Обобщение опыта "Развитие речи посредством театральной деятельности".
материал на тему
Особое значение в дошкольном учреждении нужно уделять театрализованной деятельности и всем видам детского театра, потому что они помогают: сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, познакомят с музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, но самое главное совершенствовать все стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы"Развитие речи посредством театральной деятельности". | 54.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщила и распространила среди педагогов ДОУ опыт работы по теме «Развитие речи детей посредством театральной деятельности».
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
И. Гёте
Введение
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».
Актуальность опыта работы.
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей в детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Например, использование различных видов творчества, театральной игры для развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Проблема.
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.
Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.
Ведущая педагогическая идея опыта работы
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д.Ушинский, Ф.А.Сохин, Е.А.Флёрина, А.А.Леонтьев, М.М.Конина и многие другие.
Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е.А.Тихеевой, Е.А.Флёриной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф.Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных –М.Монтессори, А.П.Усова, В.Н.Аванесова, Е.Н.Водовозова и других.
Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Струниной Е.М.и Ушаковой О.С.. Шохова О.А. представила два направления работы с дошкольниками: сказкотерапию и занятия по развитию связной монологической речи. Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репрудуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Цель.
Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театральной деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно определить гипотезу исследования: развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:
-определены критерии, показатели и уровень сформированности речи детей;
-разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;
-при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Задачи исследования:
- Изучить состояние работы по развитию речи детей средней, старшей группы.
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.
- Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.
- Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.
Практическая значимость.
Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.
Ведущая педагогическая идея опыта работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.
Задачи:
- Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Обогащать словарь детей, активизировать его;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Ожидаемые результаты:
Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» реализовывался в ДОУ №35 в средней и старшей группе по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1этап-подготовительный.
На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.
Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Содержание работы представлено в приложении№1. Анализ результатов по средней группе показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.
Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.
Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.
Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:
1.выработать систему театрализованных игр для детей.
2.оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы (приложение№2, 3).
Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика (приложение№4).
Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка»(приложение№5).
Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (приложение№5).
Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье», КВН по театральной деятельности для родителей ( приложение№5).
Собрала ряд пословиц и поговорок , скороговорок, подборку сказок.. (приложение№6).
2-й этап – основной.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов. ( приложение№6)
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр (приложение2,3)
3.Показ сказок в средней группе :«Заюшкина избушка», « Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок» , драматизация «Телефон» К Чуковского (приложение№2).
4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц- симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» (приложение№3)
5.Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка». (приложение№2,3)
При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.
Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.
Для повышения педагогического мастерства:
1.Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в средней и старшей группе (приложение№2,3,5).
2.Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику(приложение№4).
3.Участвоварла в работе педсовета по развитию речи детей , где представила сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста». (приложение№5).
3-й этап – заключительный.
По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.
Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.
В средней группе.
Первое диагностирование. Второе диагностирование
Высокий уровень - 24.2%
Средний 44.2 % 75.8%
Низкий 55.8 % -
Общие показатели диагностирования по средней группе высокий уровень вырос на 24.2% , средний на 31.6%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.
В старшей группе.
Первое диагностирование. Второе диагностирование
Высокий уровень -13.8% 42.8%
Средний 69 % 57.2%
Низкий 17.2 % -
Общие показатели диагностирования по старшей группе высокий уровень вырос на 29% , средний уменьшился на 11.9%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.
Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.
В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.
Приложение. Театрализованные игры.
Задачи: развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
- Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»), Но это же мама — простили, улыбнулись.
- Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
- Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
- Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму...
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
- На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
- Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
- Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.
- У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
- Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.
11.Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12.Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
13.Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку, спокойно, с наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом,
И доволен был косой:
-Крыша есть над головой! —
А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил.
Мерзнет заяц под кустом:
-Никудышный этот дом!
- Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рукаболит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
- У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
17. Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали!
Лопнул шар,
А две подружки посмотрели-
Нет игрушки, сели и заплакали...
18. Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
-Как же быть без хруста
Если я — капуста.
- Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Игры-драматизации
- «Самолет»
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу, У-у-у-у!
