Роль игры в организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
статья по коррекционной педагогике

Теребова Елена Викторовна
Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно- двигательной сфер детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_organizatsii_korrektsionno.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Роль игры в организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Игровая терапия - метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммуникативной и опорно- двигательной сфер детей дошкольного возраста. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно – развивающего сопровождения дошкольников обусловлена, во- первых, тем, что игра для них остаётся наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во- вторых, в этой технологии представлено единство психологической природы игры и общения. В третьих, в игре ребёнок может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения и фрустации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребёнка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым.

Задачи игровой терапии:

- укрепление собственного «Я» ребёнка, развитие чувства самооценки;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановления доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребёнок – взрослые», «ребёнок – ребёнок»;

- коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» - концепции;

- коррекцию и профилактику поведенческих отклонений .

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приёмы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально- волевую сферу личности ребёнка.

В последнее время игровая терапия вызывает большой интерес и внимание специалистов, работающих с детьми. Это не случайно, ведь игра для ребенка – самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. В. Экслайн рассматривает игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или научиться управлять ими, либо отказаться от них [2 с. 12]. Зачастую беседы родителей с детьми, увещевания оказываются неэффективными и малопонятными, особенно детям раннего возраста. Игротерапия же предлагает альтернативу – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного Я, успешное моделирование собственного настоящего и будущего. У ребенка также появляется привилегия сравнить себя с самим собой. В результате такого опыта самоисследования, опыта «я-во-взаимодействии-с-другими», опыта саморазвития и самовыражения он учится принимать и уважать не только себя, но еще и других [7 с. 7]. Из основных направлений развития игротерапии, выделенных Г.Л. Лэндретом, терапия отреагирования и недирективная игровая терапия наиболее подходят для работы с детьми раннего возраста и их родителями. Такая терапия успешно применяется в работе с детьми с повышенной агрессивностью, тревожностью, страхами, низкой самооценкой, боязнью неудач, она показана детям, пережившим психологические травмы, ставшим жертвами или свидетелями разного рода насилия, чрезвычайных происшествий, смерти или тяжелых болезней близких и значимых взрослых. Данный метод может быть использован одновременно и в качестве диагностики, и, прежде всего, как коррекционный и психотерапевтический подход, полезный практически всем детям. Важно отметить также, что недирективная терапия не тратит усилий на то, чтобы управлять ребенком или как-то изменить его, основываясь на идее, что поведение ребенка всегда направляется к наиболее полной самореализации [2 с. 16]. Это отмечал и Г.Л. Лэндрет. Он писал, что дети – лучший источник информации о самих себе. Они вполне способны направлять свой собственный рост; им предоставляется свобода быть самими собой в процессе разыгрывания чувств и переживаний. В игровой комнате дети творят собственную историю, и терапевт с уважением относится к тому направлению, которое выбирает ребенок. Терапевт, центрированный на ребенке, стремится установить такие отношения с ним, которые облегчили бы внутренний эмоциональный рост ребенка и усилили бы его веру в себя.
Практика показывает, что наиболее эффективными в работе с детьми являются игры с народными деревянными игрушками, природными материалами, водой и разнообразными сыпучими материалами (песок, крупы), игры с бумагой, красками и со сказочными персонажами. Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка. Так, например, игровые мягкие модули, предназначенные для развития общих движений могут использоваться и для эмоциональной разрядки ребенка. Игры с водой и сыпучими материалами не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и способствуют эмоциональному расслаблению, релаксации. Пальчиковые куколки не только развивают мышцы кистей рук и активную речь, но могут быть и элементом драматизации, проигрывания переживаний.

