Занятия с использованием элементов театральной деятельности
материал на тему

Черненко Татьяна Александровна

Занятия с использованием элементов театральной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Развитие навыков интонационной выразительности

у детей с нарушениями речи

средствами театрализованной деятельности».

Задачи:

 Формировать основные навыки,  обеспечивающие интонационную выразительность речи:

- развитие речевого слуха ( изменение силы, высоты голоса; тембра и темпа, ритма речи);

- развитие речевого дыхания, силу голоса;

- развитие мимики, выразительности  движений; способности понимать и передавать различные эмоции; воспроизводить мелодику высказываний

Тема: «Овощи».

  1. Мимические упражнения.

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

  1. Речевая зарядка.

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Ах! Висим мы на кустах!». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

«Огорченные овощи: морковь – ой, ой, ой, меня никто не выдергивает! Картофель: ой, ой, ой, меня никто не  копает!»

  1. Психогимнастика. Пластические этюды.

Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; солёные огурцы в банке.

Сажаем огород. Выполнять  действия в соответствии с содержанием текста.

«Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Сена рядами дружно мы сажали,

А потом водою тёплой поливали».

Уборка урожая. Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.

  1. Образно – пластическое творчество детей.

Угадайте, что я делаю. Я показываю действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты,  и другое. Затем дети придумывают и показывают.

Развитие речевого слуха и формирование понимания основного тона высказывания.

Тема: «Овощи»

  1. Развитие речевого слуха и формирование понимания основного тона высказывания.

Игра «Сказочный город».

Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушай и скажи, кто говорит весело ( грустно, сердито)

Помидор  (весело): Я – помидор! Я  красный, круглый, сочный! Очень вкусный!

Огурец ( грустно): А я  - огурец! Я зеленый, длинный, крепкий, весь в пупырышках!

Лук (сердито): А вот я  -  лук! Я очень, очень горький! И совсем не зеленый, а репчатый!

  1. Формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.

Задание: дорисуй картинки так, чтобы было видно, что помидор  - веселый, огурец  -  грустный, а лук  -  сердитый.

  1. Развитие мимической мускулатуры.

Задание: «Превращаемся в жителей сказочного огорода. Улыбнись, как веселый помидор. Нахмурься, как сердитый лук. Покажи, как грустит огурец.

и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

 

  1. Речевая зарядка.

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Ах! Висим мы на кустах!». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

«Огорченные овощи: морковь – ой, ой, ой, меня никто не выдергивает! Картофель: ой, ой, ой, меня никто не  копает!»

  1. Психогимнастика. Пластические этюды.

Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; солёные огурцы в банке.

Сажаем огород. Выполнять  действия в соответствии с содержанием текста.

«Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Сена рядами дружно мы сажали,

А потом водою тёплой поливали».

Уборка урожая. Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.

  1. Образно – пластическое творчество детей.

Угадайте, что я делаю. Я показываю действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты,  и другое. Затем дети придумывают и показывают.

Развитие речевого слуха и формирование понимания основного тона высказывания.

Тема: «Фрукты»

  1.  Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

Пластический этюд на тему «Необычное дерево» (выражение радости, удивления)

На картинке нарисовано дерево, на котором растут груши, яблоки, бананы, апельсины, ананасы, сливы.

 Предлагаю детям с помощью выразительных движений и мимики передать эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

Рассказ:  «Мы пришли в сад. Как много здесь фруктовых деревьев! Но что это за удивительное дерево? Посмотри! На нем растут и яблоки, и груши, и сливы, и апельсины, и даже бананы!!! Вот это да! Чудесный сад!»

- Какое чувство вызывает у тебя данная картинка? Почему?

Найди и обведи кружком нужную пиктограмму.

  1. Мимические упражнения

  1.  Отработка интонации законченного высказывания.

Игра «Слушай и повторяй»

 Предлагаю повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз.

Например:  Сад. Это сад.

Фрукты. Вот фрукты.

Это банан. Вот слива. Это яблоко. Вот апельсин. Это дыня. Вот персик.

Игра «Назови фрукт»

Для закрепления навыка интонационного оформления повествовательных предложений предлагаю ребенку назвать фрукты, изображенные на картинке, употребляя слова «вот» и «это».

Например: Вот яблоко. Это яблоко.

Тема: «Дикие животные»

  1. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений.

 Пластический этюд на тему «Заблудились в лесу»

(выражение страха, радости)

Детей прошу передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

«Маша с подружками пошла в лес по грибы и заблудилась. Долго ходила она по лесу. Густые ели закрывали небо, быстро темнело. Ей было страшно и одиноко. Вдруг рядом что-то зашумело. Маша очень испугалась. Но это оказались маленькие серенькие зайчата. Они сидели под кустом и смешно шевелили ушами. Маша засмеялась и перестала бояться. И тут она услышала: «Маша, ау, ты где?»

-  на пиктограммах (страх, удивление, печаль, радость)  детям  выбрать и отметить те, которые соответствуют логике сюжете и эмоциональному содержания рассказа.

