей интерес к театральной игре, побуждать к активному общению, умение строить диалог. | |
2 неделя | Театрализованные игры «Угадай, что я делаю», «Одно и то же по- разному», «Кругосветное путешествие». Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированным причинам. Развивать коммуникативные умения. | |
3 неделя | Театрализованная игра «Представьте себе» Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Развивать пантомимические и имитационные способности. Беседа: «Собираемся в театр» Цель: развивать коммуникативные способности, принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера). | |
4 неделя | Драматизация русской народной сказки «Три поросенка» Цель: формировать активную позицию (желание брать на себя роль) Учить передавать образ персонажа через выразительные средства, развивать диалогическую речь. |
Месяц недели | Специально организованная образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Октябрь 1 неделя | СООД по развитию речи Тема: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» Цель: развивать умение высказывать свои впечатления в правильно построенных фразах, воспитывать желание высказывать свою мысль. | Театрализованная игра «Подарок другу» Цель: развивать умение не вербально «описывать» предметы. |
2 неделя | Просмотр настольного театра «Как собака друга искала»-мордовская народная сказка. Беседа по содержанию. Цель: формировать у детей интерес к театральной деятельности. Учить оценивать личностные качества персонажей, развивать коммуникативные способности: умение слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы. | |
3 неделя | Дидактическая игра «Хорошо-плохо» Цель: уточнять представление о хороших и плохих поступках. Побуждать налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, ориентироваться на партнера, уметь отвечать на вопросы, аргументированно высказываться, уметь придумывать и задавать вопросы по картинке; отвечать на вопросы. Учить вежливой форме общения к взрослым, товарищам. | |
4 неделя | Показ кукольного театра по пьесе Л.Я.Поляк по мотиву русской народной сказки «Колобок» Цель: развивать интерес к кукольному театру, учить сочетать движение и речь (кукловождение настольного театра конусной игрушки). | |
Ноябрь 1 неделя | СООД по развитию речи Тема: «Учимся рассказывать вместе» Цель: учить детей вести ролевые диалоги, активизировать и обобщать словарь детей, помогать правильно, строить фразы, развивать речь, желание высказываться. | Театрализованная игра «Придумай диалог» Цель: строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться. |
2 неделя | Дидактическая игра «Лото настроений» Цель: создавать у детей эмоционально положительного настроения как результата совместных игр. Развивать умение общаться при помощи не речевых средств (мимике, пантомимике, жестов). Развивать умение понимать и выражать настроение при помощи жестов, мимике, пантомимике. Понимать эмоциональное состояние. | |
3 неделя | Беседа: «Как надо обращаться к другому человеку с просьбой» Цель: развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывание других. Игра – инсценировка: стихотворение Л.П. Савина «Представьте себе». Цель: учить произносить текст с различной силой голоса и интонацией, сочетать движение и речь. | |
4 неделя | Игра парами «Отгадай-ка» Цель: развивать коммуникативные способности: побуждать налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, использовать в речи высказывания и отвечать на них соответствующими действиями (в случае необходимости) несогласие с действиями сверстников. Игра – драматизация «Узнай себя» Цель: учить детей оценивать свои поступки, товарищей, сравнивать их с поступками персонажей литературных произведений. | |
Месяц недели | СООД | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Декабрь 1 неделя | Театрализованная игра «Договори то, чего не придумал автор», «Новогодний утренник», «Расскажи новогодние стихи, используя мимику и жесты», «Разговор по телефону». Цель: учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, жесты) Просмотр кукольного театра «Морозко» Беседа по содержанию Цель: формировать у детей интерес к театральной деятельности. Развивать коммуникативные способности: слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы | |
2 неделя | Театрализованная игра «Сочиним сказку» Цель: побуждать детей коллективно сочинять небольшие сказки, придумывать диалоги действующих лиц (настольный театр) | |
3 неделя | Беседа: Тема: «Как можно пожелать» Цель: развивать коммуникативные способности: принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать. | |
4 неделя | Игра парами Дидактическая игра «Цветник» Цель: обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации); действовать и высказываться поочередно; обосновывать свое согласие или не согласие с действиями партнера. |
Месяц недели | СООД | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Январь 1 неделя | Театрализованная игра «Нарисуй и скажи», «Веселые превращения», Цель: совершенствовать умение детей передавать образы нарисованных героев Дидактическая игра «Зайкины игры и загадки» Цель: поощрять игровое взаимодействие со сверстниками, ориентировку на партнёра. Побуждать отвечать на вопросы; отгадывать короткие загадки описания; соотносить слова-глаголы с выразительными движениями; развивать речевое внимание, речевое дыхание. Побуждать поддерживать диалог со сверстниками, отвечать на вопросы. Закреплять умение придумывать загадки с опорой на наглядный материал. | |
2 неделя | Театрализованная игра «Разыграй диалог» Цель: учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест), развивать диалогическую речь. | |
