ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ И ТАТАРСТАНА. (Поликультурно-белингвальное воспитание в детском саду.)
методическая разработка на тему
Формировать чувство причастности к культурному наследию России и Республики Татарстан (фольклору, народным промыслом, мифологии, праздникам и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bilingvizm_i_polikulturnoe_vospitanie_v_detskom_sadu.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина
для воспитателей
по обучению татарскому и русскому языкам города Нижнекамска.
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ И ТАТАРСТАНА.
(Поликультурно-белингвальное воспитание в детском саду.)
Цель: Формировать чувство причастности к культурному наследию России и Республики Татарстан (фольклору, народным промыслом, мифологии, праздникам и т.д.).
Способствовать развитию интереса к работе по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и по программе Р. А. Боргановой, Ф.Ф.Юсупова «Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду».
В начале викторины все участники делятся на три команды.
Жюри заносит результаты в оценочную таблицу. Победителем викторины становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ведущий: Одним из приоритетных направлений работы нашей деятельности является приобщение дошкольников к истокам русской и татарской культуры. Чтобы этот процесс был эффективным, педагогам необходимо самим обладать достаточным запасом знаний. В ходе сегодняшней игры мы определим «Самую умную команду» воспитателей по обучению татарскому и русского языкам.
Представляем жюри, которые будут оценивать ответы участников викторины:
- Заместитель начальника управления по национальному вопросу - Гарипова Насима Галиахметовна.
- Руководитель методического объединения воспитателей по обучению детей татарскому и русскому языкам - Ахунзянова Василя Хатифовна – старший воспитатель МБДОУ №76.
- Харитонова Ольга Ильинична - воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам МБДОУ №82 – высшая квалификационная категория.
- Сабирова Майсара Ибрагимовна - воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам МБДОУ №28 – высшая квалификационная категория.
Первый тур.
Ведущий: В этом раунде вам надо ответить на самые разнообразные вопросы, касающиеся сегодняшней темы.
На фланелеграф поочередно выкладываются карточки с набором букв. Зачитывается задание: из предложенных букв нужно составить слово, которое употреблялось в разговорной речи в старину. Каждая команда пишет ответ на своей карточке и поднимает её, демонстрируя жюри.
- Мера длины. Буквы: И, Р, А, Н, Ш. (Аршин).
- Мера веса. Буквы: О, Т, О, З, К, И, Л, Н. (Золотник).
- Самая мелкая монета, четверть копейки.
Буквы: К, В, А, Л, П, У, О. (Полушка).
Алып баручы: Шушы раунта, бүгенге темага кагылышлы төрле сорауларга җавап бирергә кирәк булыр.
Беренче сорау: - Сезгә тәгъдим ителгән хәрефләрдән, элекеге татар сөйләм теленнән бер сүз җыеп әйтергә кирәк булыр.
- Метр системасы кертелгәнгә кадәр кулланылган озынлык үлчәү берәмлеге Хәрефләр: Р, А, Н, И, Ш. (Аршин).
- Үлчәнә торган әйбер, көянтәле үлчәүнең бер төре?
Хәрефләр: З, Ә, И, Б, М, Н . (Бизмән).
- Сукыр бер тиендә юк? Хәрефләр: К, И, Ч, Р, Е Н, И, Т, Е. (Чирек тиен).
Второй тур.
Ведущий: К каждому вопросу предлагаются четыре варианта ответа. Необходимо выбрать из них единственно верный и по команде с помощью таблички с номером варианта показать его зрителям и жюри. За правильный ответ вы получаете один балл.
(Ведущий комментирует каждый ответ).
Ведущий: - В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?
1. Зимой.
2. Летом.
3. Весной.
4. Осенью.
(В крещенские морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась).
Алып баручы: Һәр-бер сорауга дүрт төрле җавап бирелә. Шул җаваплардан иң дөресен сайлап алып, җюрига күрсәтергә кирәк булыр.
- Нинди ел фасылында крестьяннар өй төзер өчен агач кискәннәр?
1. Кыш.
2. Җәй.