-   изобразить соответствующие эмоции с помощью мимики и выразительных движений.

  1. Развитие мимики, формирование понимания эмоций.

Задание: «Представь, что Маша в лесу встретила волка» (медведя, белочку, слона). Какое у нее было выражение лица? Объясни почему. Попробуй придать своему лицу такое выражение.

-  дорисовать пиктограммы.

  1. Развитие восприятия вопросительной интонации, закрепление навыков использования в речи высказываний с повествовательной интонацией.

Задание: Внимательно послушайте вопросы и ответьте. При ответе не забудьте, что надо говорить спокойно, слегка понижая голос к концу предложения.

- Где потерялась Маша? Чего она испугалась? Кого увидела Маша под кустом? Почему Маша засмеялась, увидев зайчат?

Тема: «Домашние животные»

  1. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений.

Пластический этюд на тему «Одинокий печальный щенок» (выражение печали)

Детей прошу передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста. Читаю отрывок из стихотворения А. Барто «Он был совсем один».

Изобразить при помощи выразительных движений и мимики настроение и поведение щенка.

Один щенок был одинок,

Бродил он неприкаянно.

И так расстроился щенок,

Что он завыл отчаянно:

«Я одино-о – ок,

Я одино – о – о к,

Не нахожу- уууу

Хозяина!...»

  1. Формирование понимания интонации, развитие умения передавать выразительными средствами эмоциональное содержание высказывания.

Чтение сказки и игра «Щенок и котёнок»

Задание:

- представь, что ты превратился в маму щенка. Какие слова ты сказал бы щенку?

- попробуй сказать нежным, ласковым голосом: «Молодец, сынок!»

- представь, что ты превратился в кошку. Попробуй сказать те же слова («Молодец, сынок!»)

- представь, что ты превратился в кошку. Попробуй сказать те же слова («Молодец, сынок!») так, чтобы по голосу чувствовалось. Что мама очень сердита, недовольна котенком.

Тема: «Зима»

  1. Работа над интонационной выразительностью и  эмоциональностью  речи.

 Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (Радостно, затем удивленно, грустно, обиженно, гневно). Упражнение выполняется ребенком сначала самостоятельно, а потом вместе со всеми детьми.

«Ах ты, зимушка-зима,

Все дороги замела!».

  1. Формирование понимания интонации, развитие умения передавать выразительными средствами эмоциональное содержание высказывания.

Игра «Рисуем настроение»

Предлагаю детям рассмотреть картинки и послушать сказку о Зимушке – Зиме и колдуне Вьюгокруте.

Посмотрите на лицо Зимушки. Я расскажу о ней, а вы, дети, слушайте внимательно. Попробуйте догадаться, какое у нее было настроение. А затем вы на пиктограмме дорисуете это лицо!

«В лесной избушке жила Зимушка – Зима. Однажды шла Зимушка по заснеженному лесу и весело разговаривала с его обитателями. У нее в руках был волшебный снежок. Радостно было ей, что деревья снегом укутаны. Птицам хватает семян в шишках, а если чего в лесу не доставало, она снежку шепчет, подбросит его, и все появляется. (дорисовать пиктограмму – «радость»)

В лесу жил злой колдун Вьюгокруг. Завидовал Вьюгокруг тому, что Зимушку все лесные жители любят, хозяйкой своею  считают, а его сторонятся, от него прячутся. Рассердился он, напустил вьюгу, задул северным ветром, подхватил волшебный снежок и унес его. (дорисовать пиктограмму – «гнев»).

Опечалилась Зимушка: хочет деревьям, зверям и птицам помочь морозы да метели пережить, но без волшебного снежка не получается. Искала – искала, весь лес исходила, да так и не нашла. (дорисовать пиктограмму – «печаль»)

  1. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

Пластический этюд на тему: «Поможем Зимушке найти волшебный снежок» (выражение интереса, удивления и радости)

Предлагаю детям передать с помощью выразительных движений и мимики эмоций, которые возникают во время прослушивания текста.

«Мы усыпили Вьюгокруга. А теперь поможем Зимушке найти волшебный снежок. Пойдем по лесной тропинке. Выйдем на полянку. Как красиво вокруг! Ветки деревьев искрятся инеем, на елках – белые пушистые шапки. А что за белые ушки шевелятся под заснеженным кустом? Да ведь это заяц – беляк! А что он держит в лапках? Это серебристый сверкающий шарик! Удивительно! Зайка принес волшебный снежок! Как обрадуется Зимушка! Молодец, зайка! (дорисовать пиктограмму – «радость»)

Тема: «Зимующие  птицы»

  1. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

 Пластический этюд на тему «У кормушки» (выражение грусти и радости)

Ребенку предлагается передать с помощью выразительных  движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

«В холодный зимний день маленькие голодные воробышки, нахохлившись, сидели на ветках деревьев. Но вот они заметили кормушку. Подлетев к ней, воробьишки начали торопливо клевать корм, чирикав и радостно, взмахивая крылышками. Птички как будто исполняют веселый танец! Как хорошо, что люди не забывают подкармливать птиц зимой!

