Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Образовательные технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения в работе учителя-дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии личностно-ориентированного обучения в процессе взаимодействия с детьми в работе учителя-дефектолога
Учитель-дефектолог Тихонова С.А.
ГКУ СО МО РЦ «Сказка»
г. Наро-Фоминск 2018 г.
В соответствии с ФГТ особую актуальность приобретает обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в школе детей с разными ограничениями в здоровье.
Развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.
Принципы технологии личностно-ориентированного взаимодействия:
1. «Необходимо любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство»Ш.А. Амонашвили
2. Понимание и взаимопонимание в общении с ребенком, равенство, сотрудничество, диалог
3. Смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие
Доминанта технологии
- Выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания
- Развитие присущих ребенку личностных качеств и способностей
- Формирование положительной Я-концепции
- Развитие творческих способностей
- Овладение навыками самопознания
Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.
Как правило, дети с задержкой психического развития разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде
Основные задачи реализации технологий в образовательном учреждении:
- Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития;
- Своевременная диагностика и включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции психического развития;
- Реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;
- Квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и речевого развития ребенка;
- Профилактика возникновения «вторичных дефектов»;
- Реализация оздоровительных мероприятий
Реализация принципов технологии на разных этапах работы
Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала и он имеет возможность выбрать понравившейся ему. Карта развития отражает изменения в психо-речевом развитии ребенка, динамику развития его ВПФ, ребенок «сравнивается с самим собой»
На занятиях учитываются желания ребенка, уровень развития и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
Использование разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.) Анализируется не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома
Список литературы:
1.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
3. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар.образование. – 1996. – № 6. – С.67.
4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 1. Суть технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"
Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....
Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми» Тема: «Чистюли»
В последнее время недостаточно уделяется внимания развитию КГН. Я решила восполнить этот пробел и представляю вашему вниманию свою разработку....
Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми»
Сформировать у детей представление о том, что быть аккуратным и опрятным, значит быть здоровым и красивым....
Развитие культурно-гигиенических навыков с использованием технологии «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми»
Сформировать у детей представление о том, что быть аккуратным и опрятным, значит быть здоровым и красивым....
ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование технологии личностно - ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников»
Технология личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....