Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_tezisy_v_yagu_dlya_publikacii.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
Горбунова Е. А., учитель-дефектолог
ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Нерюнгри»
В настоящее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, у которых отсутствует речь. У них отмечается задержка психоречевого развития, ранний детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, детский церебральный паралич.
В «Республиканский реабилитационный центр г. Нерюнгри» поступают дети раннего возраста. Проводя занятия, мы стали отмечать, что у многих малышей в ответ на общение с взрослыми отсутствует зрительное сосредоточение, улыбка, двигательное оживление и вокализация. Они не всегда узнают голос матери, не различают ласковую и строгую интонацию. Почти не интересуются игрушками, не понимают речь окружающих. В связи с этим, мы пришли к решению о необходимости специальной коррекционной работы, именно с такой категорией детей.
Цель эксперимента – определить эффективность использования специальных игр и упражнений, как средства эмоционального и речевого развития детей. Объект эксперимента – состояние эмоционального и речевого развития детей раннего возраста. Предмет эксперимента – система специальных игр и упражнений эмоционального и речевого развития детей.
Задачи эксперимента:
Изучить теоретический и практический материал по выбранной теме.
Разработать систему диагностики и оценивания уровней эмоционального и речевого развития детей до трех лет.
Выявить уровень эмоционального и речевого развития экспериментальной и контрольной групп.
Выявить эффективность системы игр и упражнений на эмоциональное и речевое развитие детей до трех лет.
Исходя из поставленной цели и задач, мы выдвинули следующую гипотезу: использование с безречевыми детьми системы специальных игр и упражнений позволит повысить эффективность коррекционной работы и положительно повлияет на уровень эмоционального и речевого развития детей. По заданной теме были изучены теоретические и практические материалы. Дедюхина Г.В., Худенко Е.В., пишут: «…формирование предпосылок к общению, освоение различных коммуникативных средств (эмоциональных, жестовых, предметных, речевых) приобретает особое значение для неговорящего ребенка».
Экспериментальное обучение проводилось в течение 2009-2011 годов на базе Центра. В исследовании участвовало семь детей (экспериментальная группа – Э.Г.) от 1, 7 месяцев до 3-х лет. В контрольную группу (К.Г.) вошло также семь детей аналогичного возраста. Испытуемые К.Г. участвовали в исследовании только на диагностических этапах.
У детей обеих групп отсутствовала речь, отмечалась задержка психического развития, эмоциональные реакции были бедны или совершенно отсутствовали. Слуховое и зрительное восприятие было резко ограничено, отсутствовали реакции на зрительные, слуховые, тактильные раздражители, а также наблюдалось практически полное отсутствие вербальных и невербальных средств коммуникации.
Нами была разработана шкала оценки эмоционального развития безречевых детей: 1 ур. (низкий) – не плачет при расставании с матерью, не радуется приходу мамы, не реагирует эмоционально, когда что-то не получается, не радуется, когда получается, не подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации; 2 ур. (средний) – не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение, легко отвлекается от любого занятия; 3 ур. – эмоционально – волевая сфера приближена к возрастной норме.
Исходя из этого, при первичной диагностике в Э.Г., получены следующие результаты: 1 ур. эмоционального развития у 4 детей (57%), 2 ур. – у трех детей (43%), 3 ур. – 0% . В К.Г.: три ребенка(43%) соответствовали 1 ур., четыре ребенка(57%) – 2 ур. Чтобы проследить влияние эмоционального развития на формирование речи, было проведено обследование речевого развития детей. Разработали шкалу оценки: I ур. – полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, непонимание обращенной речи; II ур.– произносит отдельные звуки, звукокомплексы, понимание обращенной речи ограниченно; III ур.– произносит несколько лепетных слов и звукоподражаний, выполняет простые речевые инструкции.
При обследовании в Э.Г. выявлены следующие результаты: четверо детей (57%) с I ур. развития речи, трое детей (43%) со II ур., с III ур. -0%. В К.Г.: I ур. – 4 детей (57%), cо II ур. – 3 детей (43%), с III ур – 0%.
Для решения поставленных задач была разработана система специальных игр и упражнений, составлен план коррекции по эмоциональной стимуляции безречевых детей. Работу проводили по семи направлениям: развитие зрительного восприятия людей, развитие зрительного восприятия себя, развитие зрительного восприятия предметов, развитие тактильного восприятия, развитие вкусовых качеств, развитие обоняния, развитие эмоций. Приведем для примера описание работы в первом направлении:
По итогам проведенного эксперимента были получены следующие результаты. В Э.Г.: 1 ур. эмоционального развития (низкий) – 0 (%), 2 ур. – 4 детей (57%), 3 ур – 3 детей (43%). В К.Г.: 1 ур. - 1ребенок (15%), 2 ур. – 6 детей (85%), 3 ур. - 0%. В Э.Г.: I ур. речевого развития (низкий) – 0%; II ур. – 4 ребенка (57%); III ур. – 3 ребенка (43%). В К.Г.: I ур. – 2 ребенка (28%), II ур. – 4 ребенка (57%), III ур. – 1 ребенок (15%). Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод, что система специальных игр и упражнений для стимуляции эмоционального и речевого развития детей является эффективным средством в коррекционной работе с детьми раннего дошкольного возраста.
Цель: использование специальных игр и упражнений, как средства эмоционального и речевого развития детей.
Задачи:
Развитие зрительного восприятия.
Развитие восприятия себя.
Развитие восприятие предметов.
Развитие тактильных ощущений
Развитие вкусовых качеств.
Развитие обоняния.
Развитие эмоций.
Занятия | Игры и упражнения | Уровни эмоциональ-ного развития | Цель: |
1-4 | Развитие зрительного восприятия людей | Формирование эмоциональных реакций Развитие зрительного восприятия Стимуляция интереса ребенка к педагогу Формирование у ребенка представлений о своем теле 5 формирование представлений о предметах Развитие словаря | |
Игры на коленях, игры в прятки | 1 уровень | ||
« Мамины глаза», «Тетины ручки», «Ладушки», «Сорока-белобока», «Папина улыбка», «Хмурим бровки», «Катины щечки». | 2 уровень | ||
«Машины пальчики», «Поиграем с пальчиками», «Веселая гармошка», «Кулак-ладошка». | 3 уровень | ||
5-8 | Развитие восприятия себя | ||
Прятки, игра с зеркалом, «Где же мои ручки», «Вот какие пальчики», «Ах, какие глазки», «Коля улыбается», «Коля сердится». | 1 уровень | ||
Игра с зеркалом, «Надуем щечки», «Пузырь», «Чем слушаем?», игры с языком, | 2 уровень | ||
Игры с париками, очками, разными предметами, «Кулак-ладошка», «Веселая гармошка», игры с пальчиками. | 3 уровень | ||
9-12 | Развитие восприятие предметов | ||
Игры с крупой, фасолью, мелкими и крупными предметами и игрушками, игры со звучащими предметами, игры с светящимися игрушками, игры с музыкальными инструментами. Игры –прятки с предметами и игрушками. | 1 уровень | ||
Игры с предметами и игрушками с разными признаками (цвет, форма, величина). «Пирамидка», «Матрешка», «Коробочки», «Вкладыши». Игры –прятки с предметами и игрушками. | 2 уровень | ||
«Песочные часы», игры с игрушками со специальными эффектами (пистолет, ракета, робот). Игры –прятки с предметами и игрушками. | 3 уровень | ||
13-16 | Развитие тактильных ощущений | Цель: | |
Игры с массажерами, веерами, кисточками, брызгалками, мыльными пузырями, игры с разными поверхностями, | 1 уровень | Формирование эмоциональных реакций Развитие тактильного восприятия ребенка Расширение представлений о его осязании Стимуляция общения ребенка с педагогом Формирование представлений ребенка о предметах. Развитие словаря | |
Игры с массажерами, игры с разными поверхностями, игры с липкими, сухими материалами, игры с водой, игры с шумными предметами. Игры с привлекательными предметами (гирлянды, украшения, зеркала, светящиеся игрушки). | 2 уровень | ||