3. Яз.
4. Көз.
(Өй төзер өчен, бүрәнәне каты салкыннарда балта белән кискәннәр. Чөнки агачлар, бу вакыт коры булганнар, шуңа күрә төзелгән өйләр чыдамлы булганнар).
Ведущий: - Какой день недели у православных праздничный?
1. Вторник.
2. Среда.
3. Воскресенье.
4. Пятница.
(Воскресенье - считалось праздничным днем. В этот день люди ходили молиться и слушать проповеди в церковь. И сегодня это так продолжается).
Алып баручы: - Мөселмәннәрдә атнаның бәйрәм көне нинди көн?
1. Сишәмбе.
2. Пәнҗешәмбе.
3. Җомга.
4. Якшәмбе.
(Мөсельмәннәрнең бәйрәм көне – җомга, алар гыйбәдәт кылыр өчен һәм вәгъаз тыңнар өчен мәчеткә барганнар. Бүген дә, ул шулай булып кала).
Ведущий: - Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли Божьей ладонью?
1. Печь.
2. Стол.
3. Лавку.
4. Сундук.
(Божьей ладонью называли стол. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него).
Алып баручы: - Өй җиһазларыннан нәрсә уч табаны диеп атала?
1. Мич.
2. Өстәл.
3. Сәке.
4. Сандык.
(Уч табаны диеп өстәлне атаганнар, чөнки өстәлгә утырырга һәм шакырга ярамаган).
Ведущий:- Как называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая часто сооружалась на сваях?
1. Хлев.
2. Амбар.
3. Рига.
4. Гумно.
(Амбар иногда ставили не на земле, а поднимали на столбах-сваях. Тесали такие столбы с хитростью: верх у них делали наподобие шляпки грибка. В этом случае грызуны пробраться в амбар не могли. По столбу ещё можно забраться, а дальше шляпка не пускает. Иногда в качестве столбов использовали выкорчеванные деревья, врытые корнями вверх. Эти корни тоже служили препятствием для мышей и крыс).
Алып баручы: - Субай белән төзелгән крестьян ишек алдындагы төзелеш ничек атала?
1. Абзар.
2. Кләт.
3. Әвен.
4. Ындыр табагы.
(Кайсы вакыт крестьяннар, кләтне бастыртып куелган бүрәнәгә, гөмбә формасында күтәртеп куйганнар. Бу җыелган игенне тычканнар һәм күселәрдән саклаган).
Ведущий: - Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
1. Ель.
2. Берёзу.
3. Дуб.
4. Иву.
(Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а так же защищает дом от молнии).
Алып баручы: - Төзеләсе өй янына крестьян нинди агач утырткан?
1. Каен.
2. Чыршы.
3. Өрәңге.
4. Миләш.
(Кайсы җирләрдә, миләш агачын яңа өй янына утыртканнар. Аны яман күздән һәм сихердән саклый диеп ышанганнар).
Ведущий: - Как называется основание печи в крестьянской избе?
1. Устье.
2. Шесток.
3. Опечек.
4. Конёк.
(Основанием печи служило печное место, или опечек. Это деревянный сруб из толстых брёвен, разделённый пополам. В его верхней части хранилась вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки. В нижней части опечка зимой держали кур).
Алып баручы: - Крестьян өйендә мичнең нигезе ничек атала?
1. Тамак.
2. Мич алды.
3. Мич казнасы.
4. Түбә сырты.
(Мичнең нигезе – мич казнасы диеп атала. Ул яртылаш ярылган калын бүрәнәдән ясалган. Аның өске ягында кирәк-ярак җихазлары: табагач, чүлмәк, чуен куела торган булган. Аскы ягында кыш көннәрендә тавыклар тотканнар).
Ведущий: - Как называлось родовое имение боярина, которое передавалось по наследству?
1. Вотчина.
2. Усадьба.
3. Поместье.
4. Посад.
(Имение боярина – вотчина. Поместье - было у дворян. У князей – усадьба. Посадом называлось любое поселение вне городских стен).
