Ознакомление с творчеством А.С.Пушкина посредством театрализованной деятельности
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Ознакомление с творчеством А.С.Пушкина посредством театрализованной деятельности
Автор: Гаврилова Эрика Имантовна
Воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 20 Кировского района Санкт-Петербурга
О себе: работаю педагогом 14 лет. Прогресс шагнул и в наш детский сад – осваиваем интерактивную доску и детские планшеты. Но нельзя забывать и о духовности. Мои увлечения: хорошая литература, театр, рукоделие. Люблю поэзию, прозу А.С.Пушкина и все, что связано с его жизнью и творчеством. Моё педагогическое кредо – «Все дети талантливы. Наша задача – раскрыть и укрепить детский творческий потенциал».
Помните, что владеть сердцем народным
вы сможете, только если не будете чуждаться
языка народного. В обращении к родному языку
нет измены русскому делу: служить великому
русскому отечеству можно, не забывая родного
языка, воспринятого от матерей ваших.
И.Я.Яковлев.
В последнее время в разговорной речи, как в обыденной так и в деловой, все чаще встречается засилье иностранных слов, коверканье русского языка в процессе написания и произношения по принципу «как слышим, так и пишем».
Дети начинают воспринимать это как норму жизни. Так можно стать «Иванами, родства не помнящими». Остро встает вопрос о сохранении национальной самобытности. Необходимо с детства воспитывать гордость за родной язык.
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых - познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки жизнь частью внутреннего мира растущего человека. Многие его произведения даже в повседневной жизни часто вспоминаются как совершенные выражения наших чувств. Утром зимой родители будят детей словами: «Мороз и солнце! День чудесный!», по дороге домой осенью вспоминается: «Унылая пора, очей очарованье…». Читать Пушкина и беречь родной язык для многих россиян означает одно и то же.
В старшем дошкольном возрасте этому помогают инсценировки и театрализованные игры, чтение заученного текста по ролям. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.
При подготовке к постановке спектакля идет углубленное знакомство с театром, его разновидностями, театральными профессиями. В детях воспитываются артистические качества, раскрывается творческий потенциал. Выступая перед публикой, дети учатся быть раскрепощенными, эмоционально раскрытыми.
Основными задачами, встающими перед педагогом, является:
- накопление эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- приобщение к богатству родного языка;
- патриотическое воспитание;
- воспитание культуры речи, обучение детей умению рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащение и расширение словарного запаса детей;
- формирование умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развитие артистических способностей;
- развитие у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей;
- знакомство с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С.Пушкина;
- формирование навыков сотрудничества;
- воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- развитие коммуникабельность и умения общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.
В свете последних требований в педагогический процесс включается семья, образуя партнерство «родитель-ребенок-воспитатель-родитель». Решаются следующие задачи работы с родителями:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважительно относиться к его мнению, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Ожидаемыми результатами такой работы является повышение у детей дошкольного возраста интереса к познанию родного языка, к художественному творчеству и искусству, воспитание гармонично развитой личности, почитающей и ценящей традиции родной страны.
Примерный перспективный план по ознакомлению детей с творчеством А.С.Пушкина в старшей группе
сентябрь | Детство поэта, его семья, няня. «У лукоморья…». Чтение и разучивание вступления к поэме «Руслан и Людмила» (использование мнемотехники). Прослушивание фрагментов оперы М.Глинки «Руслан и Людмила». Просмотр м/ф. Рисование сказочного существа. «Сказка о рыбаке и рыбке». Толкование устаревших редко встречающихся слов. Просмотр м/ф. Развитие эмоциональной сферы. Просмотр иллюстраций И.Я.Билибина, Б.В.Зворыкина, А.М.Куркина, А.В.Панина,Б.А.Дехтерева. |
октябрь | Знакомство с осенней лирикой Пушкина. Экскурсия в лесопарк Александрино с родителями и педагогами. Выставка детских работ «Очей очарованье». Коллективная работа «Пушкин в Царском Селе» (аппликация с использованием натуральной кожи). Выставка работ детей и родителей «Золотая осень» из природного материала. Знакомство с театром и театральными профессиями. Прослушивание классической музыки «Классики детям» . |
ноябрь | Русский костюм, быт людей, встречающийся в произведениях Пушкина. «Сказка о попе и работнике его Балде». Чтение, разбор характеров. Просмотр м/ф. Прослушивание сказки в исполнении А.Б.Фрейндлих. Прослушивание классической музыки «Классики детям» . Подготовка к инсценировке сказки. Изготовление костюмов для сказки при активном участии родителей. Знакомство с народными музыкальными инструментами. Показ сказки для родителей и детей среднего возраста. |
декабрь | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Этюд «Свет мой, зеркальце, скажи…», работа над средствами выразительности. Изготовление игрушек для пальчикового театра в технике оригами. Обыгрывание сказки. Прослушивание классической музыки «Классики детям» . |
январь | Зимняя лирика Пушкина. Экскурсия в лесопарк Александрино с родителями и педагогами. Коллективная работа «Мороз и солнце…» (аппликация с использованием ниток) . Прослушивание классической музыки «Классики детям» . |
февраль | Досуг, посвященный памяти А.С.Пушкина с использованием различных развивающих технологий (Никитина, Кюизенера, ТРИЗ). Лепка мини-скульптур героев сказок. Игры-забавы «Русские богатыри» для детей и родителей (с использованием народных игр), приуроченные к Дню защитника Отечества. |
март | «Сказка о золотом петушке». Чтение сказки, просмотр м/ф, прослушивание аудиозаписи. Разучивание восточного танца для инсценировки фрагмента сказки. Прослушивание фрагментов оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок». Просмотр иллюстраций И.Я.Билибина, Б.В.Зворыкина, А.М.Куркина, А.В.Панина,Б.А.Дехтерева. Аппликация «Сказочная архитетура». |
апрель | «Сказка о царе Салтане…». Чтение, прослушивание аудиозаписи, просмотр м/ф и сцен из х/ф. Прослушивание фрагментов оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Изготовление кукол для настольного театра. Обыгрывание сказки. «Мы - художники по костюмам». Конкурс работ детей и родителей. |
май | Викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» по произведениям Пушкина. Инсценировка отрывков из сказок Пушкина детьми и родителями. Составление коллажа по сказкам Пушкина. |
Проделанная работа дает определенные результаты. У детей повышается интерес к познанию родного языка, к художественному творчеству, литературе и искусству; повышается уровень знаний детей.
Хочется надеяться, что в детях укрепится и укоренится чувство гордости за свою Родину, интерес к изучению ее истории, традиций.
Если бы не русский язык, я был бы поэтом одного ущелья.
Расул Гамзатов, народный поэт Дагестана
Список литературы:
- Молодежный этнокалендарь Санкт-Петербурга 2012. Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность».
- В.А.Деркунская. Проектная деятельность дошкольников. Центр педагогического образования. Москва.
- http://skaz-pushkina.ru/read.html
- http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm
- http://s-marshak.ru/works/prose/prose36.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее в гости к ребятам по очереди приходят кошка, соб...
Самообразование по теме: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в старшей группе
в детском саду...
Ознакомление с творчеством поэта Якова Лазаревича Акима посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе
Проект по озакомлению с творчеством Я.Акима....
«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности».
Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник, Адмиралтейство. Использовать, полученные при изучении темы, зн...
Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию на год...
Конспект занятия кружка «Каруселька» по развитию музыкально-игрового творчества посредством театрализованной деятельности Тема «Волшебный сундучок» Средняя группа Приоритетная образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»
Цель: развитие музыкально-игрового творчества детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...
СЕМИНАР НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, ...