«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИХ ДОУ»
методическая разработка

Миразизова Ольга Васильевна

Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание наизусть, пересказ, беседа, могут использоваться и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.

Я бы хотела подробнее рассказать о некоторых из них (мнемотехника, сопряженная гимнастика, ТРИЗ, синквейн).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_sposoby_razvitiya.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИХ ДОУ»

В первые годы своей жизни ребенок овладевает уникальным сокровищем - речью, что дает ему возможность называться человеком, обеспечивает общение, понимание, взаимодействие с другими людьми и с ближайшим окружением.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования согласно ФГОС ДО, является речевое развитие детей.

Помимо традиционных методов развития речи дошкольников, таких как заучивание наизусть, пересказ, беседа, могут использоваться и другие, не менее эффективные и по-своему интересные.

Я бы хотела подробнее рассказать о некоторых из них (мнемотехника, сопряженная гимнастика, ТРИЗ, синквейн).

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций.

Всем нам с детства известна мнемоническия фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая задает порядок цветов спектра.

В речевом развитии детей мнемотехника помогает решить следующие задачи:

  • развитие связной и диалогической речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;

Рассмотрим, как использование мнемотаблиц значительно упрощает и ускоряет процесс запоминания стихов в дошкольном детстве.

Каждое слово или маленькое словосочетание представляем в виде картинкиГлядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Наглядный материал усваивается лучше вербального: ведущим мышлением ребенка дошкольного возраста является наглядно-образное.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок рассказывает стихотворение без помощи картинок.

Для воспитанников средних групп в качестве мнемотаблицы могут выступать готовые картинки по содержанию стихотворения:


Воспитанникам старших и подготовительных групп можно предложить «нарисовать» стихотворение – самостоятельно или с помощью педагога выбрать символ для изображения того или иного образа и действия. Затем последовательно изложить данные символы.

Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

Мнемотехника строится от простого к сложному.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

Детям старшего возраста предлагаются монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка способствует сопряженная гимнастика. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Сопряженная гимнастика это:

  • одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  • имитация руками артикуляционных упражнений;
  • обыгрывание артикуляционных упражнений;
  • опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  • использование  нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
  • использование метода искусственной локальной гипотеррапии;
  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Упражнения  сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Текст произносит взрослый.

Для детей младшего дошкольного возраста гимнастика состоит из одного предложения.

Текст

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

Идем в лес

Ходьба указательными и средними пальцами

Движения вверх и вниз


Воспитанники средней группы способны выполнить последовательность некоторых действий.

Текст

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка.

Соединить большой палец с безымянным  и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Сопряженная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста может легко «вписаться» в изучаемую лексическую тему, например «Транспорт»

Текст

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.

Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.

Паруса подниму,
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там.

Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Подуть. По середине  языка проходит тёплая воздушная струя.

Сопряженную гимнастику можно использовать и на музыкальных занятиях, включив одноименную композицию Е. Железновой.

Текст

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

На двери висит замок.

Пальцы сцепить в «Замок»

Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой.

Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили,

Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны.

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули,


Потянуть ладони в разные стороны.

Растянуть губы в улыбке.

И открыли.

Развести руки в разные стороны.

Широко открыть рот.

И конечно, данная гимнастика рекомендована детям с ОВЗ.

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

У младших дошкольников данная технология эффективна при формировании элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д.

В своей практике в рамках данного метода я активно использую игру «Да/нет». Существует множество вариантов данной игры, в т. ч. на основе пособия «Волшебный поясок».

Суть ее в следующем: педагог загадывает какой либо предмет окружающего мира или явление, а дети с помощью наводящих вопросов должны его отгадать. Главное правило – педагог может давать только два варианта ответа на вопрос «Да» или «Нет». При этом запрещено задавать прямой вопрос (это яблоко?)

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить угадать картинку из предложенного ряда, в т. ч. по определенной теме.

Воспитанники старшего возраста способны найти загаданный предмет в помещении группы.

Данный вариант игры может способствовать формированию:

  • сенсорных представлений (это мягкое?);
  • пространственных представлений (это над чайником?);
  • математических представлений (это число больше 5?);
  • мыслительных операций (это музыкальный инструмент?)

Таким образом, игра способствует развитию речи и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать идеи.

Не менее эффективным и интересным методом развития образной речи воспитанников ДОУ является сочинение синквейнов.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Что пишется в каждой строке?

1 строка: существительное или местоимение (отвечает на вопросы кто? что?)

2 строка: прилагательные, описывающие признак предмета или его свойств (отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

3 строка: глаголы (отвечают на вопросы что делает? что делают?)

4 строка:  фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

5 строка: вывод, итог; только одно слово, существительное (отвечает на вопрос кто? что?)

Синквейн можно сочинить про любой предмет живого или неживого мира или событие.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно.

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Что растет на лужайке?

Какой он? Большой, красивый, желтый.

Что делает цветок – цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом. 

Например:

 1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается

4. Мне нравится маленький ежик

5. Лес.

Синквейн для дошкольников – это:

• средство творческого самовыражения ребёнка;

• игровой способ обогащения словарного запаса;

• подготовка к краткому пересказу;

• умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;

• увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Таким образом, нетрадиционные методы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"

Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности.  Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...

«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...

Презентация опыта: "Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста"

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка – развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь....

Театрализованная деятельность как способ развития речи детей

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способнос...

Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...

Коммуникативная деятельность как способ развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении ...

Конспект нетрадиционного родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.2. Поз...