Консультация "Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка"
статья (подготовительная группа) на тему
Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовим ребенка к школе. | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. Придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но это в действительности не имеет первостепенной значимости. Самое главное для любого ребенка умение общаться, легко адаптироваться к новым условиям, слушать, слышать и понимать.
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Для ребенка родители являются основным поведенческим образцом. Ребенок может стать успешным в школе только тогда, когда взрослые слушают его, общаются с ним, обсуждают различные жизненные ситуации, поступки людей. При подготовке к школе родители должны выстроить доверительные отношения с ребенком, чтобы ребенок не чувствовал недостатка любви, внимания и положительных впечатлений.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит унизить и себя, и другого, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих. Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка- дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало
распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка»
Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника, С.Л. Рубинштейн писал: « Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональ...
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.
Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью"
Игра в дошколном возрасте играет большую роль в развитии детей. Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологич...
«Дидактическая игра, как средство всестороннего воспитания личности ребенка»
для педагогов дошкольного образования...
Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ...
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка....
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.
Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровь...