Реализация задачи образовательной области «Социализация» по формированию гражданской принадлежности у детей младшего школьного возраста.
статья по теме
Подъем в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такую черту личности, как гражданственность. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) отмечено, что содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений и через решение такой задачи, как формирование гражданской принадлежности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация задачи образовательной области «Социализация»
по формированию гражданской принадлежности
у детей младшего школьного возраста.
А.А. Тетенова, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 62» присмотра и оздоровления.
«Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах».
В.Г. Белинский.
Подъем в последнее время национального самосознания обусловил социальный заказ на такую черту личности, как гражданственность. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) отмечено, что содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений и через решение такой задачи, как формирование гражданской принадлежности детей.
Анализируя содержание характеристики гражданственности, Л.В. Любимова, доцент кафедры МДВ ПКИПКРО выделяет «три структурных компонента данного личностного образования: патриотизм, толерантность по отношению к представителям других наций и правовое самосознание» [4; 18].
В методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» указано что искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды и должно входить в жизнь детей с раннего возраста. Широкая опора на региональный материал, его специфику. Следует использовать все виды народного искусства; обыгрывать рассказы о родной природе, животных; показывать предметы народного быта, рассматривать народный костюм. Необходимо также активно использовать народные игры. Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка, а также народные песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т.д. [1;119]
Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого национального округа вызвало всплеск интереса к коми-пермяцкой культуре, декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству. А.П. Усова отмечает, что в народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления.[7;9]. Коми-пермяцкое устное народное творчество отражает не только национальные особенности, но и через него дети познают окружающий мир, моральные общечеловеческие ценности, способно сблизить представителей разных народов, заложить основы взаимопонимания. Л. В. Любимова считает, что элементы народной культуры: устное народное творчество, народные игры, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство могут выступать как средство формирования патриотизма, толерантности [5;16]. Поэтому была поставлена цель: воспитание основ гражданственности через знакомство детей младшего дошкольного возраста с коми-пермяцким устным народным творчеством.
К сожалению, ощущается недостаток детской литературы с произведениями народного коми-пермяцкого фольклора, особенно для младшего дошкольного возраста, так как детский фольклор мало собран, практически не исследован и до сих пор не является объектом изучения. Мало методических пособий по данной теме. В «Материалах методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника», составитель Л.В. Ворошнина, в III части «Творчество народов Уральского региона» вошли произведения народного коми-пермяцкого творчества для старшего дошкольного возраста.
В результате анализа методической литературы, «Программы воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой, анкетирования родителей были поставлены следующие задачи:
1. Формирование положительного эмоционального отношения к коми-пермяцкому фольклору.
2. Формирование представления детей о фольклоре и декоративно-прикладном искусстве коми-пермяков.
3. Формирование представлений детей о быте, труде, предметном мире.
При разработке тематического плана использованы методологические подходы, предложенные Л.В. Любимовой:
- комплексный, позволяющий в практике приобщения детей к народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, экологического, валеологического, нравственного, трудового, физического и др;
- личностно-ориентированый, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами;
- деятельностный, позволяющий ребенку применять полученную информацию в разных видах деятельности: речевой, игровой, музыкальной, коммуникативной, экспериментальной, двигательной и т.д.[5;19]
Составлен тематический план, содержащий темы, задачи, виды деятельности детей, элементы предметно-развивающей среды, сотрудничество с родителями. Содержание плана интегрировано в различные разделы «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой: ребенок и окружающий мир; развитие речи; знакомство с искусством; изобразительная деятельность; музыкальное воспитание и др. При планировании работы по ознакомлению детей с народной культурой средствами устного народного творчества включены такие потешки, прибаутки, сказки, которые способствуют формированию у детей представлений о быте, труде, природе, предметном мире, искусстве.
Используя потешку «К бабушке», колыбельную «Матрешенька», знакомим детей с бытом деревенских жителей, формируем первоначальные представления об устройстве деревенского дома, представление о семье, воспитываем положительное отношение к пожилым людям.
Рассказать детям об обитателях деревенского подворья помогают потешка «Баран», сказка «Марышка». Они позволяют формировать представление детей о значении домашних животных в жизни людей.
Потешка «Отговорки улитки» позволила познакомить детей с некоторыми блюдами коми-пермяцкой кухни, рассказать о том, как стряпают пельмени, чем угощают гостей на именинах. Помогла в формировании представления детей о посуде современной и старинной.
Формируя представление детей об одежде использовали потешку «Ходьба». Рассказали о старинной одежде, обуви и головных уборах, поясах их назначении. Учили детей плести пояса-дергушки.
Закличку «Покажись, солнышко» использовали для формирования представление детей о малой родине через знакомство с родной природой. Знакомили детей через потешки и закличку с отношением наших предков к родной природе.
Игра-потешка «Ходьба», считалка «На лужайке стайка» позволили познакомить детей с народными играми и игрушками. Дети учились делать куколку-кувадку.
Формирование представлений у детей о малой родине проводилось и через знакомство с народными праздниками: «Осенины», «Рождество», «Покров», «Сороки».
При формировании положительного эмоционального настроя, интереса к коми-пермяцкой культуре закладываются основы толерантного отношения к народам других национальностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. / Сост. М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
2. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. / Сост., вст. ст. и коммент. В.И. Калугина, - М.: Правда, 1990.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ав. – сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. – 400 с.
4. Любимова Л.В. Формирование гражданственности средствами народной культуры (к вопросу об организации и проведении экспериментальной работы) // Вестник ПОИПКРО № 3. – Пермь: ПОИПКРО, 2005.
5. Любимова Л.В. Использование народной культуры в гражданском воспитании дошкольников (опыт научно-исследовательской деятельности) // Вестник ПОИПКРО № 3. – Пермь: ПОИПКРО, 2005.
6. Ожегова М.Н. Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа. М.Н. Ожегова. Кудымкар, 1961.
7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детских садов. Изд.3-е. А.П. Усова. М.: «Просвещение», 1972.
8. Художественно-речевая деятельность детей в детском саду: Материалы методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника. Часть 1. / Сост. Л.В. Ворошнина, - Пермь: издательство Пермского государственного педагогического университета, 1994.
9. Художественно-речевая деятельность детей в детском саду: Материала методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника. Часть III. / Сост. Л.В. Ворошнина, - Пермь: издательство Пермского государственного педагогического университета, 1994.
10. Человек и природа в народной культуре. Приложение к программе Л.В. Любимовой «Поэтика народной культуры»: Методические разработка /Ав.-сост. Л.В. Любимов, О.В. Голдобина и др. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004 – 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей образовательная область «Социализация», «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»
В содержании психолого-педагогической с детьми младшего возраста одним из направлений в работе является образовательная область «Социализация». Одной из важных является решение задач развития игровой ...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ lll УРОВНЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА...
сообщение к обобщению опыта на тему "Формирование сенсорных представлений у детей младшего школьного возраста посредством системы дидактических игр"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование гендерной принадлежности у детей младшего дошколього возраста через различные виды деятельности»
Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе....
Статья "Формирование пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ЗПР"
В настоящее время все больше детей имеют те или иные затруднения в развитии. Наиболее распространенное отклонение и часто встречаемое в психофизическом развитии детей дошкольного и младшего школьного ...
"Формирование математической грамотности у детей младшего школьного возраста"
Если Ваш ребенок зачислен в группу детей, занимающихся с логопедом - значит у него наблюдается фонетическое недоразвитие речи:...