«Интегрированный подход в работе психолога при организации предшкольной подготовки»
материал по теме
Своевременное и полноценное познавательное, эмоционально-личностное, физическое развитие в дошкольном детстве - одно из основных условий его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития мышления, памяти, внимания ребёнка отражается на его поведении, а также на деятельности в различных формах, а в дальнейшем и на усвоение школьного материала. Самым простым и доступным способом всестороннего развития ребенка является игра. Поэтому все интегрированные занятия по подготовке к школе представляют собой игровые варианты различных заданий на развития всех сторон психики и личности дошкольника. При этом используется школьная атрибутика: тетради, пеналы, карточки со значками, индивидуальные задания на бланках. Детям дается возможность отвечать и действовать у доски, самостоятельно собирать и раздавать материал, оценивать работу друг друга, соперничать со сверстниками и сопереживать им. Используется школьная терминология: «школьники», «урок», «школьные принадлежности», «ответ у доски» и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_na_1.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы проблемы организации интегрированного подхода в работе психолога на этапе предшкольной подготовке дошкольников.
1. 1. Теоретическое обоснование проблемы организации интегрированного подхода в работе психолога на этапе предшкольной подготовке дошкольников…………………………………………………………………………….5
1. 2. Понятие предшкольной подготовки…………………………………..8
2. Практическая часть
2. 1. Состояние проблемы готовности к школе выпускников подготовительных групп на 2011год………………………………………………………11
2. 2. Влияние интегрированного подхода в работе психолога на уровень готовности дошкольников к регулярному школьному обучению……………13
Заключение………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………...19
Список рекомендуемой литературы………………………………………20
Введение
Детский сад — это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс А.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Переступая ее порог, ребенок должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Понимая важность подготовки детей к школе, за несколько месяцев до начала учебного года необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия, которые помогут им на этом новом жизненном этапе.
Задача предшкольного периода состоит в том, чтобы заложить психологический фундамент главных умений, которым обучают в школе, без которого они будут формироваться неполноценно. Составляющие этого фундамента, которые представляют собой, согласно Д. Б. Эльконину, психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, основываются на базовой способности анализировать и обобщать разные по содержанию данные, а от того, на каком уровне осуществляется эта базовая способность, зависит качество формируемых учебных умений, отражающихся на успешности школьного обучения.
Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным, должен уметь управлять своим поведением. А это возможно благодаря достаточному уровню волевого развития ребенка, что у семилетних детей обусловлено соподчинением мотивов.
Весьма существенное значение для школьного обучения имеет уровень эмоционально-чувственной сферы детей. А ее развитие в дошкольном возрасте, по мнению А. В. Запорожца, имеет чрезвычайно важное значение. Всестороннее развитие, обогащение эмоционально-чувственной сферы детей представляет собой актуальную задачу дошкольного периода жизни, т. к. развитие именно этой сферы является непосредственно-чувственно-эмоциональной основой для развития в дальнейшем словесно-логического и абстрактного мышления.
Следует отметить, что именно такое содержание и отвечает актуальным потребностям развития ребенка дошкольника. Однако решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не знания и навыки сами по себе, а то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней. То есть насколько ребенок замотивирован к обучению в школе.
Имея высокий уровень развития познавательных процессов, но отсутствие мотивации, не дает положительных результатов обучения в школе. Поэтому одной из главных задач предшкольной подготовки является возможность заинтересовать ребенка, не навязывая общепринятые способы обучения, развивать познавательную сферу, готовя к усвоению школьного материала.
1. 1. Теоретическое обоснование проблемы организации интегрированного подхода в работе психолога на этапе предшкольной подготовке дошкольников.
Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Она необходима, чтобы обеспечить формирование у ребенка психологической базы для последующего качественного усвоения школьных знаний. Содержанием же предшкольной подготовки является всестороннее и планомерное когнитивное и эмоционально-личностное развитие детей.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.
Проблема взаимоотношения интеграционных процессов при работе с дошкольниками является наиболее интересной и продуктивной по сравнению с другими педагогическими проблемами.
Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. В то время как в современной школе широко внедряется информационная интеграция. Учителя стараются преподносить информацию, используя различные методы и приемы, интегральные уроки, смешивают дисциплины, находят новые подходы к организации деятельности школьников. В начальной школе, например, в качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучение основ наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребенок воспринимает реалии действительности целостно, не дифференцируя их деталей, во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов.
Устранить положение, когда выпускнику сада придется фактически переучиваться в старшей школе при «столкновении» с такими предметами, как биофизика, биохимия, химическая физика, микробиология и т. д., призвано интегрированное обучение и, как бы это ни было удивительно, дошкольная интеграция. Умение детей уже в подготовительной к школе группе переключать внимание с разного рода заданий, принимать смешанные инструкции, адаптироваться к всестороннему воздействию (со стороны воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителя) ложиться в основу будущей межпредметной интеграции и увеличивает шансы успешного школьного обучения.
С течением времени мы все больше убеждаемся в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Комплексные занятия помогают устранять неизбежные противоречия между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, сгладив несоответствия между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития, интеллектуальной игры в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет в занятии близкие для себя темы.
В связи с этим объектом своей работы я выбрала организацию интегрированного подхода при подготовке детей к школе
Предметом – условия организации интегрированного подхода в период предшкольной подготовки.
Гипотеза: в ходе исследования я выдвинула предположение о том, что процесс подготовки детей к школе будет более успешным при соблюдении следующих условий:
- регулярном проведении специализированных занятий;
- использовании разнообразных дидактических и подвижных игр;
- подборе материала разного уровня сложности и направленности;
- стимулировании всех сторон психики и личности;
- осуществлении дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом уровня его развития;
- повышении уровня психологических знаний родителей и педагогов.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Изучить особенности организации интегрированного подхода к развитию дошкольников.
- Разработать консультации для родителей и педагогов по заданной теме
- Разработать и презентовать комплекс занятий по подготовке детей к школе и проект «Отличник».
Проблеме интегрированного подхода в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками посвящено много исследований. Однако не все они раскрывают значимость комплексного воздействия на все стороны психики и вовлечение в эту работу всех взрослых из окружения ребенка. А также их влияния данного подхода на познавательную и эмоциональную сферы дошкольников. Поэтому целью работы стало обобщение имеющегося материала по проблеме организации интегрированного подхода на этапе предшкольной подготовки.
1. 3. Понятие предшкольной подготовки
Предшкольная подготовка – это комплекс мероприятий, направленных на формирование основ всех сторон психики и личности ребенка к регулярному обучению в школе.
Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
1) Интеллектуальная готовность (или шире — готовность познавательной сферы).
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Первокласснику необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о моральных нормах и т. д. При этом важен не столько объем этих знаний, сколько их качество, степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний. Общая задача когнитивного развития дошкольников – на различном конкретном содержании научить подвергать анализу, синтезировать и обобщать результаты в первую очередь непосредственно-чувственного восприятия воздействий: зрительных (выделять отдельные части объектов, сравнивать, находить сходные и различные элементы, по-разному их объединять); слуховые (выделять отдельные звуки из шума, различать звуки речи, сравнивать звуки по длительности и громкости, по качеству звука); осязательных (распознавать на ощупь формы предметов, дифференцировать тактильно воспринимаемые свойства объектов); обонятельных (распознавать различные запахи по степени концентрации); вкусовых (распознавать различные вкусовые ощущения, дифференцировать одни и те же вкусовые ощущения по степени насыщенности).
2) Личностно-социальная (в том числе мотивационная) готовность.
В этом смысле очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднений ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослым (непонимание условности вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, координировать свои действия, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои интересы и желания и т.д.), либо в сфере собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное, некритичное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя и т.д.).
Эти 3 группы трудностей выделяются не случайно. Они отражают основные стороны личностно-социальной готовности ребенка к школе и школьному обучению.
В сфере общения со взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, это будет произвольность. Общаясь и взаимодействуя со взрослым, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, не только на наличную ситуацию, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. Эти изменения могут быть обнаружены в самых разнообразных ситуациях общения детей со взрослым — и на уроке, и в повседневном обиходе, и в играх с участием взрослого.
Другая, не менее важная сторона связана с общением и взаимодействием со сверстниками. Наиболее типичен для дошкольников с нормальным психическим развитием кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, когда дети устойчиво удерживают общую игровую цель и отношение к партнеру как к противнику по совместной игре.