Игры с массажерами, игры с разными поверхностями, с разными тканями, «Волшебный мешочек», «Магазин»», игры с привлекательными предметами (гирлянды, украшения, зеркала, светящиеся игрушки). Игры с фруктами и овощами. | 3 уровень | ||
17-20 | Развитие вкусовых качеств | Цель: | |
Использование контрастных вкусов (соленый- сладкий): « | 1 уровень | Формирование четких эмоциональных реакций Развитие самостоятельности, способности выражать свои предпочтения и эмоции. Активизация внимания. Стимуляция интереса ребенка к педагогу. Формирование представлений о предметах. Развитие словаря. | |
Использование различных сортов пищи (сухой мокрый, жесткий - мягкий, хрустящий, воздушный) | 2 уровень | ||
Использование различных сортов пищи (сухой мокрый, жесткий - мягкий, хрустящий, воздушный), использование продуктов, различных по способу приготовлен (сырой -запеченный –вареный и др.). Контрастные по температуре напитки и еда (горячие –теплые -холодные). Различные типы еды (мясо, овощи, хлеб, фрукты). Различные по консистенции продукты и напитки (жидкий – густой). | 3 уровень | ||
21-24 | Развитие обоняния | ||
Использование разных по запаху продуктов (нравится -не нравится, вкусно- невкусно) | 1 уровень | ||
Использование разных по запаху продуктов, кремов, пищевых эссенций (радость-отвращение, вкусно-невкусно, приятно - неприятно). | 2 уровень | ||
Использование разных по запаху кремов, духов, растений, пищевых эссенций (приятно -неприятно, удовольствие-неудовольствие, радость-отвращение). | 3 уровень | ||
25-28 | Развитие эмоций | Цель: | |
Эмоции радости, злости. Игры «Солнышко светится», «Радостный зайка», «Злая собака», «Веселый клоун», «Сердитый волк». | 1 уровень | Развитие основ эмоционального реагирования Стимуляция внимания ребенка и расширение его представлений Развитие зрительного контакта между ребенком и педагогом; создание основ для коммуникативного общения. Формирование представлений о предметах. Обогащение словаря. | |
Эмоции удивления и сочувствия. Игры «Неожиданные находки», «Пожалей лялю», «Ляля заболела», «Ножка болит», «Зайка потерялся», «Зайку бросила хозяйка», «Неожиданный подарок», «Удивительный предмет», «Волшебная палочка». | 2 уровень | ||
Эмоции вины и стыда. Игры «Обидели мишку», «Грустный котенок», «Сломанная игрушка», «Поругаем Катю», «Нехочуха», «Чужая игрушка», «Давай мириться» | 3 уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников"
Значение психогимнастики в развитии детей, представлены конкретные комплексы....
«Авторские игрушки и куклы-пособия для коррекционной работы с детьми с речевой патологией»
«Чудеса в окне» (использование панно из флиса в коррекционной работе с детьми с речевой патологией) от 3-х лет и старше.Гейне В.С.,Воспитатель , учитель –логопед ГОУ МО СКНШДС № 737 К...
Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с ФФНР,
Краткий обзор этапов, дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми с Фонетико - фонематическим недоразвитием речи....
Методическое пособие для совместной деятельности с детьми средней группы 2013-2014 учебный год "Олимпиада 2014 в г. Сочи в стихах и картинках для детей"
Опорный конспект совместной деятельностис детьми средней группы 2013-2014 учебный год"Олимпиада 2014 в г.Сочи в стихах и картинках для детей" воспитатель: Платунова Т.А. Дата...
Методическое пособие для развития речи с детьми младшего возраста «Полезная книга».
Методическое пособие "Полезная книга" разработан для совместной работы родителей с детьми. ...
Учебно-методическое пособие по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Проектная деятельность в саду....
Методический материал по коррекционной педагогике на тему «Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения»
Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциона...