Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
план-конспект по логопедии на тему

Ляхова Надежда Николаевна

 

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и значение начального этапа  коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кóка» — петушок, «кóй» — открой, «дóба» — добрый, «дáда» — дай, «пи» — пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кóка», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи.

В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («пáка ди» — собака сидит, «атó» — молоток, «тя макó» — чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-, трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» — дать, взять; «ки́ка» — книга; «пáка» — палка); «контурных» слов из двух-трех слогов («атóта» — морковка, «тяпáт» — кровать, «тя́ти» — мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» — корова, «Бéя» — Белоснежка, «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других частей речи («босё» — большой, «пакá» — плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т. п. Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, режим дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.

Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.  Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы: развитие понимания речи; развитие активной подражательной речевой деятельности; развитие внимания, памяти, мышления детей.

Обучение детей первого уровня речевого развития предусматривает: развитие понимания речи;  развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности;  формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Логопедические занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2—3 человека) в форме игровых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. Работа по расширению понимания речи базируется на раз витии у детей представлений о предметах и явлениях окружа ющей действительности, понимания конкретных слов и выра жений, отражающих знакомые детям ситуации и явления. Дети усваивают в импрессивной речи названия предметов, действий, совершаемых самим ребенком, постепенно приучаются различать признаки предметов. Материалом для проведения таких занятий являются игрушки, одежда, посуда, продукты питания и т. д. Одновременно дети обучаются пониманию некоторых грамматических значений.

Особое внимание обращается на умение различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных и глаголов; обращения-повеления к одному или нескольким лицам; глаголы, близкие по звучанию; действия, близкие по сходству ситуации, а также противоположные по значению. Развитие самостоятельной речи является необходимым условием для формирования активного лексического запаса у детей. Логопед называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка. Детей учат грамматически правильно строить предложения типа: именительный падеж существительного + согласо ванный глагол 3-го лица настоящего времени. Рекомендуется предварительно повторить глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа, а затем к основе глагола «наращивать» звук т (сиди — сидит). Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает к пользованию такой элементарной формой устной речи, как краткий ответ на вопрос. Это является переходной ступенью к овладению простым диалогом.

Работа по формированию звуковой стороны речи в этот период заключается прежде всего в развитии восприятия речи. Рекомендуются различные специальные упражнения: выделение заданного слова в ряду других слов;  различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка — удочка); различение сходных по звуковому составу предложений (показать картинку: то купается, а кто катается). Для расширения объема слуховой памяти и удержания последовательности слов детям предлагается ряд занятий на выполнение двух-трехступенчатых инструкций, запоминание ряда из 3—4 картинок и т. д. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Однако отдельные артикуляционные упражнения, уточнение правильного произношения имеющихся у детей звуков позволяет создавать благоприятные условия для вызывания отсутствующих. В процессе проведения занятий с детьми первого уровня последовательно формируется активное отношение ребенка к языковой действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения гендерного подхода в коррекционной логопедической работе.

Учет психологических  различий в логопедической работе требует иной его организации с мальчиками и девочками....

Значение артикуляционной гимнастики в логопедической работе.

Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое для всех. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык &ndash...

Коррекционно-логопедическая работа с использованием музыки с детьми дошкольного возраста

Основу коррекционно-логопедических занятий составляет синтез слов,музыки,движений....

Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия. В данной подборке представлен лексический  материал по ...

«Занятие–презентация» – как одна из эффективных форм логопедической работы в дистанционном формате с детьми дошкольного возраста, имеющими различные нарушения речи

Основная идея проекта заключается в поиске оптимальной формы логопедической работы, позволяющей обеспечить непрерывность процесса коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста, находящ...

Консультация для родителей "ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"

Хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, залог правильного произношения звуков. Развитие движений этих органов происходит постепенно, в про...

Методические рекомендации к проведению логопедической работы в летний период с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.

 Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: недоавтоматизированные звуки могут исчезнуть совсем, тогда не...