3 неделя | Беседа: «Давайте говорить друг другу комплименты» Цель: учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых обращений. | |
4 неделя | Театрализованные игры и упражнения: «Изобрази героя» Цель: учить детей вести ролевые диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест) Показ детьми театра пяти пальцев. Пьеса «Сорока Белобока» Цель: развивать у детей интерес к кукольному театру (пяти пальцев), учить детей вести ролевые диалоги. |
Месяц недели | СООД | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Февраль 1 неделя | Развитие речи Тема: Пересказывание сказки «Петух и собака» Цель: учить детей рассказывать сказку без помощи взрослого, выразительно передавать диалог действующих лиц. | Театрализованная игра «Не будем скучать», «Сочини сказку», «Фантазеры» Цель: формировать у детей интерес к театральной игре, побуждать к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. |
2 неделя | Беседа «Говорим друг другу» Цель: учить детей в зависимости от партнера употреблять вариативные слова приветствия и произносить их соответствующей интонацией, закреплять умение использовать неречевые средства. Дидактическая игра «Макаронная семейка» Цель: побуждать налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, ориентироваться на партнера, уметь отвечать на вопросы, аргументировано высказываться, уметь придумывать и задавать вопросы по тексту стихотворения. Учить вежливой форме общения к взрослым, к товарищам. | |
3 неделя | Игра парами «Чего не стало» Цель: ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами. Дидактическая игра «Разложи полоски» Цель: обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано, доброжелательно; действовать и высказываться поочередно; обосновывать свое согласие или несогласие с действиями партнера. | |
4 неделя | Театрализованная викторина «Из какой сказки» Цель: побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх, развивать интонационную выразительность речи.
| |
Месяц недели | СООД | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Март 1 неделя | Театрализованная игра «Угадай героя» Цель: учить детей вести ролевые диалоги, используя выразительные средства, (интонацию, движения, мимику, жест) Показ теневого театра по пьесе Л. Поляк «Петушок и бобовое зернышко» Беседа по содержанию Цель: формировать у детей интерес к театральной деятельности. Развивать умение слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы. | |
2 неделя | Театрализованная игра. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок. Цель: учить детей вести ролевые диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест) | |
3 неделя | Развитие речи Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин» Цель: учить детей вести ролевые диалоги, активизировать и обогащать словарь детей, побуждать детей к активному участию в драматизации сказки. | Беседа на тему: «Подскажи словечко» Цель: развивать коммуникативные способности, умение слушать, инициативно высказываться реагировать на высказывание собеседников. Игра парами «Заюшкина избушка» Цель: обучать диалогическому общению: ориентироваться на высказывание партнера, соблюдать очередность в рассказывании, доброжелательно обращаться к товарищу с побуждающими высказываниями. |
4 неделя | Показ детьми настольного театра по рассказу Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка» Цель: развивать у детей интерес к настольному театру, учить сочетать движение и речь (кукловождение настольного театра) |
Месяц недели | СООД | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Апрель 1 неделя | Показ кукольного театра по пьесе Т.Н. Караманенко «Капризка» Беседа по содержанию. Цель: учить детей оценивать личностные качества персонажей, формировать интерес к театральной деятельности. Развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться. | |
2 неделя | Развитие речи Тема: «Литературный калейдоскоп» Цель: выяснить помнят ли дети сказки, рассказы с которыми их знакомили в учебном году, развивать умение детей рассказывать о героях, развивать умение вести диалог. | Театрализованная игра – инсценировка по рассказу Э. Мошковской «Вежливые слова» Цель: привлечь детей к активному участию в играх – инсценировках, развивать диалогическую речь и ее выразительность, привлекать детей к режиссерской работе. |
3 неделя | Театрализованная игра «Изобрази настроение» Учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест), развивать коммуникативные способности. Театрализованная игра/этюды на выразительность жестов и основных эмоций. Цель: учить использовать выразительные средства, побуждать детей к инсценированию знакомых произведений. | |
4 неделя | Показ детьми теневого театра «У солнышка в гостях» Цель: развивать у детей интерес к теневому театру, учить сочетать движение, речь, вести диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми 5-7 лет по театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Для развития творческо...
«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»
Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...
Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами на 2 года к программе "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дош...
Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является теа...
Развитие творческих и коммуникативных способностей посредством театрализованной деятельности
Программные задачи театрализованной деятельности в подготовительной группеЗадачиВыводы...
Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованной деятельности "Как наши пальчики стали театром"
Театр - одно из ярких средств, формирующих вкус детей....