Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

 

Методическое пособие по коррекционной работе  с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota_tezisy_v_yagu_dlya_publikacii.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие по коррекционной работе  с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции

Горбунова Е. А., учитель-дефектолог

ГБУ  РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Нерюнгри»

В настоящее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, у которых отсутствует речь. У них отмечается задержка  психоречевого развития, ранний детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, детский церебральный паралич.

В  «Республиканский реабилитационный центр г. Нерюнгри» поступают дети раннего возраста. Проводя занятия, мы стали отмечать, что у многих малышей в ответ на общение с взрослыми отсутствует зрительное сосредоточение, улыбка, двигательное оживление и вокализация. Они  не всегда узнают голос матери, не различают ласковую и строгую интонацию. Почти не интересуются игрушками, не понимают речь окружающих. В связи с этим, мы пришли к решению о необходимости специальной коррекционной работы, именно с такой категорией детей.

Цель эксперимента – определить эффективность использования специальных игр и упражнений, как средства эмоционального и речевого развития детей. Объект эксперимента – состояние эмоционального и речевого развития детей раннего возраста. Предмет эксперимента – система специальных игр и упражнений эмоционального и речевого развития детей.

Задачи эксперимента:

Изучить теоретический и практический материал по выбранной теме.

Разработать систему диагностики и оценивания уровней эмоционального и речевого развития детей до трех лет.

Выявить уровень эмоционального и речевого развития экспериментальной и контрольной групп.

Выявить эффективность системы игр и упражнений на эмоциональное и речевое развитие детей до трех лет.

Исходя из поставленной цели и задач,  мы выдвинули следующую гипотезу: использование с безречевыми детьми системы специальных игр и упражнений позволит повысить эффективность коррекционной работы и положительно повлияет на уровень эмоционального и речевого развития детей. По заданной теме были изучены теоретические и практические материалы. Дедюхина Г.В., Худенко Е.В., пишут: «…формирование предпосылок к общению, освоение различных коммуникативных средств (эмоциональных, жестовых, предметных, речевых) приобретает особое значение для неговорящего ребенка».

Экспериментальное обучение проводилось в течение 2009-2011 годов на базе Центра. В исследовании  участвовало семь  детей (экспериментальная группа – Э.Г.)  от 1, 7 месяцев до 3-х лет. В контрольную группу (К.Г.) вошло также семь детей аналогичного возраста. Испытуемые К.Г. участвовали в исследовании только на диагностических этапах.

У детей обеих групп отсутствовала речь, отмечалась задержка психического развития, эмоциональные реакции были бедны или совершенно отсутствовали. Слуховое и зрительное восприятие было резко ограничено, отсутствовали реакции на зрительные, слуховые, тактильные раздражители, а также наблюдалось практически полное отсутствие вербальных и невербальных средств коммуникации.

Нами была разработана шкала оценки эмоционального развития безречевых детей: 1 ур. (низкий) – не плачет при расставании с матерью, не радуется приходу мамы, не реагирует эмоционально, когда что-то не получается, не радуется, когда получается, не подражает эмоциональному отношению взрослого к  ситуации;  2  ур. (средний) – не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение, легко отвлекается от любого занятия; 3 ур. – эмоционально – волевая  сфера приближена к возрастной норме.

Исходя из этого, при первичной диагностике в Э.Г., получены следующие результаты: 1 ур. эмоционального развития у 4 детей (57%), 2 ур. – у трех детей (43%), 3 ур. – 0% . В К.Г.: три ребенка(43%)  соответствовали 1 ур., четыре ребенка(57%) – 2 ур. Чтобы проследить влияние эмоционального развития на формирование речи, было проведено обследование речевого развития детей. Разработали шкалу оценки: I ур. – полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, непонимание обращенной речи; II ур.– произносит отдельные звуки, звукокомплексы, понимание обращенной речи ограниченно; III ур.– произносит несколько лепетных слов и звукоподражаний, выполняет простые речевые инструкции.

При обследовании в Э.Г. выявлены следующие результаты: четверо детей (57%) с I ур. развития речи, трое детей (43%) со II ур., с III ур. -0%. В К.Г.: I ур. – 4 детей (57%), cо II ур. – 3 детей (43%), с III ур – 0%.

Для решения поставленных задач была разработана система специальных игр и упражнений, составлен план коррекции  по эмоциональной стимуляции безречевых детей. Работу проводили по семи направлениям: развитие зрительного восприятия людей, развитие зрительного восприятия себя, развитие зрительного восприятия предметов, развитие тактильного восприятия, развитие вкусовых качеств, развитие обоняния, развитие эмоций. Приведем для примера описание работы в первом направлении:

По итогам проведенного эксперимента были получены следующие результаты. В Э.Г.: 1 ур. эмоционального развития (низкий) – 0 (%), 2 ур. – 4 детей (57%), 3 ур – 3 детей (43%). В К.Г.: 1 ур. - 1ребенок (15%), 2 ур. – 6 детей (85%), 3 ур. - 0%. В Э.Г.: I ур. речевого развития (низкий)  – 0%; II ур. – 4 ребенка (57%); III ур. – 3 ребенка (43%). В К.Г.: I ур. – 2 ребенка (28%), II ур. – 4 ребенка (57%), III ур. – 1 ребенок (15%). Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод, что система специальных игр и упражнений для стимуляции эмоционального и речевого развития детей является эффективным средством в коррекционной работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Цель: использование специальных игр и упражнений, как средства эмоционального и речевого развития детей.

Задачи:

Развитие зрительного восприятия.

Развитие восприятия себя.

Развитие восприятие предметов.

Развитие тактильных ощущений

Развитие вкусовых качеств.

Развитие обоняния.

Развитие эмоций.

Занятия

Игры и упражнения

Уровни эмоциональ-ного развития

Цель:

1-4

Развитие зрительного восприятия людей

Формирование эмоциональных реакций

Развитие зрительного восприятия

Стимуляция интереса ребенка к педагогу

Формирование у ребенка представлений о своем теле

5 формирование представлений о предметах

Развитие словаря

Игры на коленях, игры в прятки

1 уровень

« Мамины глаза», «Тетины ручки», «Ладушки», «Сорока-белобока», «Папина улыбка», «Хмурим бровки», «Катины щечки».

2 уровень

 «Машины пальчики», «Поиграем с пальчиками», «Веселая гармошка», «Кулак-ладошка».

3 уровень

5-8

Развитие восприятия себя

Прятки, игра с зеркалом, «Где же мои ручки», «Вот какие пальчики», «Ах, какие глазки», «Коля улыбается», «Коля сердится».

1 уровень

Игра  с зеркалом, «Надуем щечки», «Пузырь», «Чем слушаем?», игры с языком,

2 уровень

Игры с париками, очками, разными предметами, «Кулак-ладошка», «Веселая гармошка», игры с пальчиками.

3 уровень

9-12

Развитие восприятие предметов

Игры с крупой, фасолью, мелкими и крупными предметами и игрушками, игры со звучащими предметами, игры с светящимися игрушками, игры с музыкальными инструментами. Игры –прятки с предметами и игрушками.

1 уровень

Игры с предметами и игрушками с разными признаками (цвет, форма, величина). «Пирамидка», «Матрешка», «Коробочки», «Вкладыши». Игры –прятки с предметами и игрушками.

2 уровень

«Песочные часы», игры с игрушками со специальными эффектами (пистолет, ракета, робот).   Игры –прятки с предметами и игрушками.

3 уровень

13-16

Развитие тактильных ощущений

Цель:

Игры с массажерами, веерами, кисточками, брызгалками, мыльными пузырями, игры с разными поверхностями,

1 уровень

Формирование эмоциональных реакций

Развитие тактильного восприятия ребенка

Расширение представлений о его осязании

Стимуляция общения ребенка с педагогом

Формирование представлений ребенка о предметах.

