«Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников»
консультация по теме

Занина  Наталья Александровна

Соообщение для коллег

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый  предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов. Одним из важных видов художественной деятельности детей является словесное творчество.

В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие, как конкретность мышления , небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности . Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного , нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций , воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

         Наблюдение, проведенные мною в группе показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

 Художественный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность.

Что представляет собой художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании).

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать себя в изобразительной деятельности и творческой работе - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.

МБДОУ «Лябирский детский сад №2 «Родничок»

     

                Сообщение

                             для заседания творческой группы ДОУ

«Художественные произведения как средство развития творческих  способностей дошкольников»

         Подготовила:

                                                                                                                   воспитатель

                                                                                                                   Овчинникова Н.А

                2012 – 2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»

Работая с детьми  старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом  рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»

План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир художественных произведений как средство развития речи старших дошкольников»...