педсовет "Путешествие в прошлое России"
учебно-методический материал по теме

новгородова елена анатольевна

нетрадиционный педсовет в виде деловой игры-викторины "Эрудит" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ.

(НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПЕДСОВЕТ)

Старший воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 243 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Забайкальской железной дороги.

Цель: формировать чувство причастности к культурному наследию России (фольклору, народным промыслам, мифологии и т.д.). Способствовать развитию интереса к работе по программе О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Педсовет проводится в виде игры – викторины «Эрудит»

Старший воспитатель: Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Чтобы этот процесс был эффективным, педагогам необходимо самим обладать достаточным запасом знаний. В ходе сегодняшней игры мы определим команду «эрудитов», работающих по программе: «Приобщение к истокам русской народной культуры».

С помощью зелёных и красных фишек участники викторины делятся на 2 команды, выбирают капитанов команд.

Старший воспитатель: Капитаны! Приготовьте команды!

Все ли выйти, готовы на бой?

Остроумие, шутку, смекалку

Как оружие берите с собой!

(построение команд)

Старший воспитатель: В сегодняшнем турнире эрудитов принимают участие две команды.

Команда «Весёлые ребята» и Команда «Эврика»

Наш девиз:

Кто весел тот и смел                                                  Думать коллективно,

Кто хочет, тот добьётся,                                           Работать оперативно,

Кто ищет, тот всегда найдёт!                                   Спорить доказательно

                                                                                    Для всех  обязательно!

Разрешите мне представить судейскую коллегию (Называет фамилии, имена, отчества членов жюри и их должности).

Слово предоставляется председателю судейской коллегии (разъясняет правила проведения турнира и оценки конкурсов).

В каждом конкурсе турнира принимают участие по одному представителю от каждой команды. Вопрос располагается на экране. Той команде, чей  представитель даёт правильный и быстрый ответ, засчитывается один балл.

 Если представители команд затрудняются  с ответом, им на помощь приходит вся команда. Та команда, которая даёт верный ответ так же получает один балл. Если верный ответ дают обе команды, то каждой команде засчитывается по одному балу.

Старший воспитатель: В начале игры участникам обеих команд предлагается разминка. Участвуют все желающие.

Игра «Быстрый ответ».

Игроки встают в круг. Старший воспитатель бросает любому игроку  мяч, задавая вопрос, связанный с фольклором русского народа. Игрок, даёт ответ и возвращает мяч старшему воспитателю, если ответ неверный, мяч с этим вопросом бросают другому игроку, пока не дадут правильный ответ.

Вопросы:

  • Литературные произведения, которые в древности было принято не рассказывать, а петь. (Былина)
  • Протяжная, ласковая песенка для маленьких детей. (Колыбельная)
  • Короткие, состоящие из двух или нескольких строчек песенки, исполняемые подряд на одну мелодию. (Частушки)
  • Ритмичная песенка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. (Потешка)
  • Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья. (Колядки)
  • Особые поздравительные песенки, которые пели крестьянские дети в апреле, в день выгона первого скота в поле. (Егорьевские)
  • Календарные песни, в которых рассказывалось о том, как крестьяне работали в поле во время жатвы, славилось окончание полевых работ, говорилось о будущем урожае. (Жнивные)
  • Песенки, которые пели крестьянские дети ранней весной у каждого дома, где есть молодожёны. (Въюношные)

Старший воспитатель: Для участия в первом конкурсе приглашаются  первые участники команд. Внимание. На экране вопросы для команд:

Как называлась специальная вставка в пройме крестьянской рубахи?

  • Подоплека
  • Ластовица
  • Понёва
  • Епанечка

Что из перечисленного не являлось головным убором?

  • Ферязь
  • Кика
  • Боярка
  • Кокошник

Правильные ответы: в пройму вшивалась ластовица: она вбирала в себя весь трудовой пот, а когда изнашивалась – её выпарывали и  заменяли на новую, продлевая тем самым срок службы рубахи.

Ферязь - старинная распашная одежда с накладными петлями-застёжками посередине груди. Долгое время она бытовала в народной одежде и в одежде стрельцов.

Старший воспитатель:  в следующем конкурсе принимают участие вторые участники команд. Вопросы:

Непременный атрибут женской и мужской одежды на Руси?

  • Телогрея
  • Кафтан
  • Кушак
  • Портки

Как называли простые туфли. Которые изготавливались из мягкой кожи?

  • Онучи
  • Сабо
  • Поршни
  • Чуни.

