Развитие и обогащение патриотических и гражданских чувств у старших дошкольников
материал по теме
Предварительный просмотр:
Мы не должны забывать о своём культурном
прошлом, литературе, языке, живописи...
Народные отличия сохранятся и в XXI веке,
если мы будем озабочены воспитанием души,
а не только передачей знаний».
(Д. С. Лихачёв).
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, это формирует чувство защищенности. Важно, чтобы в своем доме ребенок имел обязанности, за что-то был ответствен.
Жизнь в детском саду должна быть интересной, запоминающейся. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому воспитаннику, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий.
Осуществляя эту работу с детьми, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.
Цель:
Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Задачи:
* учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
* прививать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери;
* ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи
* cоздать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым;
* побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем психологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки на площадь, памятникам погибшим воинам, другим памятным местам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»
В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у старших дошкольников посредством музыки.
В данной видео-презентации представлены этапы педагогической технологии, целью которой является развитие эмоциональной чувствительнойсти у дошкольников посредством музыки. Предложен музыкальный ...
Консультация для родителей на тему: «Формирование патриотических и гражданских чувств у дошкольников»
Консультация для родителей на тему:«Формирование патриотических и гражданских чувств у дошкольников»...
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
Презентация: "Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у старших дошкольников посредством музыки"
Презентация: "Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у старших дошкольников посредством музыки"...
"Формирование гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников через образовательный маршрут выходного дня."
В презентации представлены практические материалы по теме на примере маршрута выходного дня в городе Губкине Белгородской области....