Занятие по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Занятие в виде игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   Н О Д  :Обучение грамоте в старшей группе

 Тема: "Приключения Незнайки и его друзей"

Направление: Познавательно - речевое .

Образовательная область: Познание.

Цель Развитие познавательной деятельности   и умственных способностей.

Задачи: Образовательные

  1. Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.
  2. Закреплять умение  правильно определять последний  звук в слове и        придумывать слова на заданный звук
  3. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
  4. Обучающие.
  5. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
  6. Закреплять умение детей делить слова на слоги.
  7. Продолжать  упражнять детей в составлении предложения по заданной  схеме, определять количество слов в предложении.
  8. Продолжать учить подбирать антонимы к словам
  9. Совершенствовать фонематический слух.
  10. Воспитательные.
  11. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
  12. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умение работать в группе.

 Предварительная работа; Упражнения на деление слов на слоги .Работа над звуковым анализом слова. Игры «Скажи по другому» « Найди противоположное» «Придумай слово на заданный звук»

      Материал:          

  1. Мультимедийное сопровождение
  2. Фишки для звукового анализа слова

Словарная работа : правильное произношение слов

Ребята, а вы когда-нибудь хотели, читая книжку, оказаться в рассказе ?  Не сидеть и слушать, а очутиться в самой сказке, подружиться с любимыми героями, помочь им преодолеть все невзгоды?

Сегодня у вас есть такая возможность.  

Мы  с вами отправимся в путешествие по знакомой сказке. А кто её главный герой, вы догадаетесь, отгадав мою загадку.

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен
Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?
(Незнайка.)

Конечно, это Незнайка. Как называется город, в котором он живёт? Какие ещё коротышки живут с Незнайкой? А какой Незнайка по характеру?

Да, к сожалению, Незнайка иногда бывает груб, иногда  не может подобрать нужные слова, чтобы пообщаться с друзьями, потому что ни в какую не хочет учиться.

Вот и сейчас коротышки обиделись на Незнайку и сказали, что не будут с ним общаться  до тех пор, пока он не научится правильно разговаривать.

Ребята, а мы сможем помочь Незнайке помириться с коротышками?
Выполнив правильно все задания, которые приготовили коротышки, мы поможем Незнайке стать умнее и воспитаннее, и помириться со своими друзьями.  Вы готовы?

Ну, тогда в путь, в Цветочный город.

Посмотрите, нас уже кто-то встречает у своего домика. Вам знаком этот малыш?

Этот умный коротышка 
Прочитал уже все книжки 
Он и вправду много знает 
Никого не обижает.  А зовут его все (Знайка). 

Правильно ребята, этот малыш самый умный среди коротышек, и, конечно, же он сразу усадил Незнайку за парту. Давайте посмотрим, как у них проходит урок

Так-так, кажется, Незнайка уже получил двойку. Ребята, а я знаю, почему Незнайка наделал столько ошибок. Он написал слова, так как они слышатся, потому что не внимательный Незнайка  забыл, чем же буквы отличаются от звуков. Давайте ему подскажем чем буквы отличаются от звуков?

Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.

Правильно ребята. А давайте расскажем Незнайке, из чего состоит наша речь. (Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)  -Какими бывают звуки? (Звуки бывают согласными и гласными.) 

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом). Назовите гласные звуки (а,о,у,и,ы,э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.)

-Каким цветом обозначается твёрдый согласный звук? (синим) 

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зелёным) 

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

Молодцы! Вы рассказали  Незнайке, что мы знаем о звуках, будем надеяться, что эти знания ему пригодятся.  

Можем продолжить наше путешествие по Цветочному городу. Ого, Незнайка привёл нас к речке. А кто помнит, как называется эта река? (Огурцовая) Правильно, потому что на берегах этой реки растут ароматные огурцы. Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей) Я согласна с вами, нам нужен МОСТ. Из чего его можно построить?  (предложения детей) Из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете.  А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ»

(игра «Звуковая цепочка»)

Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет крепким. Можем смело по нему идти дальше.