Правильные ответы:

Непременным атрибутом женской и мужской одежды на Руси был кушак, или пояс. Он был не просто деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. У Ивана Калиты, например было десять таких поясов, у Дмитрия Донского – восемь. Кушак имел и утилитарное назначение: к нему подвешивали нож, ложку, иногда гребень и специальную сумочку, заменявшую карман.

Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни. Их делали из цельного куска мягкой кожи, собирая его по краю кожаным ремнём, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали.

Старший воспитатель: А теперь объявляется музыкальная пауза. (Участники команд исполняют русскую народную песню: «Как у наших у ворот»).

Старший воспитатель: на ринг приглашаются капитаны команд. Конкурс капитанов.

  • Дух дома, живущий за печкой?
  • Злая старуха – волшебница и ведьма?
  • В славянской мифологии хозяин леса и зверей?
  • Хозяин воды, который обитает у мельницы или в омуте?
  • Колдун длинными седыми волосами и бородой?
  • Кот Бабы-Яги – главный помощник в её злодеяниях?
  • Главный славянский бог – громовержец?
  • Мифический дух, который может изменить свой облик, превратившись во что угодно?
  • Предметы, которые подвешивают на шнурки и носят на шее или руках?
  • Статуя языческого бога, сделанная из дерева или камня, предмет поклонения людей?

Правильные ответы: домовой, баба-яга, леший, водяной, чародей, баюн, перун, оборотень, обереги, идол.

Старший воспитатель: Продолжаем наш турнир. Приглашаются третьи участники команд. Внимание вопросы:

  • Вся одежда в Древней Руси – и мужская, и женская – одним словом?
  • Грубая толстая будничная одежда?

Правильные  ответы: порты, рубище.

Старший воспитатель: Попрошу четвёртых участников занять свои места. Вопросы:

  • Большой ларец в храме в виде саркофага, сундука для хранения мощей святых?
  • Кельи отшельников в отдалении от монастыря?

Правильные ответы: рака, скиты.

Старший воспитатель: Теперь вопросы к обеим командам: Православная Русь немыслима без праздников. Давайте распределим их по времени года. На интерактивной доске распределить праздники по временам года и назвать дату праздника.

Весенние праздники:

Сороки (22 марта);

Благовещенье (7 апреля);

Пасха (первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния);

Красная горка (последний день Пасхальной недели);

Егорьев день (6 мая)

Летние праздники:

Троица (через 50 дней после Пасхи);

Иван Купала (7 июля).

Осенние праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября);

Кузьминки (14 ноября).

Зимние праздники:

Екатерина Санница (7 декабря);

Наум Грамотник (14 декабря);

Никола Чудотворец (19 декабря);

Рождество (7 января);

Святки (с 7 по 19 января);

Крещение (19 января);

Сретенье (15 февраля);

Масленица (последняя неделя перед Великим постом).

  • Старший воспитатель: Продолжим турнир дальше, прошу подойти пятых участников команд. Вопросы:

В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?

  • Зимой
  • Летом
  • Весной
  • Осенью

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

  • Ель
  • Берёзу
  • Дуб
  • Иву

Правильные ответы:  В крещенские морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит сокодвижения. Дерево именно рубили, а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения древесины с воздухом, и она дольше не портилась).

Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии).

Старший воспитатель: последний конкурс турнира: последних участников команд прощу подойти. Вопросы:

Какое блюдо ели в канун Рождества?

Как называется неделя, предшествующая Пасхе?

Правильные ответы: Сочиво – варёная крупа с сухофруктами и мёдом), страстная неделя.

Старший воспитатель: Пока подводятся итоги турнира эрудитов, участники команд поиграют в русскую народную игру: «Ворота».

Судейская коллегия подводит итоги, вручает призы команде – победительнице, турнир заканчивается.

Использована литература:

Программа О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Интернет-ресурсы: Старинные православные праздники; проведение викторин в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ, СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитание уважения к культурному прошлому России – это патриотическое воспитание.Прекрасные возможности в воспитании патриотизма  представляет знакомство детей с традициями, обычаями, бытом и пр...

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ РОССИИ И ТАТАРСТАНА. (Поликультурно-белингвальное воспитание в детском саду.)

Формировать чувство причастности к культурному наследию России и Республики Татарстан (фольклору, народным промыслом, мифологии, праздникам и т.д.)....

педсовет "Путешествие в прошлое России"

Нетрадиционная форма работы с педагогами детского сада....

Проект "Путешествие в прошлое России" с презентацией.

Проект "Путешествие в прошлое России"с презентацией....

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....