Интегрированный подход в работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни (из опыта работы)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В сообщении говорится о совместной работе ДОУ с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_k_seminaru.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №221 «Росинка» |
Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры здоровья |
Сообщение к семинару |
Воспитатель высшей квалификационной категории: Копьева Галина Ивановна [Дата] |
То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудованы спортивный уголок в соответствии с возрастными принципами и половыми различиями детей. Это и комплекты предметов для организации подвижных и спортивных игр: бадминтон, баскетбол, кегли, серсо, кольцеброс, скакалки, а также нестандартное оборудование, созданное руками педагогов и родителей из подручного материала (старых пуговиц, исписанных фломастеров, пластиковых бутылок и др.). Имеющееся в группах оборудование используется во время прогулок и во время самостоятельной деятельности.
В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей.
При помощи дыхательной гимнастики, правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Данная технология используется педагогами ДОУ во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, после дневного сна.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Пальчиковая гимнастика нравится как малышам, так и детям старшего возраста.
Ежедневно по 3 – 5 мин. в любое свободное время и во время занятий организуется гимнастика для глаз, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
После дневного сна, ежедневно организуется бодрящая гимнастика. Форма проведения различна: упражнения на кроватях, ходьба по дорожке «здоровья».
Самомассаж используется воспитателями и инструктором по физической культуре в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физкультминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Семья - первая школа растущего человека. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
Родители и детский сад – два социальных института, которые играют важную роль в формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Совместную работу с семьей строим на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Цель: организация совместной работы педагога, ребенка и семьи воспитанников, создание благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Работа по взаимодействию с семьёй основывается на единстве, когда цель и задачи воспитания ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но когда семья знакома с методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Очень важно в работе семьей применять индивидуальный подход на основе учёта здоровья, интересов и потребностей.
Работа по формированию у детей культуры здоровья в нашем ДОУ проводится согласно требованиям ФГОС. Но, ни одна даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй. С целью привлечения родителей к сотрудничеству в работе по формированию культуры здоровья у детей используем различные формы работы:
№ п/п | Формы | Методы |
1. | Интерактивная | анкетирование; интервьюирование; дискуссия; круглые столы; консультации специалистов. |
2. | Традиционная | родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»; семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита». |
3. | Просветительская | использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей; организация клуба «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенд «Здоровье с детства»; уголок в группах. |
Здоровье ребёнка формируется в семье, но уровень знаний и умений большинства из них в области здорового образа жизни невысок. Большинство родителей рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья, а средства оздоровления детского организма видят в лечебных мероприятиях. Исходя из этого, с родителями были проведены беседы: «Нужно ли закаливание моему ребёнку?», «Как правильно организовать спортивный уголок дома», «Гуляя, играем» и др., групповые консультации: «Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребёнка», «Правила личной гигиены», «Чтобы зубы были здоровыми», «Зачем ребёнку дневной сон?», разработаны памятки: «Для чего нужно закаливание», «Нужные продукты, овощи да фрукты», «Правила этикета», «Чтобы уши слышали».
При работе с родителями по формированию культуры здоровья акцентируем внимание на соблюдение режима дня дома в соответствии с распорядком дня в ДОУ. С этой целью проводим индивидуальные и групповые беседы о пользе утренней гимнастики. Так систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем, подготавливают организм ребёнка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолеть в процессе деятельности в течение дня.
Также очень важная роль отводится и гимнастике после сна. Советуем родителям включать в гимнастику после сна щадящие элементы закаливания. Их можно сочетать с дыхательной и звуковой гимнастикой, с корригирующей ходьбой, с упражнениями на профилактику и коррекцию осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажем.
Вниманию родителей предлагаются подвижные игры, в которые можно играть с детьми от трёх до семи лет в домашних условиях, в небольшом помещении. Представленные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила. Например, «Пилоты», «Удочка», «Запрещённое движение», игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями и правилами. В других играх предлагаются только двигательные задания, например, «Сделай фигуру», «Завернись в ленту», регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих – сюжет и действия играющих определены текстом, например, «Дружно по дорожке», «У Меланьи, у старушки», который определяет и последовательность движений. В беседах с родителями по формированию культуры здоровья детей предлагаем сюжетно-ролевые игры дома «Полезное угощение», «Ужин на даче». В таких играх ребёнок знакомиться с полезными и вредными продуктами питания.
Этому послужило оформление фотогазет: «Наша семья за здоровый образ жизни!», «Мы здоровье сохраним, мы здоровьем дорожим!» В своей работе с родителями по формированию здорового образа жизни используем папки-передвижки: «Подвижные игры – залог здоровья малышей», «На природу – заряжаться энергией от деревьев!», «Игры для здоровья», «Прогулки с детьми» (летом, осенью, зимой, весной) являются одним из действенных инструментов пропаганды здорового образа жизни с родителями.
Провели совместные с родителями досуги и развлечения, направленные на сближение детско-родительских отношений. Это «Мама, папа, я – спортивная семья», «праздник ПАП».
Таким образом, можно отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнёрских отношений между сотрудниками ДОУ и родителями возможны положительные результаты в воспитании здорового образа жизни дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)...
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год...
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...
Презентация "Родительский клуб" как эффективная форма работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни и культуры здоровья»
Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в родительских клубах. Участие родителей в работе клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их ...
Планирование работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни
Планирование работы по ЗОЖ с родителями по месяцам...
Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья:Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Из опыта семейного воспитания по направлению сохранения здоровья: Взаимодействие с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...