3) Эмоционально-волевая готовность. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Расширяется не только внешний круг жизнедеятельности ребенка, но и его внутренняя жизнь. Это происходит благодаря уже известному нам новообразованию — открытию ребенком собственных переживаний. До этого он, безусловно, имеет переживания, но не знает, что переживает и что является переживающим субъектом. Теперь же возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка.
В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так, волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа.
Основной задачей предшкольной подготовки все-таки является закладка основы для дальнейшего школьного обучения, своего рода фундамента образования. В данном случае педагог-психолог при специально организованных занятиях «тренирует» все познавательные процессы, готовя их к дальнейшей самостоятельной работе.
2. Практическая часть
2. 1. Состояние проблемы готовности к школе выпускников
подготовительных групп на 2011 год.
Своевременное и полноценное познавательное, эмоционально-личностное, физическое развитие в дошкольном детстве - одно из основных условий его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития мышления, памяти, внимания ребёнка отражается на его поведении, а также на деятельности в различных формах, а в дальнейшем и на усвоение школьного материала. Самым простым и доступным способом всестороннего развития ребенка является игра. Поэтому все интегрированные занятия по подготовке к школе представляют собой игровые варианты различных заданий на развития всех сторон психики и личности дошкольника. При этом используется школьная атрибутика: тетради, пеналы, карточки со значками, индивидуальные задания на бланках. Детям дается возможность отвечать и действовать у доски, самостоятельно собирать и раздавать материал, оценивать работу друг друга, соперничать со сверстниками и сопереживать им. Используется школьная терминология: «школьники», «урок», «школьные принадлежности», «ответ у доски» и т.д.
Все виды заданий используются мной как в групповой, так и в индивидуальной работе с дошкольниками.
Эта работа ведется планомерно и систематически, и дает хорошие результаты, которые говорят, что уровень готовности к школе детей логопедических групп, которые участвовали в дополнительных занятиях выше, чем в общеразвивающих группах. Сравнительный анализ показал, что 1-й уровень психолого-педагогической готовности имеют 80% детей, посещавших занятия, а это на 4% больше, чем в параллельной группе. Наряду с этим в группе, где занятия не проводились, 4% детей имеют 4-й уровень готовности, то есть являются не готовыми к регулярному школьному обучению. Уровень психомоторной готовности в группе с организованными занятиями выше в среднем на 16%, уровень произвольности на 13%, общий уровень развития мышления на 6%.
Основываясь на данных диагностики, можно сделать вывод о том, что информация, предлагаемая детям в игровой интегративной форме с участием разных специалистов, усваивается лучше и прочнее. Благодаря занимательности предложенной системы активизируется развитие способностей и формирование знаний, умений и навыков, а подвижные игры и паузы помогают реально преодолеть многие трудности и включить большее количество информации. Игровые действия, смена их видов, переключение внимания с одного взрослого на другого служат не только усилению активности ребенка, но и способствуют коррекции познавательной сферы, в том числе формированию произвольного поведения. Такая форма занятий является для детей непринужденной, свободной, интересной, богатой по наполняемости и позволяет максимально сохранять интерес на протяжении всего отведенного времени.
2.2. Влияние интегрированного подхода в работе психолога на
уровень готовности дошкольников к регулярному школьному обучению.
Раскрывая понятие интегрированного подхода в работе психолога, хочется выделить два направления, по которым я осуществляю свою деятельность в рамках данной темы.
Первое направление заключается в организации интегрированных занятий, которые я комплектую следующим образом:
- Для регуляции двигательной активности и физической позы – «комплекс оживления» (совокупность игровых упражнений).
- Для профилактики школьной тревожности - дыхательные упражнения, игры на снижение тревожности, релаксация.
- Для развития познавательной сферы упражнения на каждый психический процесс (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
- Для развития речи и обогащение словаря - логопедические игры и упражнения.
- Для физического развития - задания на координацию движений - подвижные и малоподвижные игры, на развитие мелкой моторики - задания на штриховку, раскрашивание, обведение и т.д.
