Настроения и чувства в музыке
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Едлина Надежда Викторовна

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastroeniya_i_chuvstva_v_muzyke.docx18.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НАСТРОЕНИЯ  И  ЧУВСТВА  В  МУЗЫКЕ

Интегрированное занятие для детей старшего возраста.

Цель:  Развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену, передавать в движении характер музыкального произведения. Развитие цветомузыкального слуха в процессе цветового уподобления характеру звучания музыки. Передача в цвете, форме, графическом автопортрете контрастных эмоциональных состояний (радости, грусти). Развитие ассоциативного мышления, творческого воображения. Формирование умения связывать музыкально-пластический образ с художественно-графическим изображением.

Оборудование: Мольберты для изобразительной деятельности, пастельки разных цветов, листы бумаги формата А-4, разделённые на четыре части, музыкальный инструмент – треугольник, кассета с аудиозаписью музыки, разноцветные воздушные шары.

Ход занятия

Дети спокойно заходят в зал, выстраиваются в шеренгу. Муз. Руководитель поёт музыкальное приветствие «Здравствуйте, дети!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Здравствуйте!» также по ступеням мажорного трезвучия.

Муз.рук:  Мне очень приятно вновь видеть вас, и, чтобы создать вам радостное, приподнятое настроение, я хочу вам предложить поиграть в знакомую игру «Шведский стол», авторы Т. Тютюнникова и Т. Боровик (вариант игры М. Картушиной).

Музыкальный руководитель проводит с детьми игру, которая позволяет создать непринуждённую атмосферу на занятии и в то же время сконцентрировать своё внимание.

Муз.рук:  Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение? (Дети отвечают). А если бы я с вами поздоровалась вот так? (поёт приветствие по ступеням минорного лада, дети отвечают).

Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть, жалость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, вам уже знакома, её написал композитор Д.Б. Кабалевский. Давайте послушаем её внимательно, вспомним, как она называется, и какое настроение хотел выразить композитор в этой музыке?

Исполняется пьеса Д.Б. Кабалевского «Печальная история».

Муз.рук:  Ребята, какое  настроение выражает эта музыка?

Дети:        Грустное, печальное.

Муз.рук: Правильно, ведь неслучайно Дмитрий Борисович и назвал свою пьесу – как?

Дети:        «Печальная история».

Муз.рук: Да, это грустный рассказ, в котором ребёнок на что-то жалуется, о чём-то переживает, горюет. Мелодия вначале звучит грустно и спокойно, в середине очень жалобно и обиженно, а в конце громко и настойчиво. Но как-же заканчивается эта печальная история? (проигрывает последний аккорд).

Дети:         Высоко, светло, не грустно.

Муз.рук: Конечно, наверное, мама утешила своего ребёнка, приласкала его и вся грусть прошла. На каком инструменте можно сыграть последний аккорд пьесы, чтобы он прозвучал светло и волшебно?

Дети:         На треугольнике.

Муз.рук: Правильно, а теперь я ещё раз сыграю пьесу, а вы движениями рук передадите грустный, жалобный, печальный характер музыки. В конце, во время звучания последнего светлого,  аккорда, кто-нибудь из вас сыграет его на треугольнике.

Дети выполняют задание.

Педагог по ИЗО:  Ребятки, а как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение  с помощью цвета? Давайте пройдём к мольбертам.  Сейчас каждый из вас выберет пастельку того цвета, который, по вашему мнению, подходит по настроению к пьесе Д.Б. Кабалевского «Печальная история». Закрасьте этим цветом левый верхний прямоугольник на вашем листе.

Дети выполняют задание.

Педагог по ИЗО:  А теперь, подумайте, какой формы может быть грусть, и изобразите это в следующем прямоугольнике.

Дети выполняют задание.

Педагог по ИЗО:  Ребятки, а как вы думаете, а может быть какой-нибудь запах у грусти и печали? Подумайте хорошенько и попытайтесь выразить его в своём рисунке в следующей части листа.

Дети выполняют задание.

Педагог по ИЗО:  А теперь, на оставшейся части вашего листа нарисуйте выражение своего лица в момент печали и грусти.

Дети выполняют задание. Педагог по ИЗО хвалит детей.

