Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников
статья по теме
Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_lichnostno_orientirovannogo_obucheniya_doshkolnikov.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников
Автор-составитель:
Кармалит Юлия Петровна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани
Технология личностно ориентированного обучения дошкольников составлена на основе методических рекомендаций Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», О.И.Киселевой «Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности», И.Г. Ситкиной и Н.В.Румянцевой «Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка».
Предлагаемая технология ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют формировать партнерские отношения детей.
Технология рассчитана на 4-летний срок обучения детей от 3 до 7 лет и основана на принципах:
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
Принцип специфичности театральной деятельности, который объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
Принцип комплексности, что предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Принцип импровизационности, который определяет творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Цели реализации технологии:
- Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
- Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи реализации технологии:
- Пробудить у детей интерес к театральному искусству.
- Воспитать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности.
- Развить познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
- Сформировать умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.
- Развить эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
- Сформировать первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль.
- Развить психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
Технология рассчитана на детей 3-7 лет.
Алгоритм занятий:
- Младшая группа – 2 раза в месяц по 15 минут.
- Средняя группа – 2 раза в месяц по 20 минут.
- Старшая группа – 2 раза в месяц по 25 минут.
- Подготовительная группа – 2 раза в месяц по 30 минут.
Формы организации работы:
- Психокоррекционные игры.
- Коммуникативные игры.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
- Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
- Пальчиковые игры.
- Игры с элементами танцевальных движений.
- Культура и техника речи.
- Этюдная работа.
- Артикуляционная гимнастика.
Предполагаемый результат:
- Проявляющееся в повседневной жизни умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, формирование навыков коллективного взаимодействия.
- Овладение детьми коммуникативными навыками и умениями.
- Сформированная у детей способность исполнять различные роли, используя средства выразительности.
- Освоение детьми знаний о театральном искусстве.
- Определяемое социальными нормами поведение дошкольников в коллективе – умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности.
Для успешной реализации используются следующие условия:
- необходимое количество учебных часов;
- светлый, просторный зал, группа;
- обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, проигрыватель);
- наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)
Методы реализации технологии:
Игра, метод игровой импровизации, инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ детей, показ, личный пример, беседы, просмотр видеофильмов, обсуждение, наблюдения.
Педагогическая диагностика.
- Социометрический метод,
- Методика «Лестница»,
- Наблюдения за игрой детей,
- Беседа,
- Выступления в театральных постановках.
Критерии оценки детей:
1.Обладают особенностями свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
2. Импровизируют посредствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
3.Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
4.Быстрое запоминание текста.
5.Обширный словарный запас.
6.Большая сосредоточенность внимания.
Содержание личностно ориентированного обучения:
Блок 1. Задачи первого года обучения:
- Знакомить детей с видами театров;
- Пробуждать интерес у детей к театрально-игровой деятельности.
- Учить детей передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением).
- Развивать диалогическую и монологическую речь, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.
Таблица 1.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1. | Ритмика | 2 |
2. | Артикуляционная гимнастика | 1 |
3. | Знакомство с видами театра | 2 |
4. | Беседы | 1 |
5. | Прослушивание и просматривание материала | 1 |
6. | Работа над этюдами | 2 |
7. | Пальчиковые игры | 1 |
8. | Игры - импровизации | 2 |
9. | Приемы вождения кукол | 1 |
10. | Работа над спектаклем | 3 |
11 | Изготовление атрибутов, декораций | 2 |
Итого | 18 |
Технология личностно ориентированного обучения выполняет социальный заказ к ДОУ, выявленный в рамках социального исследования реализации модели выпускника и формирует следующие ключевые компетенции детей:
- коммуникативные навыки (умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты, умение считаться с интересами других, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, уверенность в себе);
- коммуникативные качества (владение собой, проявление терпения к недостаткам других, умение договариваться, проявлять инициативу в завязывании контактов, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом);
- деятельностные навыки (навык перевоплощения, умение разрешать сложные ситуации, социально одобряемое поведение);
- деятельностные качества (активное отношение к окружающему миру, к себе);
- общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, сопереживание, доброта, эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, гуманное отношение к природе).
Наблюдения за детьми в группе, где не реализуется данная технология, позволили нам обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Можно выделить некоторые психологические группы детей:
1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;
2. Другие оказались в подчинении у первых;
3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);
4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.
Таков далеко не полный перечень наших наблюдений в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверстниками.
Изучение воспитателями динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, что не позволяет ему полноценно развиваться как личности. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.
Реализация такой технологии решает эту проблему. Дети, где реализуется данная личностно ориентированная технология, стали более отзывчивыми и сострадательными, проявляют умения налаживать партнерские отношения. Анализ наблюдений, бесед, продуктов игровой и театральной деятельности дошкольников показывает следующие результаты:
- способность детей к социальной реализации,
- повышение речевой памяти,
- способность детей к раскрепощению,
- наличие общей культуры поведения.
Все это свидетельствует о развитости коммуникативных навыков.
Из анализа практики работы воспитателей с детьми можно сделать вывод, что актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, зависит и успешность или не успешность его социализации и др.
В результате театрализованной деятельности дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков общения.
Данная личностно ориентированная технология нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Именно в дошкольном возрасте дети приобщаются к богатствам природы и культуры, учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно-созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.
Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.
В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.
В ходе реализации данной личностно ориентированной технологии реализуются следующие личностные качества детей.
Коммуникативные качества:
- умение принимать себя и других;
- умение видеть в другом человеке его достоинства;
- эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
- знание культуры человеческого общения.
Коммуникативные навыки:
- накопление опыта положительного взаимодействия;
- умение находить общий язык;
- умение без насилия решать конфликты;
- навыки эффективного общения;
- умение выражать свое мнение публично;
- навыки коллективного взаимодействия;
- навыки взаимного уважения и признания;
Деятельностные качества:
- умение планировать свою деятельность;
- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;
- умение действовать в конфликтных ситуациях.
Общечеловеческие ценности:
- ценность семьи;
- ценность здорового образа жизни;
- знание и уважение народных традиций.
Личностно ориентированная технология показывает, что ее использование решает образовательные задачи, отвечает требованиям качества образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александров Г.Л., Дзарасов А.А., Науменко А.Ж. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. пособие. – Владикавказ, 2008.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 2009.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. – М., 2008.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. личностно ориентированное обучение. – М.,2009.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2007.
- Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов – на — Дону, 2007. С – 126
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [текст] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. -352с.
- Волков И.П. Проектирование процессов обучения. – М., 2009.
- Гордин Л.Ю. Организация личностно ориентированного обучения. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология личностно-ориентированного обучения.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у...
Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"
Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
«Профессий много разных есть… » Конспект НОД по развитию речи с использованием образовательной игровой технологии, технологии личностно-ориентированного обучения для детей старшей группы
Цель: обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи:1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях. 2. Учить определять профессию по описанию, делить раз...
Технология личностно-ориентированного обучения
Материалы для организации семинаров и консультаций по дошкольной педагогике в соотвествии с требованиями ФГОС дошкольного образования....
Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога.
Образовательные технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения в работе учителя-дефектолога....
Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технологии личностно-ориентированного обучения.
Современный этап педагогической практики - это переход к деятельностно-развивающей, лич...
ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование технологии личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников»
Технология личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...