Значение сенсомоторного воспитания в работе с безречевыми детьми
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Сенсорное воспитание - основа лексической работы и личностного развития; включение максимального количества сохранных анализаторов способствует более успешной актуализации. Знание, не подкреплённые чувственным опытом, не отчётливые и не прочные, за частую искажённые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_dlya_pedagoga.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы для педагога.
ЗАЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ.
Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое , если педагогами принимается полисенсорный подход, т.е. в работу включаются все органы чувств ребенка. При этом недостаточно просто показать ребенку действие, он должен попробовать выполнить его самостоятельно, или вместе со взрослым: способом «рука в руке»
Сенсорные игры, как правило, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая, таким образом, эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоления негативизма. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения. Лучше запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию.
Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно – двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, тактильные ощущения, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности.
Сенсорные игры и упражнения , направленные на формирование речевой деятельности.
Упражнения на развитие моторных функций.
Упражнение «Ком».
Скатывание пальцами ног шелкового платка в ком – произнесение слова «ком». Упражнение способствует профилактике плоскостопия.
Упражнение «Бум – БАМ».
Удары мячом о стену с одновременным произнесением «БАМ», чередуя удары мяча о пол с одновременным или последующим произнесением: «БУМ», «БАМ».
Упражнение «Зарядка».
Повороты туловища вправо и влево с одновременными : «УХ».
Упражнение « Меткий стрелок».
Метание в картинки (по инструкции взрослого) мешочков с песком, различными крупами. Упражнение используются при закреплении лексических тем, совершенствовании понимании речи: «Попади в банан», « Попади в лимон». По завершению упражнения сопряжено (самостоятельно) назвать картинки, в которые попал ребенок. Вариантом может стать игра.
Игра «Дартс». Ход игры аналогичен.
Упражнение « Вперед-назад».
Используется для закрепления пространственных понятий «вперед – назад», при обучении пониманию ступенчатых инструкций. Взрослый просит ребенка поставить руки на пояс, сделать один шаг вперед, опустить руки. Затем – поставить руки на пояс, сделать один шаг назад, опустить руки. На начальных этапах взрослый совместно с ребенком выполняет движения с пошаговой инструкцией. Усложнением упражнения является самостоятельное выполнение действий по предваряющей целостной инструкции.
Для преодоления негативизма ребенка целесообразно использование пищевого подкрепления (кусочки фруктов, орешки) за верно выполненные упражнения.
Упражнение «Высоко – низко».
Используется при закреплении соответственных пространственных понятий. Ребенок совместно со взрослым подбрасывает мяч на разную высоту и ловит его руками. С целью развития понимания сравнительной степени наречий упражнение проводится в соревновании: «Кто выше?». Если позволяют речевые возможности ребенка, целесообразно сопряжено (отраженно) проговорить простую фразу: «Я выше», «Ты выше». Формировать предпосылки к диалогической речи: «Кинь выше! Кинул?» ( стимулируется произнесение слова «Да»)
Упражнение «Ходьба по гимнастической скамейке».
Ребенку необходимо пройти по скамейке и собрать в корзинку расположенные на ней ( по бокам) предметы ( ягоды, фрукты, посуду). Упражнение может быть использовано при закреплении любой лексической темы. Для развития произвольной регуляции деятельности ребенок может собирать лишь некоторые предметы по инструкции или складывать их раздельно в разные корзинки.
Игра «Оружие из теста».
Взрослый вместе с ребенком отрывает куски теста и бросает их в мишень на стене, при этом взрослый сопровождает совместные действия речевым комментарием: «Попал», «Попал?», стимулируя ребенка либо к произнесению глагола, либо утвердительного слова «Да»
Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности
«Аппликация». Взрослый вместе с ребенком наклеивает на картон разный материал, стремится к повторению названий ребенком: пух, вата, мех, бумага. Необходимо наклеить на картон несколько одинаковых кусочков, чтобы обеспечить многократное повторение слов. В конце игры ребенок может на ощупь угадывать и называть наклеенные им кусочки.
«Волшебные фигурки»
Ребенок на ощупь находит по инструкции взрослого фигурки, вырезанные из различной бумаги: Фигурки могут обозначать, например, слова: дом, ваза, сапоги, собака, лев, лук.
«Желе – мука».
Взрослый опускает руки ребенка поочередно в миски с желе, с мукой, сопровождая действия экспрессивным произнесением слов: «желе», «мука». Затем ребенку завязываются глаза, взрослый поочередно опускает руку ребенка в миску с продуктом и побуждает ребенка ответить, что у него в руке.
«Ком».
Взрослый совместно с ребенком раскатывает тесто, затем собирает его в ком, утрировано артикулируя словом «ком», побуждая ребенка к его произнесению. Вариантом игры может стать: скатывание кома из других материалов: творожной массы, глины и.т.п.
«Еж».
Ребенок совместно со взрослым катает шарик из теста, обваливает его в гречке, сопровождает действия ребенка речевым комментарием. В конце игры взрослый предлагает преподнести ежа в подарок маме с одновременным произведением: «Еж». Взрослый подводит ребенка к матери, произнося: « Смотри, мама, еж! Еж!»
«Вода – песок»
Взрослый ставит на стол перед ребенком два прозрачных бокала: с водой и песком. Взрослый поочередно опускает руку ребенка в бокалы, побуждая к сопряженному произнесению слов: «вода»,»песок».Затем взрослый поясняет ребенку , что вода мокрая, а песок – сухой; просит ребенка показать «мокрый» бокал, затем «сухой» бокал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции...
Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского сада.
В статье раскрывается поэтапная корекционная работа с неговорящими детьми....
«Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми».
Рекомендации родителям. Стимуляция речевого развития с помощью сенсорного воспитания. Перечень примерных упражнений....
Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми
Я намеренно употребляю этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произ...
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми...
Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"
Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....