МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.»
материал (старшая группа)

         Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

       Цель моей работы: обеспечение целостности образовательного процесса через дидактические игры, которые содействуют лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

       Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

-обеспечить условия в организации образовательного процесса с детьми, с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей;

– повышение профессиональной компетенции педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей, использование современных образовательных технологий;

– обеспечить условия по направлению «математическое просвещение и популяризация математических наук» среди родителей.

     Я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей. Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. 

        Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

        Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры  стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.   В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок  учится счету, речи и т.п., выполняя правила  игры, игровые действия. В дидактических  играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

      Компонентами, составляющими дидактическую игру, являются дидактическая (обучающая) задача, воспитательная задача, игровая задача, ставящаяся перед детьми, игровые правила и действия.

       Для систематизации своей работы я собрала базу данных различных дидактических игр математического содержания для детей дошкольного возраста.  Классифицировала их по решению педагогических задач, а также с учетом возрастных особенностей детей и создала картотеку дидактических игр  с математическим содержанием.  Затем составила перспективный план работы с детьми по использованию различных дидактических игр  в непосредственной образовательной деятельности (НОД),  то есть на занятиях в и  образовательной деятельности в других режимных моментах. 
     Все дидактические  игры я для себя разделила на несколько  групп:

-Счетный материал (счетные палочки, игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки).

-Плоскостные геометрические фигуры, тела,

-Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа,

-Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа,

-«Дерево времени» (времена года, части суток),

-Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната), различные схемы к блокам Дьенеша, палочкам Кьюзинера, к игре «Геоконт» и др,

-Игры на развитие пространственных и временных представлений,

-Игры на составление целого из частей,

-Игры на сравнение предметов,

-Игры на развитие логического мышления,

-Интеллектуальные игры: шашки, шахматы (настольные, демонстрационные),

-Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы),

-Развивающие игры: игры Никитина и Воскобовича: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат»; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, магнитные Пифагорики и игры-головоломки: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пентамино» и т.д.

        В своей работе использую множество дидактических  игр и упражнений, различной степени  сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.   Одна из них Математический куб».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_po_matematike.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

МАСТЕР - КЛАСС

НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.»

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

МБДОУ «Детский сад № 27

Соколова Жанна Викторовна

г.Михайловск, 2020г.

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель моей работы: обеспечение целостности образовательного процесса через дидактические игры, которые содействуют лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

-обеспечить условия в организации образовательного процесса с детьми, с учетом их индивидуальных психологических особенностей и интеллектуальных возможностей;

– повышение профессиональной компетенции педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей, использование современных образовательных технологий;

– обеспечить условия по направлению «математическое просвещение и популяризация математических наук» среди родителей.

Я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей. Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т.п., выполняя правила игры, игровые действия. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Компонентами, составляющими дидактическую игру, являются дидактическая (обучающая) задача, воспитательная задача, игровая задача, ставящаяся перед детьми, игровые правила и действия.

Для систематизации своей работы я собрала базу данных различных дидактических игр математического содержания для детей дошкольного возраста. Классифицировала их по решению педагогических задач, а также с учетом возрастных особенностей детей и создала картотеку дидактических игр с математическим содержанием. Затем составила перспективный план работы с детьми по использованию различных дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях в и образовательной деятельности в других режимных моментах.
Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

-Счетный материал (счетные палочки, игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки).

-Плоскостные геометрические фигуры, тела,

-Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа,

-Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа,

-«Дерево времени» (времена года, части суток),

-Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната), различные схемы к блокам Дьенеша, палочкам Кьюзинера, к игре «Геоконт» и др,

-Игры на развитие пространственных и временных представлений,

-Игры на составление целого из частей,

-Игры на сравнение предметов,

-Игры на развитие логического мышления,

-Интеллектуальные игры: шашки, шахматы (настольные, демонстрационные),

-Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы),

-Развивающие игры: игры Никитина и Воскобовича: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат»; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, магнитные Пифагорики и игры-головоломки: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пентамино» и т.д.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Одна из них Математический куб».

Игра с залом. Учимся, играя. «Математический куб»

В каждой группе детского сада найдется обычный пластмассовый кубик, который можно превратить в дидактический и развивающий, что я и сделала.

К каждой грани куба приклеила карточки с изображением цифр от 1 до 6. И куб стал очень востребованным у моих воспитанников. Теперь не только я с ними играю, но и они включи его в свои самостоятельные игры.

Хочу показать Вам, как можно использовать такой куб в образовательной деятельности, с интеграцией областей.

На примере в применении области речевого развития.

Цель. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

а) Произнести автоматизированный звук, слог со звуком; слово с заданнымзвуком.

б) Назвать гласные, либо согласные звуки.

в) Придумать слова с заданным звуком.

г) Составить предложение из заданного количества слов.

Вариантов задания можно придумать множество, адаптируя под деток своейвозрастной группы.

Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование многих дидактических игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Опрос рабочей группы, которая выполняла задания самостоятельно.

  1. «Возьми то, не знаю что! »

Цель: Совершенствование умений детей выбирать предметы по одному свойству: цвету, форме, размеру; оценить свои действия по результату.

Задание: На столе яблоки, их много, они разные. (У ребёнка силуэты яблок).Рассмотри их. Представь себе, что ты выбираешь для себя яблоки. Возьмиодно и положи его в тарелку. Ты можешь выбрать ещё одно яблоко – оно на«ладошке» с буквой. Если на «ладошке» буква «Ц» - берёшь яблоко другогоцвета, «Р» - другого размера, «Ф» - другой формы.

По окончании действий ребёнка:

-Ты доволен своим выбором?

-Как ты думаешь, ты правильно действовал?

-Можно ли было иначе?

  1. Дидактическая игра «Математический квадрат»

Дидактическая игра «Математический квадрат» может быть использованапедагогами дошкольных учреждений в работе с детьми любого возраста назанятиях по формированию элементарных математических представлений, впроцессе совместной деятельности с детьми, а так же в процессесамостоятельной деятельности детей.

Задачи: закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, описывать их по характерным признакам;учить определять пространственное расположение предметов; сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), закрепить знание цветов; обогащать словарный запас; развивать речь, внимание, координацию движений,мелкую мускулатуру пальцев.

Задание 1.Воспитатель предлагает разгадать загадку, а ответом будет являться фигура,которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки.

Примеры загадок:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Задание 2.Предложить создать фигуру определённого цвета.

Задание 3.Можно предложить задания на закрепление свойств фигур. Например, построй большой красный треугольник или построй маленький жёлтый прямоугольник, построй фигуру больше или меньше данной.

Задание 4.По заданию воспитателя дошкольники могут закреплять расположение предметов в пространстве. Воспитатель просит сделать фигуру слева или справа линии, сверху или снизу линии. Так же можно попросить ребёнка расположить фигуры вдоль заданной стороны или расположить в нужном углу. Например: расположи треугольник вдоль правой стороны, расположи квадрат в левом верхнем углу и т.д.

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая развивающая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.

В ходе моей работы я убедилась, что использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Тема :"Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"

Презентация. Тема: "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"...

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

Опыт работы по теме "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"

Опыт работы по теме "Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры"...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Задачи:1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.3. Представить комплекс дидакт...