Формы и методы работы с семьей
консультация по теме

Павлей Анна Ивановна

Этот  материал поможет педагогам организовать работу с родителями более эффективно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_raboty_s_semey.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Куксова Светлана Николаевна, МДОБУ детский сад № 9,

 г. Свободный

Формы и методы работы с семьей внутри детского сада

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

•   Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

•   Педагогические беседы с родителями;

•   Круглый стол с родителями;

•   Тематические консультации;

•   Конференции с родителями;

•   Совместные досуги;

•  Диспуты;

•   Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

•   Организация "уголков для родителей";

•   Посещение семьи;

•   Оформление витрин (фотомонтажей);

•   Дни открытых дверей;

•   Родительские университеты;

•  Работа с родительским активом группы.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.

Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и  любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Нам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад или в течение первых месяцев.

Посещение детей и их родителей - одно из самых важных направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть разными:

1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития ребенка.

2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.

3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и помочь членам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке.

4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление более тесного контакта с ребенком и семьей.

В случае, когда личный контакт невозможен, используем информационные стенды:

1. Доски объявлений :

- объявления о собраниях;

- объявления о предстоящих мероприятиях;

- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;

- высказывание детей в течение дня;

- ежедневные расписания;

- благодарности родителям.

Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.

2. Брошюры:

Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.

3. Справочники:

Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.

4. Информационные бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

- информация о различных специальных мероприятиях; собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;

- описание событий, происходящих в детском саду;

- описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;

- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе ("Осень", "Моя семья", "Домашние животные" и т.д.);

- благодарности добровольным помощникам;

- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

5. Индивидуальные кармашки:

(каждый день, несколько раз в неделю).

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно:

- короткие сообщения о достижениях ребенка;

- извещение о особых событиях;

- благодарность родителям;

- здоровье ребенка; -личный рост.

Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.

7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.

8. Отчеты.

Письменные отчеты о детях описываются в позитивном ключе, подчеркивая как сильные, так и слабые стороны ребенка. В таких отчетах нужно воздерживаться от категорических суждений и умозаключений.

Содержание отчета не должно быть неожиданным для родителей. В него включается только та информация, которой вы обменивались с семьей в течение предшествующего периода.

Родители - это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Посетив детей и их родителей, мы познакомились с домашней обстановкой- Заполнили карты посещения и определились в формах работы.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с родителями соседа по столу. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт - проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.

Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Никогда не превращаем родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и нам. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами

Проводится анкетирование по различным темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.

Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет, состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности. Мы вместе сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, для чего иногда собираемся в группе, у кого-нибудь дома. Есть в группе и фотокорреспондент из родительского комитета. Они делают фотографии наших экскурсий, праздников, спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды, альбомы.

Для родительского актива иногда организовываем занятия по их желанию на педагогические темы.

В работе с семьей удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:

•   аукционы,

•   клубы по интересам,

•   устные журналы,

•   библиотеки.

Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. "Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях", - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с семьей.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг дру...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Формы и методы работы с семьей в ДОУ»

Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие ясных целей, содержания, которое реализуется планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с учетом всег...

Мастер-класс "Формы и методы работы с семьями воспитанников по вопросам развития общения детей"

Данный мастер-класс содержит варианты заданий для родителей в ходе которых им предлагается выполнить практические упражнения по общению со своим ребенком. Родителям предложены результативные формы вза...

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...