- Для развития коммуникативных навыков и навыков взаимодействия со сверстниками – приемы в завершении занятия.
Многие трудности, такие как тревожность, застенчивость, недостаточный уровень интеллектуального развития, нарушение произвольности, дефицит внимания, повышенная двигательная активность, возникающие у дошкольников на этапе подготовки к школе, действительно реально преодолеть посредствам организации интегрированных занятий.
В рамках данного подхода ту или иную тему, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты. Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, развивает коммуникативные умения, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любое задание требует от них активизации опыта решения предложенных задач в ситуации данного «урока».
Интегрированный подход в работе с дошкольниками подготовительной группы направлен на стимулирование познавательной активности, чувства соперничества, ощущения пользы от полученных знаний. Такого рода организация деятельности детей помогает более интересно построить занятие, вызвать дополнительные стимулы к работе у ребенка, активизировать эмоциональную сторону личности, также развивать мотивационно-потребностную сферу ребенка ради возникновения новых мотивов деятельности и связанных с ними целей. А это в свою очередь поможет прочному усвоению материала, что очень важно на этапе предшкольной подготовки. Интегрированные занятия при подготовке детей к школе выступают как средство всестороннего развития личности ребенка и имеют свои особенности:
- необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных заданий;
- свободное размещение наглядного материала;
- смена динамических поз.
Второе направление моего интегрированного подхода заключается в привлечении разного рода специалистов и родителей в предшкольную подготовку. На специально организованных занятиях обязательно присутствует воспитатель. Его задача организовать дополнительную помощь детям, нуждающимся в ней, проработать полученный материал в свободное время, закрепить информацию с дошкольниками отсутствующими на занятии или имеющими трудности усвоения материала.
Учитель-логопед в предложенных интегрированных занятиях может вести «речевую рубрику», т.е. предлагать задания своего цикла, переключая внимание детей на другого персонажа занятия, либо рекомендовать те или иные речевые игры и упражнения. Это позволяет дополнительно закреплять логопедический материал.
Инструктор по физической культуре и педагог изостудии может по желанию включаться в свои предметные задания, преследуя вышеперечисленные цели.
Сотрудничество с родителями позволяет дать им всю информацию о развитии их детей, о направленности и необходимости проведения предшкольной подготовки, о кризисе поступления в школу и адаптационном периоде и включить их в совместную работу по подготовке детей к регулярному школьному обучению. Взаимодействие осуществляется в рамках консультаций (групповых и индивидуальных), наглядного материала. Большинство из родителей считают, что детский сад должен подготовить ребенка к школе. Поэтому мы основательно проводим работу по сотрудничеству и организации совместной помощи в воспитании детей. А так как период поступления в школу является для ребенка кризисным, еще и по коррекции детско-родительских отношений на данном этапе. Это в свою очередь благоприятно сказывается на общем развитии ребенка. Дети становятся менее тревожными, повышается уровень интеллектуального развития, появляется эмоциональная отдача. Родители начинают воспринимать своего ребенка, предъявляют к нему адекватные требования, оказывают посильную помощь в коррекционно-развивающей работе, выполняют и следуют рекомендациям и советам, полученным от специалистов.
В свою очередь и педагоги получают поддержку в виде индивидуальных консультаций, тренинговых занятий, релаксаций, различного рода семинаров и диспутов по проблеме подготовки к школе. Воспитатели положительно оценивают проведение интегрированных занятий с дошкольниками подготовительных к школе групп. Отмечают эффективность работы, полезность получаемой детьми информации, что показывает высокий уровень их знаний на конец учебного года.
Заключение
Интегрированным занятиям присущи значительные психолого-педагогические возможности. Здесь дети получают глубокие разносторонние знания, активизируя при этом все психические процессы. Например, творчество и воображение активизируются даже в период подготовки. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между причиной и следствием. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, дошкольники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы. Познавательная деятельность воспитанников, так как большинство интегрированных занятий включает в себя элементы проблемного обучения. Считается, что проблемный характер обучения формирует у ребенка противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса детей к занятиям. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования учебного мировоззрения.
Критериями эффективности интегрированных занятий являются:
- активизация познавательной творческой деятельности детей, развитие познавательного интереса;
- вовлечение дошкольников в самостоятельную практическую деятельность;
- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Практика показывает, что передача готовых знаний не всегда побуждает человека к стремлению выявлять и анализировать проблемы, определять пути их решения. Задача формирования у дошкольников познавательной активности требует активизации не только его мышления, но и мышления находящегося рядом взрослого. Изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой детьми от педагога, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, собственных выводов и умозаключений. В связи с этим и педагог должен владеть различными методами и приемами стимулирования и активизации познавательной деятельности, быть гибким в подаче материала, в формулировании инструкции и оценке деятельности каждого дошкольника. Поскольку на интегрированных занятиях групповая форма работы является главной, дети приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности, инициативу. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения, свой ответ на задание. Таким образом развиваются отношения сотрудничества, взаимопомощи и соперничества.
Интегрированные занятия – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся детям, чем традиционные учебные.
Для эффективного проведения интегрированных занятий необходимы следующие условия:
- правильное определение цели, тщательный отбор содержания занятия;
- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество воспитателей и детей;
- включение самообразования в работу с дошкольниками;
- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности, стимулирование познавательной активности детей на всех этапах занятия;
- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обязательный учет возрастных психологических особенностей воспитанников.
Занятия интегрированного характера:
1. способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
2. у детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
3. переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
4. интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
5. такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;
6. интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Список используемой литературы
- Белая К., ПавленкоИ. и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ»// Управление ДОУ. – 2003. - № 4
- Белобрыкина О. А. Скоро в школу мы пойдем! //Психолог в детском саду. – 2005. - №2
- Белянкова Н. М.Интегрированный подход в обучении младших школьников. – М.: Просвещение, 2008
- Битянова М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997. – С. 15.
- Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению//Психолог в детском саду. – 2005. - №2
- Гайдар К. М. Вьюнова Н. И. Психологическое консультирование по вопросам готовности ребенка к школе//Психолог в детском саду. – 2005. - №2
- Гобова Е. С. Зачем ходить в школу?. – М., 1997
- Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога/ Н. Н. Ежова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [1] с. – (Психологический практикум).
- Игра в жизни ребенка// Дошкольное воспитание. – 1976. - №12
- Кравцова Е. П., Пуртова Т. Учите детей общаться//Дошкольное воспитание. – 1995. - №10, №11
- Локалова Н. П. Когнитивное развитие старших дошкольников как составляющая их предшкольной подготовки//Психолог в детском саду. – 2008. - №1
- Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения)/ сост. Н. Г. Кувашова, Е. В. Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 40 с.
- Нестерова М. Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей//Психолог в детском саду. – 2006. - №2
- Резепина Е. А. Готовность детей к обучению к школе//Психолог в детском саду. – 2005. - №2
- Стребелева Е. А. Обучение дошкольников. – М.,1993
- Шевердина Н. А. Тестирование будущих первоклашек: готовимся к школе./ Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 288 с. (Психологический практикум).
- Широкова Г. А. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Список рекомендуемой литературы
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991
- Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: просвещение, 1990
- Петухова А.А. Тематические дни в детском саду: комплексно-интегрированные занятия в старшей группе. – М., 2010
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. – М.: Книголюб, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в работе специалистов ДОУ по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.
Презентация мастер-класса по формированию лексико- грамматических категорий у детей с ОНР. Представлен интегрированный подход специалистов и воспитателей в коррекционной работе....
" Интегрированный подход в работе с дошкольниками"
Сегодня в дошкольном образовании, к сожалению, появились тенденции увеличения количества нод режиме дня, включения в них такого содержания, которое неинтересно и недоступно детям. В результате дети им...
Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет
Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет (самообразование)...
Статья на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
В статье проводится анализ инновационных технологий используемых в дошкольном образовании. Описывается опыт интеграции здоровье сберегающих, игровых технологий и ИКТ (информационно-коммуникационных те...
Организация предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов)
Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений, связанных с осуществлением дополнительной образовательной услуги - предшкольной подготовки, реал...
Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО
Слайд-презентация для педагогов ДОО "Теоретические предпосылки организации предшкольной подготовки детей в условиях ФГОС ДО"...
Деятельностный подход в работе психолога ДОУ
Содержание деятельности психолога ДОУ...