«Формирование нравственного здоровья детей через развивающие игры»
консультация (средняя группа) на тему

 

Доклад (из опыта работы) для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstv.zdorovya_detey.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

(из опыта работы)

для педагогов: «Формирование нравственного здоровья детей через развивающие игры»

                        Подготовила:

                              Воспитатель 2 мл.гр. МДОУ № 27 «Росинка»

                              Г.Д. Кардакова

г. Набережные Челны

ноябрь, 2012г.

Формирование нравственного здоровья детей через развивающие игры.

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В настоящее время все мы переживаем один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Я читаю, что дошкольный возраст – это фундамент общего развития  ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших  детях, заложить  нравственные  основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Я обратила внимание, что у  детей  в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Ни для кого не секрет, что игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение  детьми окружающей жизни. А также, игра учит  ребенка. Поэтому, воспитание  нравственно  здоровой личности невозможно представить себе без развивающих игр. Игр, которые учат  ребенка  размышлять над  нравственной  сутью каждого поступка, развивают душу и воспитывают хорошие манеры. Для  формирования  духовно-нравственных качеств  детей, нужно использовать игры которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают  ребенку  в накоплении социального опыта.

Такими развивающими играми, формирующими духовно здоровую личность, являются народные игры, имеющие  нравственную  основу. Народные игры можно использовать во всех видах деятельности с дошкольниками.  Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают  ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.

Также, в различных видах деятельности дошкольников можно использовать игры, целью которых является воспитание  нравственных  качеств личности  ребенка . Они способствуют адаптации  ребенка  в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – «препятствия» (стулья, кубики, обручи и т.д.).  Дети  распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Подарок»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик), а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

«Волшебные очки»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Цветик – семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Ход игры: дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток цветика-семицветика и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.

Некоторые игровые приемы, которые учат соучастию я использую на занятиях. Например, формированию доброжелательного отношения детей в группе друг к другу способствуют такие игровые приемы:

  1. назови ласково своего соседа;
  2. посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро»;
  3. договоритесь между собой, кто из вас будет загадывать, а кто угадывать;
  4. поделитесь между собой поровну дидактическим материалом.

Еще совместно с детьми можно придумать правила общения друг с другом, которые позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей не только в игре, но и в повседневной жизни.

В своей работе я использую простые правила детского общения:

Почаще говори: давай дружить, давай играть.

Играй честно.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.

Начав одно дело, доводи его до конца.

Разговаривая, умей слушать и понимать.

Не перебивай в разговоре.

Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.

Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.

Я считаю, что имея желание, каждый педагог может придумать совместно с  детьми  свои правила.

И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных отношений детей через экологическое воспитание.

способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры...

Развитие мыслительной активности детей через развивающие игры. (Консультация.)

Цель: Помочь ребёнку преодолеть трудности в процессе  обучения, сформировать недостающие навыки, развитие воображения гибкости мышления, формирование качеств творческой личности, умение рассуждат...

Консультация «Формирование нравственно- патриотического воспитания через речевые игры »

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время  особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. В настоящее время...

МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.»

       Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познават...