образовательный проект "Русская народная игрушка"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Образовательный проект для детей средней группы "Русская народная игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igrushka.docx | 70.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19
комбинированного вида Пушкинского района
Санкт- Петербурга
Образовательный проект
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА»
Средняя группа
Автор – составитель Уколова Н.В.
Санкт- Петербург
Март 2013
«Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
Актуальность проекта:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи проекта:
- Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
- Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
- Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Вид проекта:
По характеру предметной области: Социализация
По составу – групповой
По продолжительности средней продолжительности (20.03.13-31.03.13)
Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у бабушки - Забавушки»
Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.
Схема осуществления проекта
ЭТАП | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей | Развивающая среда | Работа с родителями |
подготовительный | Социализация Познание Коммуникация | Опрос детей (Приложение) Беседа о жизни детей в прошлом, о их занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом | Подбор русских народных сказок Подбор дидактических игр Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке», | Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) Наглядная агитация, папки-передвижки. |
основной | Познание Чтение худ. Литературы Коммуникация Физическая культура Здоровье Социализация Труд Безопасность Художественное творчество Музыка | Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая) НОД «В гости к сороке» Театрализованная игра «Репка из матрёшки» Загадки о народных промыслах Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, Д.игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине» Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни» Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем» Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек» , «Идём в музей» Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой. Наведём порядок на полках. Воспитание положительного отношения к труду. Рисование НОД«Дымковский конёк» Аппликация «Украсим матрёшек» Конструирование «Магазин игрушек» Разучивание частушек Хороводная игра «В небе жаворонок пел» Пляска «Мы матрёшки» Оркестр народных игрушек» | Рассматривание Иллюстрации разновидности народной игрушки Иллюстрации в книгах Выставка народных игрушек | Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку» «Как сделать куклу» |
итоговый | Познание Социализация Здоровье Коммуникация | Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Забавушки» Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Выставка творческих работ детей. | Родители участвуют в подготовке проведения развлечения. |
Вывод: Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, дети активно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Опрос детей 15.03.13 Принимало участие 18 детей.
1.Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?
2.Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)
Ты знаешь как с ней можно играть?
3.У тебя дома есть народные игрушки?
Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.
Опрос детей 01.04.13 Принимало участие 18 детей
Вывод: В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Народная игрушка из глины» для средней группы
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные си...
Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями и символом России....
Паспорт образовательного проекта. "Народная игрушка кукла."
Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Народная игрушка Дона»
Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки...
Конспект познавательной НОД для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Народная игрушка - матрешка.»
Цель занятия: активизация познавательной и речевой деятельности детей, коммуникативных навыковИнтеграция образовательных областей:« Социально – коммуникативное развитие»,« Позн...
Образовательная деятельность "Народная игрушка. Тряпичная кукла"
Образовательная деятельность из серии "Музей в чемодане" с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народная игрушка. Тряпичная кукла"....
Конспект образовательной деятельности "Народная игрушка"
Тема : «Народная игрушка - конек»....