«Как я воспитываю нравственно-волевые черты личности в подвижной игре»
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовете
Тема: «Как я воспитываю нравственно-волевые
черты личности в подвижной игре»
(из опыта работы)
МАДОУ детский сад
общеразвивающего вида
№ 9 «Красная шапочка»
г. Зарайска
Московской области
Воспитатель: Григорьева
Вера Николаевна
2012 г.
Большую роль в воспитании нравственных качеств в моей работе имеют игры. Ведь через умело организованную игру формируются ценнейшие моральные качества – смелость, дружба, дисциплинированность. «Ценность той или иной игры, - пишет А.П.Усова, - заключается не только в том, как она развивает движения, представление об окружающем, но и в том, какие качества нравственности создает».
Особое внимание уделяю подвижным играм, которые являются благодатным материалом в нравственном воспитании. Так, начиная играть в игру «Хитрая лиса», дети сначала наталкиваются друг на друга, быстро попадаясь лисе. Многие дети, не имея выдержки, начинали разбегаться раньше, чем были произнесены слова: «Я здесь!» Да, и сама «хитрая лиса» не всегда выполняла правила игры. Предупреждала детей, что лиса должна стоять так, чтобы никто из детей не догадался, где она находится, но они быстро находили лису.
Подводя итог, спрашивала у детей: «Почему дети так быстро узнавали лису? Почему у нас немногие выиграли в игре?» И объясняла, что выигравшие дети были ловкими, смелыми, а Лене (она была хитрой лисой) в следующий раз обязательно надо постараться сделать так, чтобы никто не смог догадаться, что она лиса. Такие правила игры воспитывали у детей выдержку.
Чтобы воспитать в детях смелость, дружбу, дисциплинированность, усложняла правила игры. Например, в игре «Два Мороза» предлагалось детям, которых Морозы заморозили, уйти в дом к Морозам; затем кого заморозили – отогреть, дотронуться до них рукой. Вначале дети старались сами убежать от Мороза и забывали правило: «выручи товарища». Обращала внимание детей на выполнение этого правила, поощряла Сашу Д., Вадима, Алешу, которые выручали товарищей.
Уже после на занятиях стало видно, что дети стали заботливее, внимательнее относиться друг к другу. Однажды играя на занятии в игру «Охотник и зайцы», Виталик К., он был охотником, ударил мячом Алешу по спине. Дети все возмутились и сказали, что ударять мячом можно только по ногам, чтобы не сделать больно. Виталик расстроился и сказал, что он хотел ударить в ноги, а попал нечаянно в спину. Поэтому еще раз объяснила детям, что нужно заранее подготовиться, приземлиться.
Иногда на занятии предлагали детям самим дать оценку, например, в игре «Чье звено скорее соберется?», решить, можно ли считать победителями звено, хотя они и построились быстрее всех, можно ли их назвать организованными, внимательными, ведь они схитрили – не бегали по группе, а держались звеньевых. Отметила также, что Руслан и Вадим, чтобы выиграть в игре нарушили правила: задевали товарищей, толкали их. После чего команды стали играть дружнее, организованнее.
Большую роль в формировании морально-волевых черт имели игры-эстафеты. Участвуя в эстафетах, дети добиваются побед, преодолевая собственную робость, выполняют определенные требования. Так в игре «Не намочи ног» мы ставили разные задачи: упражнять детей в равновесии, идти только по дощечкам, не ступать на болото, затем ставили цель – дать детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Когда они подходили к середине болота, мы создавали ситуацию, будто у одного из них сломалась дощечка и уплывает (у каждого две дощечки). Как поступить? По правилам игры, нужно вместе добраться до берега. Дети самостоятельно ищут выход из создавшегося положения и находят. Мы говорим детям: «Молодцы, нельзя оставлять товарища в беде». Сколько это вызывало радостных эмоций, чувств удовлетворения от совершенного поступка!
Чтобы проверить, насколько прочно закреплено у них чувство товарищества, взаимовыручки, мы проверили игру с элементами соревнования: «Кто быстрее переберется через болото, не намочив ног». Каждому играющему дали по три дощечки, длину болота увеличили. В ходе игры у одного из ребят уплывают две дощечки. Как поступит товарищ, не помешает ли желание быть среди первых выполнить свой товарищеский долг? Многие находили много способов помочь товарищу, испытывая при этом моральное удовлетворение. Но оказались и такие дети, которые оставили товарища в беде. И, выиграв, они не испытывали чувство радости, и это было видно по их лицам.
Предстоит еще много сделать для нравственного воспитания детей, но определенная работа проведена и результаты ее видны уже сейчас. В летние месяцы надо широко использовать благоприятные возможности для проведения подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. Они в наибольшей степени способствуют воспитанию в детях морально-волевых качеств, коллективистских чувств, развитию товарищеских отношений и взаимной выручки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование волевых качеств личности через подвижную игру у детей старшего дошкольного возраста.
рекомендации по формированию волевых качеств детей...
Психологическая помощь участникам коррекции детей с аутичными чертами личности
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, н...
Консультация "Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка"
Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе....
Внимательность и наблюдательность как черты личности
Целью данной работы является рассмотрение таких черт личности как внимательность и наблюдательность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:1. дать определение поняти...
Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»
Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...
Воспитание нравственно – волевых качеств у детей дошкольного возраста по средствам подвижных игр.
Ребенок, прежде всего, должен быть здоров. Поэтому правительство России уделяет значительное внимание физической культуре и спорту. «В здоровом теле – здоровый дух» - все...
Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста.
Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это иск...