Музыкальное занятие по теме "Настроения и чувства в музыке"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме "Настроения и чувства в музыке"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятие по теме «Настроение и чувства в музыке».
Цель: развитие у детей, музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.
Задачи.
Обучающая: закреплять знания о музыке композитора П.И.Чайковского.
Развивающая: продолжать развивать целостное восприятие музыки. Развивать творческое воображение детей средствами музыки. Закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к культурному наследию, пробуждать в детях добрые, светлые чувства.
Оборудование: портрет композитора П.И.Чайковского; видео-проектор, шумовые инструменты; мольберт, бумага, фломастеры; легкие шарфы, ленты, длинная гимнастическая лента.
Ход занятия:
Начинаем занятие и как обычно поприветствуем друг – друга. ( Муз.рук. поёт музыкальное приветствие (бодро и весело)): «Здравствуйте ребята!» дети отвечают: «Здравствуйте!».
-Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? (дети отвечают: веселое, радостное, бодрое…)
-Правильно, настроение у меня очень хорошее, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (приветствие в миноре). Что бы вы в этом случае сказали про моё настроение. ( Дети отвечают: грустное, печальное).
-Сегодня у нас занятие необычное, мы будем говорить о чувствах и настроении в музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, какие?.. (Ответы: переживания: нежность, волнение, грусть, жалость).
-Кто сочиняет музыку? (Композиторы)
На экране портрет композитора П.И.Чайковского. Дети называют фамилию композитора и знакомые им произведения классика.
-Говоря об этих произведениях, вы, наверное сразу представляете музыкальных героев или картины природы, ведь у музыки есть еще и волшебное свойство – изображать.
Но сегодня мы поговорим о настроении и чувствах, которые вызывает музыка П.И.Чайковского. И чтобы вы были активны во время нашей встречи, в хорошем настроении, давайте сыграем «Марш…» (музыка начинает звучать и дети договаривают «… деревянных солдатиков»)
Рассказ ведется на фоне музыки «Утреннее размышление», «Зимнее утро», слайдов
-Однажды Петр Ильич с наслаждением отдыхал в деревне в обществе близких его сердцу людей. «Жить в ежедневном соприкосновении с большим количеством хороших людей очень приятно…» Работать и отдыхать действительно было хорошо. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». И чего только он не придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда сам сидел за роялем. Тогда-то он и задумал создать альбом пьес для ребят.
… И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома». Мы уже заглядывали в него, и не раз. Сегодня откроем снова и попробуем по-другому взглянуть на представленные здесь музыкальные картинки…
Первая страница альбома – «Утреннее размышление», она уже звучит. (Музыка звучит светло и серьезно). Как бы предупреждает нас, что рассказ о детях пойдет в серьезном тоне.
-Познакомимся сначала с их мамой. (Музыка пьесы «Мама» - певучая, красивая, как будто ласкает, успокаивает малыша, моя мама тая же. На экране – слайды)
-Недаром всю жизнь композитор помнил чудные глаза своей мамы, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, проникающий в душу.
-Какими красками, линиями можно было бы нарисовать эту музыку?.. (Дети рисуют на мольберте, выбирая светлые, радостные тона)
-Какая знакомая нам песня созвучна этой музыке, близка по настроению? (Песня «Самая хорошая». Дети исполняют песню)
-По красоте, мелодичности эта музыка близка пьесе «Сладкая греза», она вам знакома. Только в последней больше порыва и взволнованности. Попробуем показать эти волнения в движении.
«Сладкая греза» (танцевальная импровизация, девочки исполняют 1-ю и 3-ю части, мальчики с лентами – 2-ю)
На экране – весенняя видео-зарисовка, звучит «Песня жаворонка».
-Пора весны – любимая пора композитора: «Какое волшебство дарит наша весна своей внезапностью, своей раскошною силой! Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских гостей!» «Люблю русскую природу больше любой другой» - и всегда как-то особенно поэтично рассказывал о ней.
-Какие чувства, ребята, у вас вызывает звучащая музыка? (Нежные, ласковые, трогательные, радостные, добрые)
-Можно ли эти чувства передать языком танца?.. (…) А мы попробуем.
Девочка, хорошо владеющая длинной гимнастической лентой, исполняет танец - импровизацию под «Песню жаворонка»
-Есть у Петра Ильича одно произведение, не из «Детского альбома», а из балета «Щелкунчик», вам уже знакомого. Мне кажется, что один из танцев балета чем-то похож на «Песню жаворонка». Не догадались? (…). Мы играли его в оркестре. («Китайский танец»)
«Китайский танец» (оркестровое исполнение)
Звучит пьеса «Нянина сказка»
-А вот и няня. Она, конечно, рассказывает сказки. В «Няниной сказке» - необычные созвучия, что-то причудливое. (Как будто она хочет удивить своим рассказом).
-Про кого же этот рассказ?
Звучит пьеса «Баба Яга» (Услышав первые звуки, дети сразу начинают высказываться: музыка страшная, стремительная. Это Баба Яга, она за кем-то мчится)
-Вы правильно отгадали. (На экране – фрагмент м/ф с Бабой Ягой, на фоне звучащей музыки Чайковского)
-В знакомой нам игре про Бабу Ягу тоже чувствуется таинственность, сердитый настрой старушки.
Игра «В темном лесе есть избушка»
Итог: дети высказывают свои впечатления, перечисляют палитру чувств, которую подарила звучащая музыка, возможно называют произведения из «Детского альбома», не звучавшие на занятии.
Муз. – дидактическая игра «Музыку назвать спеши и картинку получи»
Педагог предлагает вспомнить и назвать звучащие произведения, и если дети называют правильно, на экране появляется соответствующая картинка. Педагог делает вывод, что настроение в музыке и чувства, передаваемые ею схожи, а вот одно произведение совсем не похоже на остальные. (Дети догадываются: «Баба Яга»). Последней звучит, например «Песня жаворонка». Дети, изображая маленьких доброжелательных птичек, следуя жестам педагога, выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие в подготовительной группе "Помощники феи музыки"
Музыкальное занятие, построенное у использованием методов моделирования (содержания песни, её строения: куплет, припев, вступление). На занятии используется мультимедийное оборудование (или видео-техн...
Музыкальные занятия – основная форма развития чувства ритма
Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.Одна из основных...
Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»
Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...
Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.
Занятие проводилось на методическом объединении для муз. руководителей. Тема "Три кита" очень понравилась детям, так как была пр...
Музыкальное занятие в ДОУ Три кита в музыке в подготовительной группе.
Это занятие было проведено на муз. занятие в игровой форме и очень понравилось детям....
Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»
Музыкальное занятие в средней группе «Какого цвета музыка?»...
Тематическое музыкальное занятие:"Звуки весны в природе и музыке".
С помощью загадок,р.н..песен,закличек,хороводных песен, произведений М.И.Глинки,рассказать о том,как природа,звуки весны,пение птиц отображаются в музыке....