Важность периода раннего детства невозможно переоценить. Ведь именно сейчас у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно [1 с. 6]. Особенно это касается развития эмоциональной сферы ребенка. Известно, что эмоциональное состояние малышей во многом перекликается с эмоциональными проблемами матери. Без влияния извне ребенок не становится тревожным, боязливым или агрессивным. Иногда встречаются проявления так называемой депривационной симптоматики (deprivation – лишение, потеря), связанной с лишением ребенка важных условий его психологического развития. А именно – безопасной связи с матерью. Уже более полувека в науке разрабатываются концепции, пытающиеся объяснить влияние депривационных условий воспитания на развитие ребенка. Все эти концепции приходят к тому, что в результате депривации ребенок оказывается лишенным главного фактора, необходимого для развития личности. Разные авторы по-разному называют этот фактор: «безусловное позитивное внимание» (К. Роджерс), «безусловная любовь» (Р. Кемпбелл), «привязанность» (Дж. Боулби), «сильная и устойчивая эмоциональная связь» (М. Эйнсворт) и т.д. Здесь по сути имеется в виду одно и то же – ребенок с первых дней жизни должен расти в обстановке любви, чувствовать себя ценным, нужным, любимым, вне зависимости от своего поведения, успехов и качеств. Отечественная теория депривации имеет сходство с западной в том, что также отводит центральную роль в развитии личности взаимодействию взрослого с ребенком (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.). Депривация рассматривается как нарушение или несформированность у ребенка специфической человеческой потребности в общении. Речь идет о семьях с нарушенными детско-родительскими отношениями. Многие дети из таких семей страдают не только из-за отсутствия благоприятных условий для жизни, но и из-за дефицита внимания со стороны взрослых, что приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде. Здесь могут присутствовать различные типы неэффективного родительского отношения, например, эмоциональное отвержение – недостаток, отсутствие эмоционального контакта родителей и ребенка, нечувствительность родителя к потребностям ребенка. Конечно, при таких сложных ситуациях родителям и семье в целом необходима квалифицированная помощь психолога или психотерапевта. А при работе с детьми полезно начинать игровой сеанс с особых упражнений, создающих положительный эмоциональный настрой и ориентирующихся на преодоление трудностей. Игра для ребенка – это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей его действительности. Она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра, как уже было отмечено, обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – так называемый катарсис.

2. 
Терапевтическое значение игры.

Рабочая система терапевтических отношений с детьми лучше всего создается в игре, ведь именно игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. В. Экслайн пишет, что игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу [3 с. 18]. Обобщая же свою концепцию игровой терапии, В. Экслайн отмечает: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между, ребенком и взрослым, так, что ребенок свободен утверждать себя так, как он умеет, в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе» [4 с. 34]. Позже этот подход и стали называть игровой терапией, центрированной на ребенке. Отношение к детям, базируется на следующих посылках о том, что такое ребенок, которые являются для терапевта теми рамками, в которых строится самопроективная установка на детей. Эти посылки состоят в следующем:

дети – это не маленькие взрослые, и терапевт должен помнить об этом. дети – люди. Они способны к глубоким эмоциональным переживаниям боли и радости.

дети уникальны и заслуживают уважения. Терапевт ценит уникальность каждого ребенка и уважает в каждом из них личность.

дети выносливы. Дети обладают огромной способностью к преодолению препятствий и неблагоприятных обстоятельств в своей жизни.

дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию. Они обладают; внутренней интуитивной мудростью.

дети способны к позитивному управлению собственной деятельностью. Они способны творчески взаимодействовать с собственным миром.

игра – естественный язык ребенка, она является средой для его самовыражения, в которой он чувствует себя наиболее комфортно.

дети имеют право на молчание. Терапевт уважает желание ребенка не разговаривать.

дети уносят терапевтический опыт туда, где они должны жить. Терапевт не пытается определить, когда и как ребенок должен играть.

рост ребенка нельзя ускорить. Терапевт признает это и проявляет терпение в том, что касается развития ребенка. Профилактика психоэмоционального состояния ребенка проводится во время игрового развивающего сеанса в кабинете педагога-психолога, на котором присутствует мать или отец. Зачастую элементы игротерапии слиты с развивающими играми и тем самым они взаимно дополняют друг друга. Педагог-психолог должен быть нейтрально-доброжелателен, эмпатичен и сохранять статус сопровождающего, идущего за ребенком. Необходимо поощрять активность и инициативность малыша, а также при необходимости мягко отстранять чрезмерно активных родителей, если они привносят правила в игру ребенка или высказывают о ней критические замечания.

Итак, как уже было отмечено, игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь. Известно, что дети часто бывают не в состоянии осознать и рассказать о своих проблемах, а в игре с безопасным взрослым они получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, травмы, накопленные эмоциональные переживания и трудности.
В связи с этим игровая поддержка ребенка, представляющая собой систему способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей, и комплекс мер, направленных на подбор игровых средств и оборудования, разработку техник и технологии их использования в условиях конкретного дошкольного учреждения, должна включать в себя и элементы психотерапии. Игровой опыт, таким образом, терапевтичен, поскольку в игре создаются безопасные отношения между ребенком и взрослым так, что ребенок свободен утверждать себя так, как умеет, и быть в точности таким, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе [2 с. 17]. Все вышесказанное как нельзя лучше отражается в высказывании Ф. Роджерса: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура коррекционно -развивающих игровых сеансов с детьми раннего возраста в мини-группах.

В данной статье  подробно рассказано, как построены игровые сеансы в Службе ранней помощи. Родители и педагоги могут ознакомиться со структурой построения  занятий, с целями и задачами, пост...

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...

Роль воспитателя в организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации воспитательно-оздоровительной работ...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...