Видим чьи-то берега. А-а-а-а!
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
- «Умываемся»
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо —
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем — вы должны сказать.
(Самолет, трамвай, автобус, велосипед.
Стоп!
Дальше ехать нам нельзя,
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать.
Ух! Накачали.
3. Кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»
4. «Мишка»
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь.)
Вот он Мишенька-медведь,
По лесу он ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят Мишку:
«Не ешь наш мед, воришка!»
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает...
5. «Звонкий день»
(на мотив песни «Ах вы, сени»)
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ежик-дед и Ежик-внук
Взяли балалайки...
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!
Театр в руке
Цель: позволяет повысить общий тонус, развивает внимание , память и снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка»- сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы , а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения (трепетание пальцев).
«Сказка» - детям предлагается разыгрывать сказку, в которой каждый палец- какой- либо персонаж.
«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
«Осьминожки»- правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы- пальцы, путешествует поморскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. Дети учатся играть с пальцами с первой младшей группы во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
В средней и старшей группах пальчиковую гимнастику включают в режим дня.
1.Утром с небольшой группой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
2.Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами ( обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом» , например передавая мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?». (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы смог?
Потянули ( руки тянутся в стороны),
Покрутили (круговые движение пальцев от себя),
Постучали (основание ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
3. На физкультминутках (три-четыре упражнения)
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса ( плечо , предплечье), поскольку на занятии , как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками , круговые движения плечами , локтевыми суставами . Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с характерных движений - сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения : сначала с несложным движением ( «Пальчики здороваются» или «Коготки» ) , далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки ( «Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша , грецкого ореха.
На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей , используется пальчиковые кинезиологические упражнения –из серии « гимнастики мозга».
4.На физкультурных занятиях.
Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомасаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. С целью формирования у детей элементарных представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним используются движение пальцев кисти в сочетании с движением рук.
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного , «здороваются» с большими пальцами),
Тот вырасти может
Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой , изображая рост ребёнка).
Дружат с грязнулями
Только грязнули (пальцы рук соединены в замок).
Которые сами
В грязи утонули ( движение , имитирующее пловца).
У них вырастают
Противные бяки (пальцы сжать в кулак ; затем выпрямить , руки согнуть в локтях , ладони друг за другом около носа),
За ними гоняются злые собаки ( руки вперёд ,правая ладонь лежит на левой , пальцы чуть согнуть , каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки).
Грязнули бояться
Воды и простуд,
А иногда вообще не растут (руки скрещены на груди , согнуться , выпрямиться, поднять руки вверх).
В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?».
Как живёшь?
- Вот так! ( Большие пальцы обеих рук - вверх , остальные собранны в кулак.)
А плывёшь?
-Вот так! (Руками изображают движение пловца.)
Как бежишь?
-Вот так! (Руки согнуть в локтях , движение вдоль туловища.)
Вдаль глядишь?
-Вот так! (Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу.)
Машешь вслед?
-Вот так! (Энергичные движения кистями рук.)
Ночью спишь?
-Вот так! (Ладони под голову.)
А шалишь?
-Вот так! ( Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)
5.Перед обедом , когда дети ожидают приглашение к столу.
Детям очень нравится показывать « театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка . Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней . Мышка прыгнула на пароход , а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес , в котором растут зелёные , пушистые ели…» (дети сопровождают текст движение рук и пальцев).
6.На прогулке в тёплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить : дом , скворечник , кошку , собаку, цепочку , дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
«Гусь»
Гусь гнездо своё чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
«Зайчик - кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашёл колечко.
А колечко непростое-
Блестит, словно золотое.
7.В зачине подвижной игры или в ходе игры.
Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.
В море бурном, море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение , начиная с правого плеча).
Быстро плавают дельфины ( волнообразное движение руки , согнутой в локте , кисть на уровне плеча).
Не пугает их волна, Рядом плещется она ( рука согнута в локте , на уровне лица, волнообразные движения кистью).
