Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Образовательные технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения  в работе учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога

 

Учитель-дефектолог  Тихонова С.А.

 ГКУ СО МО РЦ «Сказка»

г. Наро-Фоминск 2018 г.

 

В соответствии с ФГТ особую актуальность приобретает обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в школе  детей с разными ограничениями в здоровье.

 Развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Принципы технологии личностно-ориентированного взаимодействия:

1. «Необходимо любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство»Ш.А. Амонашвили

2. Понимание и взаимопонимание в общении с ребенком, равенство, сотрудничество, диалог

3. Смена педагогического воздействия  на педагогическое взаимодействие

Доминанта технологии

- Выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания

-  Развитие  присущих ребенку личностных качеств и способностей

- Формирование положительной  Я-концепции

- Развитие творческих способностей

- Овладение навыками самопознания

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

Как правило, дети с задержкой психического развития разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде

Основные задачи реализации технологий в образовательном учреждении:

- Оказание  помощи семье, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития;

-  Своевременная диагностика и  включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции психического развития;

- Реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;

- Квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и речевого развития ребенка;

- Профилактика возникновения «вторичных дефектов»;

- Реализация оздоровительных мероприятий

Реализация принципов технологии на разных этапах работы

Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала  и он имеет возможность выбрать понравившейся ему. Карта развития отражает изменения в психо-речевом развитии ребенка, динамику развития его ВПФ, ребенок «сравнивается с самим собой»

На  занятиях   учитываются   желания ребенка,  уровень  развития и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.

Использование  разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.

Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.

Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.

Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.) Анализируется не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома

Список литературы:

1.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.

3. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар.образование. – 1996. – № 6. – С.67.

4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 1. Суть технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"

Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном  процессе дошкольников...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми»

Сформировать у детей представление о том, что быть аккуратным и опрятным, значит быть здоровым и красивым....

Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми»

Сформировать у детей представление о том, что быть аккуратным и опрятным, значит быть здоровым и красивым....

ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование технологии личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников»

Технология личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....