Алып баручы: - Ата-бабадан килгән мирас ничек атала?
1. Биләмә.
2. Утар каралтылары.
3. Алпавыт җире.
4. Сарай.
(Ата-бабадан килгән мирас - биләмә дип, утар каралтылары- . Алпавыт җире- . Сарай- диеп аталган.).
Ведущий: - Какой художник является автором картин по мотивам русских народных былин и сказок, среди которых «Баба-яга» и «Кощей Бессмертный?»
1. И. Е. Репин.
2. А. П. Рябушкин.
3. И. Н. Крамской.
4. В. М. Васнецов.
(Виктор Михайлович Васнецов очень хорошо знал русскую историю и как никто другой восхищался песнями, былинами и сказками русского народа, создавая по их мотивам многие свои полотна).
Алып баручы: - Г.Тукайның әкиятләре буенча кайсы рәссәм рәсемнәр ясаган?
1. Харис Якупов.
2. Байназар Альменов.
3. Ильдар Зарипов.
4. Хәмит Латыйф.
(Байназар Альменов дигән рәссәм - татар халкының иң атаклы язучысы Габдулла Тукайның әсәрләренә карата, бик күп рәсемнәр ясаган).
Ведущий: - Как называлась специальная вставка в пройме крестьянской рубахи?
1. Подоплёка.
2. Ластовица.
3. Понёва.
4. Епанечка.
(В пройму вшивалась ластовица: она вбирала в себя весь трудовой пот, а когда изнашивалась – её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи).
Алып баручы: - Крестьяннарның күлмәкләренә тегелә торган, тукыма кисәге ничек аталган?
1. Җихан.
2. Ямаулык.
3. Буй.
4. Бәбәй итәк.
(Элек крестьяннар, күлмәкнең култык астына ямавлык тегеп куйганнар: ул бик тирләп эшләгәч тозлы тирне үзенә алган. Тукшылгач аны яңартканнар, шуңа күрә күлмәк озакка чыдаган).
Ведущий: - Что из перечисленного не являлось головным убором?
1. Ферязь.
2. Кика.
3. Боярка.
4. Кокошник.
(Ферязь – это старинная распашная одежда с накладными петлями-застёжками посередине груди. Долгое время она бытовала в народной одежде и в одежде стрельцов).
Алып баручы: - Саналган әйберләрдән, нәрсә баш киеменә керми?
1. Сүрәкә.
2. Өрнәк.
3. Колакчын.
4. Чикмән.
(Чикмән – оскә бөркәнеп йөри торган кием булган).
Ведущий: - Непременный атрибут и женской, и мужской одежды на Руси.
1. Телогрея.
2. Кафтан.
3. Кушак.
4. Портки.
(Непременным атрибутом и женской, и мужской одежды на Руси был кушак, или пояс. Он был не просто деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например, было десять таких поясов, у Дмитрия Донского – восемь. Кушак имел и утилитарное назначение: к нему подвешивали нож, ложку, иногда гребень и специальную сумочку, заменявшую карман).
Алып баручы: - Ирләр киемендә генә була торган әйбер?
1. Бишмәт.
2. Чабулы тун.
3. Билбау.
4. Аяк чылгавычы.
(Билбау –элекеге заманда татарларда ирләр киемендә генә булган).
Ведущий: - Как называли простые туфли, которые изготавливались из мягкой кожи?
1. Онучки.
2. Сабо.
3. Чуни.
4. Поршни.
(Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, собирая его по краю кожаным ремнём, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали).
Алып баручы: - Йомшак күннән тегелгән туфли?
1. Пима.
2. Чабата.
3. Киез ката.
4. Башмак. (Сарык ката).
(Татарларның иң элекеге йомшак аяк киеме – башмак (сарык ката) диеп аталган. Ул йомшак юеш сарык яки кәҗә тиересеннән тегелгән).
Ведущий: - Как называли бродячих актёров на Руси?
1. Трубадуры.
2. Пилигримы.
3. Скоморохи.
4. Сказители.
(Непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актёры – скомарохи. Их ещё называли «шуты», «глумцы», «смехотворцы». Группой по пятнадцать – двацать человек странствовали скоморохи из города в город, из села в село. Одни играли на музыкальных инструментах, другие плясали, третьи водили учёных медведей. Группа скоморохов обязательно включала жонглёров, кукольников и особых шутников – потешников, умевших складно говорить шутки-прибаутки).
Алып баручы: - Татар илендә күчеп йөри торган сәяр, гизүче артистларны ничек атаганнр?
1. Җырчы шагыйрь.
2. Чәчән.
3. Шамакай. Сәвәләй.
4. Хикәятче. Ривәятче. Бәетче.
(Татар авылларында кызыклы тамаша куеп йөрүче артистларны элек шамакайлар яки сәвәләйләр дип йөрткәннәр).
Музыкальная пауза: (командам предлагаются слова частушек, три слова в четверостишии не пишется. Поющие должны их вспомнить или придумать под рифму и спеть). Например:
Русский фольклор:
1 команда - Ты живи, частушка, всяко:
Под гармошку и струну.
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня хоть одну!
2 команда - Мой весёлый сапожок,
Становись на каблучок,
Вправо-влево повернись,
Приглашу, ты отзовись.
3 команда - У меня фигурка тонка
И высокий каблучок,
Я не буду есть котлеты,
Мне пожарте кабачок.
Музыкаль ял итү. (катнашучыларга такмаклар сүзлеге бирелә, һәр такмакта берәр сүз язылып бетерелми. Шул сүзне җырлаучылар искә төшереп, яки уйлап чыгарып, рифмага салып җырлыйлар).
Татар фольклорыннан:
1 нче команда - Иртә торып тышка чыксам,
Тычканнар гуләть итә.
Кара сыер гармун уйный,
Үгез танцевать итә.
2 нче команда - Иртә торып тышка чыксам,
Кырмыска утын кисә.
Кәкере каен гармун уйный,
Сыер танцевать итә.
3 нче команда - Иртә торып тышка чыксам,
Сыерлар кар көриләр.
Ике кәҗә мылтык тотып
Куян атып йөриләр.
Третий тур.
Ведущий: В третем туре задаем вопросы, связанные с фольклором русского и татарского народов.
Алып баручы: Өченче турда татар һәм русс фольклорларына кагылышлы сораулар биреләчәк.
Ведущий: - Назовите литературные произведения, которые в древности было принято не рассказывать, а петь. (Былины).
Алып баручы: - Элекеге заманда моңлы җыр белән аңлата торган әдәби әсәрләр ничек аталган? (Ривәят, Бәет).
Ведущий: - Как называется протяжная ласковая песенка для маленьких детей.
(Колыбельная).
Алып баручы: - Кечкенә балага йомшак тавыш белән сузып җырлана торган җыр ничек атала? (Бишек җыры).
Ведущий: - Как называются короткие, состоящие из двух или четырёх строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию. (Частушки).
Алып баручы: - Бер көйгә җырлана торган кыска җырлар ничек аталалар?
(Такмаклар).
Четвертый тур.
Ведущий: Этот раунд состоит из вопросов шести категорий: «Мифология», «Предметы старины», «Народные промысли», «Народный костюмы», «Народные праздники и обычая». Жюри подсчитает количество правильных ответов, за каждый вы получите один балл.
Алып баручы: Шушы раундта: “Мифология”, “Элекеге кирәк-ярак җиһазлары”, “Татар халкының хөнәрләре”, “Кием - салымнары”, “Татар халкының бәйрәм һәм йолалары” турында сораулар булачак.
«Мифалогия».
Ведущий: - Как называется дух дома, живущий за печкой? (Домовой).
Алып баручы: - Мич артында яшәүче җен ничек аталган? (Йорт хуҗасы).
Ведущий: - Как называется злая старуха – волшебница и ведьма? (Баба-яга).
Алып баручы: - Усал сихерче карчык ничек атала? (Убырлы карчык).
Ведущий: - Как называется в славянской мифологии хозяин леса и зверей?
(Леший).