В подвижной игре « Ловля обезьян» при помощи пальцев ребёнок изображает обезьяну ( руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка , скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев ; руки согнуты в локтях , кисти рук друг за другом на уровне носа , ладонями в стороны, пальцами вверх- « обезьянка дразнится».
8. С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения : «С добрым утром!» и самомассаж пальцев « Помоем руки».
С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)
Вы проснулись? ( «Смотрим в бинокль».)
С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)
Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.)
С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.)
Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)
С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)
Вы проснулись? (Притопываем.)
С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)
Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)
Пальчиковая гимнастика, проводится ежедневно, способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи.
Скороговорки на развитие дикции.
- Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Книга книгой, а мозги двигай.
- Волки рыщут – пищу ищут.
- Везёт Санька Сеньку
С Сонькой на санках.
Вопрос: кто где находится?
Санька – скок!-
Сеньку с ног!
Почему? (Он шёл впереди.)
Саньку – в бок,
Соньку – в лоб,
Все в сугроб.
- Курочка по зёрнышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка - кря-кря-кря,
Индюшонок- фалды-балды,
Кисонька – мяу- мяу,
Собачка - гав-гав,
Поросёнок - хрюки-хрюки,
Коровёнка - муки-муки,
Лошадёнка – ноки-ноки.
- Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
- Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
- Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Артикуляционная гимнастика
- Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту».
- Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
- Язык, как жало змеи.
- Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку.
- Почистите верхние и нижние зубки языком.
- Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
- Достаньте кончиком языка нос.
- Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.
- Погладьте зубками губы.
- Натяните губы на зубы, широко открыв рот.
- Нарисуйте открытыми губами солнце.
- Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь (усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.
- Язык поднимите к верху:
Ша-ша-ша,
Наша шуба хороша.
- – Здравствуйте, котята!
-Мяу, мяу.
-Здравствуйте, телята!
Му, му, му.
-Здравствуйте, мышата!
- Пи, пи, пи.
- Здравствуйте, лягушки!
- Ква, ква, ква.
15.Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я – дудочка,
Дудочка – погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка всё опять.
- Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов.
Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.
- Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
17.Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает
добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и ! опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).
18.Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях.
- Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням, бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно
с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте.
- Стоя, тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание | переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.
19. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко уменьшается.
20. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх- вниз, вправо-влево с убыстрением темпа.
21. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика.
22. Жало. Рот приоткрыть, язычок высовывать волнообразными движениями вперед и обратно.
23. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или ) подбородка.
24. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы, задействуя все мышцы лица.
Упражнения повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ.
Литература.
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
- Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
- Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
- Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
- Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие речи посредством театральной̆ деятельности»
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное фо...
Развитие речи посредством театральной̆ деятельности»
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное фо...
Обобщенный опыт на тему : « Развитие речи посредством театральной̆ деятельности»
Обобщенный опыт на тему : « Развитие речи посредством театральной̆ деятельности»...
Консультация для воспитателей: «Развитие речи посредством театральной деятельности»
Консультация для воспитателей: «Развитие речи посредством театральной деятельности»...
Конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи посредством театральной деятельности по сказке "Репка"
Конспект открытого занятия в младшей группе по развитию речи посредством театральной деятельности по сказке "Репка"...
ООД по развитию речи посредством театральной деятельности в первой младшей группе по сказке «Репка».
ООД по развитию речи посредством театральной деятельности в первой младшей группе по сказке «Репка»....
Консультация для родителей "Развитие речи посредствам театральной деятельности"
Уважаемые, родители! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о методах развития речи детей. Ведь речь – это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь &nd...
Комментарии
Обобщение опыта "Развитие речи посредством театральной деятельно
УВАЖАЕМАЯ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА. ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ОБОБЩЕНИЕ ДАННОЙ ТЕМЫ. В ВАШЕМ ОПЫТЕ РАБОТЫ ПРЕКРАСНО ОСВЕЩЕН КАК ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. ТАК И ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВОСПОЛЬЗУЮСЬ ВАШИМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ СВОЕЙ РАБОТЫ И ПОРЕКОМЕНДУЮ КОЛЛЕГАМ. УДАЧИ!