Муз.рук:  А теперь, ребятки, занимайте свои места, нас ждёт ещё одна встреча с музыкой. Сейчас мы послушаем с вами фрагмент музыкального произведения, которое написал великий немецкий композитор И-С Бах. Называется оно «Шутка». Послушайте его внимательно и определите характер и настроение этого музыкального произведения.

Звучит фрагмент музыкальной пьесы «Шутка» И-С Баха.

По окончании слушания дети определяют характер и настроение музыки (радостная, лёгкая, озорная, непоседливая, игривая, беззаботная).

Муз.рук:        В каких случаях можно испытать чувства, о которых только что рассказала музыка Баха («Когда на улице хорошая погода», «Когда праздник», «Когда мама со мной играет», «Когда любимый гость пришёл»). Ребята, а как же мы поймём, когда человеку грустно и когда весело? (Ответы детей). Правильно! Это можно определить по лицу (предлагает всем детям сделать грустное, а затем весёлое выражение лица) А ещё можно определить настроение по движению тела (показывает на собственном примере).

Давайте выйдем на ковёр и попытаемся мимикой и движениями показать радостный, лёгкий, беззаботный характер этого музыкального произведения.

Звчит фрагмент «Шутки» И-С Баха дети выполняют задание.

Педагог по ИЗО:  Молодцы, у каждого из вас получился задорный, игривый танец, по которому можно определить и ваше настроение. Давайте  вернёмся к своим мольбертам и повторим наше задание, но теперь мы будем изображать чувство радости.

Педагог по Изо напоминает детям, что нужно нарисовать в каждой части листа. Звучит музыка И-С. Баха «Шутка», дети выполняют задание.

Муз. Рук:  Дети, давайте подумаем, в чём ещё можно выразить своё настроение? Сегодня мы выражали его с помощью движений и рисунков, а в песне его можно выразить? (Ответ детей). Тогда давайте попробуем. Споём знакомые нам песни с разным настроением, но вначале проведём небольшую игровую разминку.

Муз.рук. проводит с детьми речевую зарядку (авт. Н. Мясникова) с целью подготовки детского голоса к пению. Далее, по вступлению, они узнают знакомые песни: «Кукла заболела», муз А. Филиппенко и «Угощение белочки», муз. З. Качаевой, исполняют их. Муз. рук. напоминает детям, с каким настроением нужно исполнять песни.

Муз.рук:        Молодцы! Вы сегодня все очень старались. На прощанье, я хочу подарить вам по воздушному шарику (воспитатель выносит связку шаров разного цвета). Подходите и выбирайте, какой вам больше нравится.

Дети подходят к воспитателю и разбирают шары.

Муз.рук:        Посмотрите, какие у всех яркие красивы шары: красные, жёлтые, голубые, зелёные. Значит у всех, у вас какое настроение?

Дети:        Хорошее, весёлое!

Муз.рук:        Ну что ж, я очень рада за вас. Пусть оно останется таким на весь день.

Давайте и попрощаемся весело.

Музыкальный руководитель поёт слово «до свидания» по мажорному трезвучию,  дети отвечают также, затем покидают зал.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  № 2220

«НАСТРОЕНИЯ И ЧУВСТВА В МУЗЫКЕ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

                                        СОСТАВИЛИ И ПРОВЕЛИ: МУЗЫКАЛЬНЫЙ                                                         РУКОВОДИТЕЛЬ ЕДЛИНА Н.В. И ПЕДАГОГ                                                         ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАЛКОВА Р.М.                    

                                

МОСКВА 2010 г.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Настроение и чувства в музыке" для старшей группы

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение?  (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторя...

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка"  для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...

«Настроение и чувства в музыке» Подготовительная группа

Создание условий, способствующих  повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности. Формировать коммун...

Конспект НОД "Настроения и чувства в музыке"

Конспект музыкальной НОД в подготовительной группе...

Настроение, чувства в музыке

Конспект занятия в старшей группе...

Музыкальное занятие по теме "Настроения и чувства в музыке"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме "Настроения и чувства в музыке"...

"Картинная галерея" часть 1 (Настроение и чувства в музыке)

Интерактивная музыкальная  игра для детей старшего дошкольного возраста, составлена на основе парциальной программы "Музыкальные шедевры" О.П.Радыновой часть 1 Настроение и чувства в му...