Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников
статья по теме

Кармалит Юлия Петровна

 

Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии личностно ориентированного обучения дошкольников

Автор-составитель:

Кармалит Юлия Петровна, воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани

Технология личностно ориентированного обучения дошкольников составлена на основе методических рекомендаций Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», О.И.Киселевой «Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности», И.Г. Ситкиной и Н.В.Румянцевой «Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка».

Предлагаемая технология ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют формировать партнерские отношения детей.

Технология рассчитана на 4-летний срок обучения детей от 3 до 7 лет и основана на принципах:

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.

Принцип специфичности театральной деятельности, который объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности, что предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Принцип импровизационности, который определяет творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Цели реализации технологии:

  1. Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
  2. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи реализации технологии:

  1. Пробудить у детей интерес к театральному искусству.
  2. Воспитать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности.
  3. Развить познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
  4. Сформировать умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.
  5. Развить эмоционально-положительное отношение к сверстникам. 
  6. Сформировать первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль.
  7. Развить психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Технология рассчитана на детей 3-7 лет.

Алгоритм занятий:

  1. Младшая группа – 2 раза в месяц по 15 минут.
  2. Средняя группа – 2 раза в месяц по 20 минут.
  3. Старшая группа – 2 раза в месяц по 25 минут.
  4. Подготовительная группа – 2 раза в месяц по 30 минут.

Формы организации работы:

  1. Психокоррекционные игры.
  2. Коммуникативные игры.
  3. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
  4. Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
  5. Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
  6. Пальчиковые игры.
  7. Игры с элементами танцевальных движений.
  8. Культура и техника речи.
  9. Этюдная работа.
  10. Артикуляционная гимнастика.

Предполагаемый результат:

  1. Проявляющееся в повседневной жизни умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, формирование навыков коллективного взаимодействия.
  2. Овладение детьми коммуникативными навыками и умениями.
  3. Сформированная у детей способность исполнять различные роли, используя средства выразительности.
  4. Освоение детьми знаний о театральном искусстве.
  5. Определяемое социальными нормами поведение дошкольников в коллективе – умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности.

Для успешной реализации используются следующие условия:

  1. необходимое количество учебных часов;
  2. светлый, просторный зал, группа;
  3. обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, проигрыватель);
  4. наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)

Методы реализации технологии:

Игра, метод игровой импровизации, инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ детей, показ, личный пример, беседы, просмотр видеофильмов, обсуждение, наблюдения.

Педагогическая диагностика.

  1. Социометрический метод,
  2. Методика «Лестница»,
  3. Наблюдения за игрой детей,
  4. Беседа,
  5. Выступления в театральных постановках.

Критерии оценки детей:

1.Обладают особенностями свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

2. Импровизируют посредствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)

3.Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

4.Быстрое запоминание текста.

5.Обширный словарный запас.  

6.Большая сосредоточенность внимания.

Содержание личностно ориентированного обучения:

Блок 1. Задачи первого года обучения:

  1. Знакомить детей с видами театров;
  2. Пробуждать интерес у детей к театрально-игровой деятельности.
  3. Учить детей передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением).
  4. Развивать диалогическую и монологическую речь, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.

Таблица 1.

Учебно-тематический план 1 года обучения.

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Ритмика

2

2.

Артикуляционная гимнастика

1

3.

Знакомство с видами театра

2

4.

Беседы

1

5.

Прослушивание и просматривание материала

1

6.

Работа над этюдами

2

7.

Пальчиковые игры

1

8.

Игры - импровизации

2

9.

Приемы вождения кукол

1

10.

Работа над спектаклем

3

11

Изготовление атрибутов, декораций

2

Итого

18

        

Технология личностно ориентированного обучения выполняет социальный заказ к ДОУ, выявленный в рамках социального исследования реализации модели выпускника и формирует следующие ключевые компетенции детей:

  1. коммуникативные навыки (умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты, умение считаться с интересами других, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, уверенность в себе);
  2. коммуникативные качества (владение собой, проявление терпения к недостаткам других,  умение договариваться, проявлять инициативу в завязывании контактов, создание  дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом);
  3. деятельностные навыки (навык перевоплощения, умение разрешать сложные ситуации, социально одобряемое поведение);
  4. деятельностные качества (активное отношение к окружающему миру, к себе);
  5. общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, сопереживание, доброта, эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, гуманное отношение к природе).

Наблюдения за детьми в группе, где не реализуется данная технология,  позволили нам обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Можно выделить некоторые психологические группы детей:

1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;

2. Другие оказались в подчинении у первых;

3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);

4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

Таков далеко не полный перечень наших наблюдений в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверстниками.

Изучение воспитателями динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, что не позволяет ему полноценно развиваться как личности. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

Реализация такой технологии решает эту проблему. Дети, где реализуется данная личностно ориентированная технология, стали более отзывчивыми и сострадательными, проявляют умения налаживать партнерские отношения. Анализ наблюдений, бесед, продуктов игровой и театральной деятельности дошкольников показывает следующие результаты:

  1. способность детей к социальной реализации,
  2. повышение речевой памяти,
  3. способность детей к раскрепощению,
  4. наличие общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о развитости коммуникативных навыков.

Из анализа практики работы воспитателей с детьми можно сделать вывод, что актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Ведь от того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, зависит и успешность или не успешность его социализации и др.

В результате театрализованной деятельности дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков общения.

Данная личностно ориентированная технология нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Именно в дошкольном возрасте дети приобщаются к богатствам природы и культуры, учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – это способ, помогающий активно-созидательно относиться к собственной судьбе. Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.

В ходе реализации данной личностно ориентированной технологии реализуются следующие личностные качества детей.

Коммуникативные качества:

  1. умение принимать себя и других;
  2. умение видеть в другом человеке его достоинства;
  3. эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  4. знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

  1. накопление опыта положительного взаимодействия;
  2. умение находить общий язык;
  3. умение без насилия решать конфликты;
  4. навыки эффективного общения;
  5. умение выражать свое мнение публично;
  6. навыки коллективного взаимодействия;
  7. навыки взаимного уважения и признания;

Деятельностные качества:

  1. умение планировать свою деятельность;
  2. умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;
  3. умение действовать в конфликтных ситуациях.

Общечеловеческие ценности:

  1. ценность семьи;
  2. ценность здорового образа жизни;
  3. знание и уважение народных традиций.

Личностно ориентированная технология показывает, что ее использование решает образовательные задачи, отвечает требованиям качества образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров Г.Л., Дзарасов А.А., Науменко А.Ж. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. пособие. – Владикавказ, 2008.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 2009.
  3. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. – М., 2008.
  4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. личностно ориентированное обучение. – М.,2009.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2007.
  6. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов – на — Дону, 2007. С – 126
  7. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [текст] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. -352с.
  8. Волков И.П. Проектирование процессов обучения. – М., 2009.
  9. Гордин Л.Ю. Организация личностно ориентированного обучения. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у...

Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"

Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном  процессе дошкольников...

«Профессий много разных есть… » Конспект НОД по развитию речи с использованием образовательной игровой технологии, технологии личностно-ориентированного обучения для детей старшей группы

Цель: обобщать и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи:1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях. 2. Учить определять профессию по описанию, делить раз...

Технология личностно-ориентированного обучения

Материалы для организации семинаров и консультаций по дошкольной педагогике в соотвествии с требованиями ФГОС дошкольного образования....

Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога.

Образовательные технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения  в работе учителя-дефектолога....

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технологии личностно-ориентированного обучения.

Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно-развивающей, лич...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование технологии личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников»

Технология личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...