  1. Развитие умения правильно ставить словесное ударение.

На картинках – птицы – голубь, снегирь, синица, ворона, воробей.

Назвать птиц, разделить слова на слоги, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движение рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Тема: «Новый год»

  1. Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

 Пластический этюд на тему «Какая красивая елка!» (выражение удивления и радости)

Предлагаю детям передать с помощью выразительных  движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

Рассказ: «В детском саду ребята и взрослые готовятся к встрече Нового года. Маша пришла утром в детский сад и удивилась: какая красота! В центре зала стоит пушистая елка, украшенная игрушками! Развешены блестящие гирлянды. А на окнах  -  большие серебристые  снежинки. Удивительно! Кто мог так украсить детский сад? Наверное. Это Дед Мороз приходил!

  1. Формирование восприятия и воспроизведение восклицательной интонации высказывания.

 Игра «Похвали подарок»

Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу ( или пожарную машину, набор инструментов, телефон). Похвали подарок. Постарайтесь передать голосом, что подарок тебе понравился.

Например: «Ах! Какая красивая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо! Отличный подарок!»

Тема: «Транспорт»

  1. Формирование понимания эмоций, развитие умения передавать эмоциональные оттенки речи средствами интонационной выразительности.

 Сказочные паровозики выражают свои  разные эмоции.

- один паровозик стоит на ремонте с поломанным колесом (грусть),

- перед вторым паровозиком, который едет, разобраны  рельсы, на небольшом участке (страх)

- навстречу третьему паровозику по соседним рельсам катится кораблик на колесах (удивление),

- четвертый паровозик едет, из окошек выглядывают радостные дети, вокруг дороги растут цветы, летают птички (радость).

У паровозиков разное настроение. Как вы заметили, что у них разное настроение. Как выдумаете, почему? ( беседа по содержанию)

- Сказочные паровозики умеют говорить. Послушайте и угадайте по голосу, какому паровозику принадлежат эти слова:

- Ах! (радостно, задорно) – радостный паровозик.

- Ой! (удивленно, звонко) – удивленный паровозик.

- Ох! (грустно) – грустный паровозик.

- Ай! (испуганно) -  испуганный паровозик.

 Дети, попробуйте передать голосом, как паровозик  радуется (грустит, боится, удивляется).

Предлагаю детям произнести : «Ах», «Ох», «Ой», «Ай» так, чтобы при помощи основного высказывания передать эмоциональное состояние героев изображенных ситуаций. Произносим вместе с ребенком, а потом дети самостоятельно.

  1. Развитие умения использовать в речи восклицательную интонацию.

«Веселый паровозик везет ребятишек. Они радостно кричат: «Ура! Мы катаемся! Мы отдыхаем! Нам весело!»  - восклицать громко, весело.

( добиваться повышения силы и высоты голоса на ударных гласных).

Тема: «Весна»

  1. Развитие умения   передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила!» (выражение гнева, удивления, радости)

Предлагаю детям передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

«Злится зима: пришел ее конец. Сосульки плачут на солнышке. Птички радостно поют свои песенки. Вот и весна наступила! В лесу появились первые проталины. Что это показалось из-под снега? Да ведь это первые цветы! Удивительные подснежники! Сорвем цветочек и подарим маме. Как она обрадуется!

  1. Развитие умения изменять силу голоса.

Упражнение: «Тихо – громко»

На картинке весенний пейзаж: проталины, первые подснежники, прилетели грачи.

Предлагаю детям составить предложение по картинке и произнести его тихо.

Ребенок должен повторить это предложение громко и тихо. Затем  взрослый говорит тихо – ребенок громко, и наоборот : взрослый говорит громко – ребенок тихо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В зоопарке" музыкальное занятие с использованием театрализованной деятельности

Музыкальное занятие с элементами театрализации, развивает творческую фантазию,желание импровизировать, используются музыкальные произведения Сен-Санса....

Конспект интегрированного занятия с использованием театрализованной деятельности по теме ,,Весна"

Использование скази,, Заюшкина избушка" в занятии по развитию речи. Использование электронных образовательных ресурсов в занятии....

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия с использованием игровой деятельности для детей подготовительной группы

Цели занятия:- формировать у детей интерес к двигательной ритмической деятельности; воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей, координацию опорно-двигательного аппарата; развива...

Конспект комплексного-тематического занятия с использованием продуктивной деятельности (лепка из соленого теста) «Испечем бублики для куклы Катеньки»

Цель: Дать детям представление об окружающих предметах - чайной посуде.Программное содержание:Закреплять умение, выделять цвет предметов и группировать предметы по сенсорному признаку.Закреплять ...

Конспект занятия с использованием театрализованной деятельности: «Два жадных медвежонка»

Конспект занятия с использованием театрализованной деятельности: «Два жадных медвежонка»направленный на формироватние у  детей стремления к творческой деятельности, синтезировать усто...

Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»

Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...