Развитие словаря

Игры с массажерами, игры с разными поверхностями, игры с липкими, сухими материалами, игры с водой, игры с шумными предметами. Игры  с привлекательными предметами (гирлянды, украшения, зеркала, светящиеся игрушки).

2 уровень

Игры с массажерами, игры с разными поверхностями, с разными тканями, «Волшебный мешочек», «Магазин»», игры с привлекательными предметами (гирлянды, украшения, зеркала, светящиеся игрушки). Игры с фруктами и овощами.

3 уровень

17-20

Развитие вкусовых качеств

Цель:

Использование контрастных вкусов (соленый- сладкий): «

1 уровень

Формирование четких эмоциональных реакций

Развитие самостоятельности, способности выражать свои предпочтения и эмоции.

Активизация внимания.

Стимуляция интереса ребенка к педагогу.

Формирование представлений о предметах.

Развитие словаря.

Использование различных сортов пищи (сухой мокрый, жесткий - мягкий, хрустящий, воздушный)

2 уровень

Использование различных сортов пищи (сухой мокрый, жесткий - мягкий, хрустящий, воздушный), использование продуктов, различных по способу приготовлен (сырой -запеченный –вареный и др.). Контрастные по температуре напитки и еда (горячие –теплые -холодные). Различные типы еды (мясо, овощи, хлеб, фрукты). Различные по консистенции продукты и напитки (жидкий – густой).

3 уровень

21-24

Развитие обоняния

Использование разных по запаху продуктов (нравится -не нравится, вкусно- невкусно)

1 уровень

Использование разных по запаху продуктов, кремов, пищевых эссенций (радость-отвращение, вкусно-невкусно, приятно - неприятно).

2 уровень

Использование разных по запаху кремов, духов, растений, пищевых эссенций (приятно -неприятно, удовольствие-неудовольствие, радость-отвращение).

3 уровень

25-28

Развитие эмоций

Цель:

Эмоции радости, злости. Игры «Солнышко светится», «Радостный зайка», «Злая собака», «Веселый клоун», «Сердитый волк».

1 уровень

Развитие основ эмоционального реагирования

Стимуляция внимания ребенка и расширение его представлений

Развитие зрительного контакта между ребенком и педагогом; создание основ для коммуникативного общения.

Формирование представлений о предметах.

Обогащение словаря.

Эмоции удивления и сочувствия. Игры «Неожиданные находки», «Пожалей лялю», «Ляля заболела», «Ножка болит», «Зайка потерялся», «Зайку бросила хозяйка», «Неожиданный подарок», «Удивительный предмет», «Волшебная палочка».

2 уровень

Эмоции вины и стыда. Игры «Обидели мишку», «Грустный котенок», «Сломанная игрушка», «Поругаем Катю», «Нехочуха», «Чужая игрушка», «Давай мириться»

3 уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Авторские игрушки и куклы-пособия для коррекционной работы с детьми с речевой патологией»

«Чудеса в окне» (использование  панно из флиса в коррекционной работе с детьми с речевой патологией) от 3-х лет и старше.Гейне В.С.,Воспитатель , учитель –логопед ГОУ МО СКНШДС № 737 К...

Дидактические игры и пособия в коррекционной работе с детьми с ФФНР,

Краткий обзор этапов, дидактических игр и пособий в коррекционной работе с детьми с Фонетико - фонематическим недоразвитием речи....

Методическое пособие для совместной деятельности с детьми средней группы 2013-2014 учебный год "Олимпиада 2014 в г. Сочи в стихах и картинках для детей"

Опорный конспект совместной деятельностис детьми средней группы 2013-2014 учебный год"Олимпиада 2014 в г.Сочи в стихах и картинках для детей" воспитатель: Платунова Т.А. Дата...

Методическое пособие для развития речи с детьми младшего возраста «Полезная книга».

Методическое пособие "Полезная книга" разработан для совместной работы родителей с детьми. ...

Методический материал по коррекционной педагогике на тему «Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения»

Развитие эмоционального мира ребенка с нарушением зрения Современная социальная ситуация не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с нарушением зрения, в позитивных эмоциона...