  Ого, какой сильный ветер поднялся, срывает листья с деревьев, поднимает пыль с дороги. Вот беда: посмотрите, ребята, этот ужасный ветер  похозяйничал и во дворе Незнайкиной подружки Ромашки, от её домика осталась одна стена, даже крышу сорвало.  Вы поможете  Незнайке навести порядок?
Ребята, а какой звук встречается в словах вете
р, двор, подружка, дорога, Ромашка? Правильно, звук Р. Во дворе у Ромашки находятся предметы, в названиях которых обязательно должен встречаться этот звук. Давайте сначала отремонтируем дом.
-Что нам понадобится?
(крыша, рамы, труба, крыльцо, чердак)
-
 Что может находиться во дворе у Ромашки? (груша, трава, забор, розы, корова…)

Ну вот, Ромашка больше не сердится на Незнайку, и мы с вами можем идти дальше.

Ребята, а вы догадались, куда мы пришли? (ответы детей)  Да, это - аптека.      А кто работает в ней? (Доктор Пилюлькин) Смотрите, кажется, наш Незнайка чего-то боится? Как вы думаете чего?  Лечиться, он, конечно, не любит, как и все малыши, но сейчас ему это и не нужно, он ведь не болеет. Давайте просто зайдём к Пилюлькину в гости и посмотрим как у него дела.

А  доктор Пилюлькин оказывается, получил новые медикаменты для своей аптеки, но не знает как их разложить по полочкам. Ведь каждое лекарство должно лежать на своём месте.  Я думаю, если Незнайка поможет Пилюлькину, то они снова станут друзьями. Подскажем Незнайке как это сделать?  

На первой, самой нижней полочке, должны лежать лекарства, которые состоят из одной части, то есть одного слога. На второй полочке, которые состоят из двух слогов. Ну, а на третьей –из трёх. Что нам помогает определить количество слогов в словах? (ладоши) Вы готовы? Начнём! (индивидуальное определение слогов)

Вот и все лекарства на своих местах, вы не сделали ни одной ошибки, и доктор Пилюлькин очень доволен вами и Незнайкой. Попрощаемся с доктором.

Ух, как красиво на лесной полянке. Посмотрите, и у художника Тюбика появилось желание нарисовать такой чудесный  пейзаж.  Но, ребята, что за странная у него картина? Она вам что-то напоминает? Мне тоже кажется, что это схема предложения. Сколько слов в этом предложении. (два)
Я догадалась, Тюбик предлагает нам отгадать, что же он нарисовал. Мы сможем угадать, если осмотрим внимательно полянку и составим предложение из двух слов.
(ответы детей) На первой картине Тюбик нарисовал как лев рычит.

А чтобы, угадать вторую картину, мы должны придумать предложение уже из трёх слов. (ответы детей) Вы правильно догадались, на второй картине художник нарисовал, как собака виляет хвостом. Ну что ж, с заданием Тюбика мы справились, значит, можем с Незнайкой идти дальше.

Ребята, а вы узнали этих малышей? Это Авоська и Небоська. Они неразлучные друзья, и всегда играют вместе. Вот и сейчас затеяли новую игру «Скажи наоборот». Хотите с ними поиграть? Авоська будет предлагать слова, а мы будем помогать  небоське подбирать слова, противоположные по смыслу.
(Игра «Скажи наоборот») широкий-…………… веселый-…………….. далеко-…………  грустный-……….. старший-……… сладкий-………….

Мы помогли  Незнайке  подружиться с малышами. Вам понравилась игра? Значит, будем играть в неё с вами и в детском саду. А сейчас давайте проводим Незнайку до школы. Но чтобы  войти  в школу необходимо выполнить задание. Нужно сделать звуковой анализ слова школа, урок.

Проходите за столы, пододвигайте фишки, выкладываем цветную схему к слову школа , урок (работа на местах, один ребёнок у доски) Проверяем. (ответы детей)

Код двери мы узнали, давайте попробуем открыть его.

Вот Незнайка и в школе. Иди Незнайка  учись старайся.  Сегодня он помирился со всеми коротышками, а помогли ему в этом вы. С вашей помощью он справился со всеми заданиями, вы  показали ему, что учиться совсем и не скучно, а очень даже интересно. А завтра Незнайка отправится в Солнечный город, его ждут там новые приключения.

Но это уже другая история и другая книжка. Об  этом узнаем в следующий раз,

2-часть

Ребята, а давайте мы с вами подарим Незнайке и его друзьям картину «Солнечного города» которую мы вместе вырежем и наклеим ( коллективная аппликация) дети вырезают дома, школу, деревья, цветы.

И споем  песню о дружбе

Итог занятия:

Понравилось вам путешествие в сказку? А что именно понравилось? Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями в Цветочном городе. Молодцы!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....