Роль подвижных игр в коррекционно-развивающей работе психолога
статья
Для психологов открывается целый мир разнообразных подвижных игр, которые можно использовать также в целях коррекции застенчивости, тревожности, агрессивности, гиперактивности, регуляции поведения и внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya3.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
ПСИХОЛОГА
Сырцева А. В.
педагог-психолог МДОУ црр - детский сад №31 (г. Орел)
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Она отражает все области материального и духовного творчества людей. Для дошкольников игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного и младшего школьного возрастов - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат малыша концентрации и вниманию и т.д. Эти игры, на первый взгляд, используются для физического воспитания. Однако подвижная игра рассматривается так же как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что они стали использоваться в целях коррекции эмоциональных нарушений. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку (сброс негативных эмоций, нерастраченной психологической энергии), восстанавливают душевное равновесие (баланс между негативными и отрицательными эмоциями с перевесом в сторону знака «плюс»), избавляют от психосоматики (неосознанная трансформация негативных эмоций на собственный организм: научно доказано, что 80% всех заболеваний являются психосоматическими) и мышечных блоков (явление сходное с психосоматикой, часть ученых считают образование мышечных блоков одним из ее видов; травмирующая информация вытесняется из сознания, блокируется и переводится на уровень мышечной памяти). Некоторые игры дают возможность детям рассказать о своих сложных чувствах и проблемах по средствам движения, и сформировать определенные модели поведения в затруднительных ситуациях. Некоторые терапевтические механизмы игровой деятельности описанные Ч. Шефером используются в подвижных играх: преодоление психологической защиты ребенка, развитие его коммуникативных и творческих возможности, отреагирование чувства, укрепление отношения с другими людьми, развитие эмпатической способности.
Для психологов открывается целый мир разнообразных подвижных игр, которые можно использовать также в целях коррекции застенчивости, тревожности, агрессивности, гиперактивности, регуляции поведения и внимания. Главным в работе становится правильно организовать игру и включить ее в ход занятия. Благодаря движению мы решаем не только задачи самой игры, но и позволяем детям сменить вид деятельности, позу, отдохнуть. Также в ходе подвижной игры мы можем решить и познавательные задачи, выстраивая игру на материале, запланированном воспитателями. Так как подвижные игры являются вариантом сюжетно-ролевой игры, это позволяет расширить возможности их использования на занятиях: привлечь внимание детей, создать соревновательный момент, заинтересовать необычными способами выполнения задания. Например, используя подвижную игру «Замри!», возможно, не только способствовать развитию произвольности движений и слухового восприятия, но и помочь детям расслабиться, подвигаться, раскрепоститься и закрепить умение считать. Такие игры как «Не боимся паука!», «Воздушный шарик», «Дудочка», «Гусеница», «Смена ритмов», «Зайки и слоники» учат доверию, способствуют повышению самооценки, снимают напряжение, успокаивают. Благодаря подвижным играм происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, развивается самосознание ребенка, приобретается опыт разрешения проблемных ситуаций, дети учатся осознавать свои переживания и мысли, высказывать их и анализировать. В итоге уменьшается количество страхов, снижается уровень тревожности. Подчинение игровым правилам формирует элементы произвольной регуляции поведения и деятельности дошкольников. На занятии ребята учатся не отступать от правил, не отвлекаться, не подсказывать друг другу, не списывать, таким образом, выполняя поставленные задачи. Незаменимыми при этом будут подвижные игры «Рот на замок», «Апельсин», «Зоркий глаз», «Игра в учителя». Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. В этом помогают такие игры как «Нарисуем желтую картину», «Скульпторы», «Вместе веселей», «Паровозик», «Передай рисунок», «Нам не тесно», «Поварята».
Игры используются не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Их целями является развитие невербальных средств общения и интереса к сверстникам, осознание собственных чувств и переживаний, развитие умения действовать согласованно, вступать в диалог. Подвижные игры способствуют снятию эмоционального напряжения, чувства страха, формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми, развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия. Также развивается вся познавательная сфера дошкольника: внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Таким образом, раскрывается многофункциональность подвижной игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и деятельности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
- Барташников И.А.,Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997
- Жуков В. Н. Подвижные игры. М., 2000
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1996
- Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М. 1980.
- Развивающие игры для дошкольников. Н. Н. Васильева. Н. Н. Новотворцева. – Ярославль. “Академия развития”. 1996.
- Родионов А., Родионов В. Физическое развитие и психическое здоровье. Москова, 1997
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М. 1995
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 41, 42, 43. М. 1998
- Эльконин Д.Б., Психология игры, М., 1978 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические и подвижные игры в коррекционно-развивающей работе.
Небольшая подборка дидактических и подвижных игр в коррекционо-развивающей работе с детьми 3-7 лет из серии "Психологического практикума для детского психолога....
Роль зондового массажа в коррекционно-развивающей работе
Представлен материал на порядок проведения массажа при нарушении боковых краев языка....
План самообразования педагога-психолога по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ"
План самообразования педагога-психолога Багаутдиновой А.Н. по теме "Методы арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ" на 2014-2019 гг. и 2019 - 202...
Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....
Роль игры в организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно- двигательной сфер детей дошкольного возраста. ...
Презентация. Муниципальный семинар для педагогов ДОО «Роль дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»
Семинар для педагогов...
Виды коррекционно-развивающих методов работы педагога-психолога детского сада с расстройствами аутистического характера дошкольников
Существует большое количество современных методов коррекции аутистического спектра. В статье говорится о работе педагога-психолога с детьми с РАС, методах и формах, применяемых в коррекционно-развиваю...