Алып баручы: - Урман пәрие ничек атала? (Шүрәле).
«Предметы старины».
«Элекеге кирәк-ярак җиһазлар».
Ведущий: - Как называется Деревянный брус с рукоятью, которым колотили, валяли бельё при мытье в пруду, реке? (Валёк).
Алып баручы: - Кул тоткычлы, күлдә һәм елгада керне тукмаклый торган агач таяк ничек атала? (Бәләк. Чәпәмә. Кер тукмагы).
Ведущий: - Как называется Ручной домашний ткацкий станок? (Красно).
Алып баручы: - Өйдәге кул станы ничек атала? (Киндер туку станы).
Ведущий: - Как называется женский головной убор? - связанная крючком сетка для волос, надеваемая под платок или шаль? (Волосник).
Алып баручы: - Шәл һәм яулык астыннан кия торган хатын кыз баш киеме ничек атала? (Чәчкап. Салавыч).
«Русские народные промыслы».
«Татар халкының хөнәрләре».
Ведущий: - Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синий гамме? (Гжель).
Алып баручы: -
Ведущий: - Как называется промысел, прославившейся изготовлением расписных жестяных подносов? (Жостовский).
Алып баручы:
Ведущий: - Какую русскую народную игрушку иностранцы считают символом России? (Матрёшки).
Алып баручы:
«Русский народный костюм».
«Татар халык кием-салымы».
Ведущий: - Как называется старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону? (Кокошник).
Алып баручы: - Элек татар халкында, кияүдәге хатын кызның баш киеме ничек аталган? (Калфак).
Ведущий: - Как называется женская короткая верхняя одежда на лямках без рукавов с застёжкой спереди, похожая на маленький сарафан? (Душегрея).
Алып баручы: - Элекеге киемдә киелә торган, татар хатын кызларның кыска камзолы ничек аталган? (Бустрык).
Ведущий: - Как называется знаменитая русская обувь? (Сапожки).
Алып баручы: - Татар халкының танылган аяк киеме ничек атала?
(Софъян читек).
«Русские народные обычии и праздники».
Ведущий: - В древности не один народ не существовал без праздников.
Ведущий: - Назовите правильно, в какое время года проводили эти праздники?
1. Святки. (Зимой).
2. Пасха. (Весной).
3. Иван Купала. (Летом).
4. Покров.(Осенью).
«Татар халык йолалары һәм бәйрәмнәре».
Алып баручы:- Элек-электән бер халык та бәйрәмсез һәм йоласыз булмаган.
Алып баручы: - Дөрес итеп әйтегез, кайсы ел фасылында татар халкы бу бәйрәм һәм йолаларны уздырган?
1. Нардуган. (Кыш).
2. Зәрә боткасы. (Яз).
3. Янгыр боткасы. (Җәй).
4. Каз өмәсе. (Көз).
Каждая команда в конце игры по желанию играет какую нибудь народную фольклорную игру.
Соңыннан үзләре теләкләре буенча һәр команда берәр фольклор уенын уйный.
(Жюри агъзәләре кайсы команда көчлерәк күберәк балл җыеп, уенның җиңүчесе булганын аңлата).
Выступления, викторину подготовила и провела:
-воспитатель по обучению татарскому и русскому языкам МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 73» Загидуллина Клара Шамилевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет "Путешествие в прошлое России"
Нетрадиционная форма работы с педагогами детского сада....
педсовет "Путешествие в прошлое России"
нетрадиционный педсовет в виде деловой игры-викторины "Эрудит"...
Проект "Путешествие в прошлое России" с презентацией.
Проект "Путешествие в прошлое России"с презентацией....
ВИКТОРИНА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: Путешествие в прошлое России. 2017год
ВИКТОРИНА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
Путешествие в прошлое России «Веселые посиделки»
Путешествие в прошлое России«Веселые посиделки»...
Разработка НОД "Путешествие в прошлое России"
Презентация НОД...
НАША РОДИНА РОССИЯ - ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ
НАША РОДИНА РОССИЯ - ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ДЕТСКОМ САДУ...