Конспект НОД "Настроения и чувства в музыке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Конспект музыкальной НОД в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД Настроения и чувства в музыке | 23.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная НОД (подготовительная группа)
Тема: «НАСТРОЕНИЯ И ЧУВСТВА В МУЗЫКЕ»
Цель: Развитие умения чувствовать и понимать выразительный смысл музыкальных произведений, способности определять настроения в музыке, их смену.
Задачи:
Развивать:
- музыкальный слух, аудиальную память, координацию движений, пластичность, творческие и артистические способности, певческие навыки, дыхательный и артикуляционный аппарат;
- умение ориентироваться в пространстве,
- ассоциативное мышление, воображение, восприятие, внимание;
- способность передавать характер музыкального произведения через пластическое движение
Формировать:
- умение передавать эмоциональную окраску песен путём выразительных средств исполнения
- умение анализировать музыкальное произведение
- умение устанавливать связь между музыкальным образом и средствами музыкальной выразительности
Воспитывать:
- положительные эмоции и качества личности;
- чувство товарищества и желание прийти на помощь;
- устойчивый интерес к музыке, желание ее слушать и исполнять;
Обогащать музыкальные впечатления и расширять кругозор.
Оборудование:
- Экран, проектор, 2 ноутбука, аудиосистема, синтезатор
- Сундучок с атрибутами для танцевальных импровизаций
- «Сугроб» - белое, расшитое блёстками покрывало
Ход:
- Вводная часть. (слайд 1)
1.Вход детей. Приветствие.
Дети входят в зал, образуют круг. («Полька», м. Ю.Чичкова)
М.р.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас в нашем зале. Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) Замечательно! И у меня настроение сегодня просто отличное – ведь мы с вами снова встретились. Давайте поприветствуем друг друга весёлой музыкальной игрой, которая так и называется – «Здравствуйте»!
2. Музыкальная игра с движением под инструментальное сопровождение «Здравствуйте». Датская народная мелодия.
М.р.: Как чудесно у вас получилось! И ритмический рисунок очень чётко показали, а как уж друг другу улыбались! Просто замечательно! Скажите, это музыка вам помогла так приветливо улыбнуться? (Да) А почему вам захотелось именно улыбнуться, а не заплакать, например?
(Потому что настроение у музыки не грустное и плаксивое, а задорное, весёлое, улыбчивое и т.д.) Конечно же, вы правы! Это очень приветливая мелодия. Вот и поздоровались мы с вами, а теперь -
Чтоб ходить могли мы ловко,
И прекрасно танцевать,
Нужно нам со всей сноровкой
Ручки, ножки поразмять.
Приготовились, по кругу
Ровным шагом друг за другом.
3. Музыкально-ритмические движения. Упражнения.
Ориентирование в пространстве. Ходьба змейкой.
«Куранты» В.Щербачева
Работа в парах. Игра с движением «Мячики». «Юмореска» А.Дворжака
М.Р.: Ребята, объясните мне, почему вы шли-шли друг за другом, а потом вдруг стали прыгать, как мячики? (Музыка изменилась). То есть, вам опять подсказала музыка…А как же она это сделала? (Ответы детей). Правильно, музыка подсказала вам это своими средствами выразительности – темпом, ритмом, динамикой, мелодией.
- Основная часть.
М.Р.: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики или на ковёр – кому как удобно. Как ваше настроение? Изменилось? Какое оно? (Ответы детей). А чтобы оно было еще радостнее и светлее, я хочу предложить вам послушать замечательные музыкальные произведения. Итак, мы снова отправляемся в чудесную страну Музыки.
4.Восприятие.
Звучит «Шутка» И.С. Баха.(слайд 2)
М.Р.: Знакомо ли вам это музыкальное произведение? Как оно называется? Как звучит музыка? Она стоит на месте или движется? Как она движется? Какой темп? А какой инструмент её исполняет?
Правильно, ребята. Это флейта. (слайд 3). Она дразнится, шалит. Пьеса звучит радостно, кокетливо, игриво, лукаво, быстро. Мелодия искрится, резвится, скачет, дразнится. А если бы мы были художниками и захотели нарисовать картину к этой пьесе, какие мы краски бы взяли? Конечно же, вы правы – яркие, сочные, блестящие может быть. Давайте «нарисуем» рукой движение мелодии (Пластическое интонирование).
Хорошо. Нас ждёт еще одна музыкальная загадка.
Звучит «Вальс-шутка» Д.Шостаковича. (слайд 4)
М.Р.: Как вы думаете, как называется эта пьеса? (Вальс) А почему именно вальс? (ответы детей) Молодцы! Хорошо слышите и чувствуете музыку. А теперь я вам предлагаю немного пофантазировать. Согласны? Тогда открываем наш волшебный сундучок. Что он нам сегодня приготовил?
Творческая импровизация. (Дети выбирают реквизит – ленты, рыбки-резинки на руки, пальчиковые куклы и т.д.) Слушая музыку, импровизируют движения.
М.Р.: Как здорово у вас получилось! Молодцы! Как ваше настроение? Замечательно! И у меня оно отличное! А…если вдруг я скажу вот так: «У меня отличное настроение» (минор) Вы мне не поверили? А почему? Да, хоть и звучат слова о хорошем настроении, а выражение совсем иное…..Вот и музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть, жалость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется….А впрочем, вы её послушаете и сами угадаете название.
Звучит «Первая утрата» Р.Шумана (Дети слушают произведение, узнают его, говорят название и фамилию композитора)(слайд 5)
М.Р.: Какая хорошая у вас музыкальная память. Скажите, а как звучит музыка? (Печально, огорчённо, медленно, тихо, как-будто вздыхая…)
Ребята, а вы теряли что-нибудь когда-нибудь? Обидно было? Горько? А давайте на минуту представим, что мы потеряли что-то своё очень любимое…Какие у нас будут лица, позы, настроение? (Двигательное уподобление характеру звучания музыки)
А вот еще один музыкальный фрагмент.
Звучит «Мелодия» К.Глюка (слайд 6)
М.Р.: Что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Ответы детей) Она настолько выразительна, что мы чувствуем страдание, печаль, жалобы…Какой инструмент здесь звучит? (Флейта). Она радуется? Нет, она плачет, тоскует, жалуется. А какие бы краски вы взяли для этой картины? (тёмные, серые, не яркие). А какое сейчас у вас настроение? Мы сегодня слушали с вами разную музыку, и вместе с её сменой менялось и наше настроение, менялись наши чувства. Когда вы придёте в группу или, может быть, дома – пофантазируйте, нарисуйте своё настроение, выбирайте краски, которые сочтёте нужными, представляя любую мелодию из прослушанных сегодня нами и подарите потом эти рисунки мне. А я буду ждать. Ну как, вы больше не грустите? Ребята, а как вы думаете – почему человек плачет? (Ответы детей) А вы обижаете своих родных, друзей? Умеете видеть, когда кому-то другому трудно, грустно, плохо? Чем помогаете? Если вы кого-то жалеете, сострадаете, оказываете помощь – значит, дарите свою любовь. И я вас очень люблю. И от всей души подарю вам отличное настроение! Давайте мы встанем с вами в один большой и дружный круг.
5. Разминка. Танец «Лавата».
М.Р.: Ну, как настроение? Здорово! А сейчас я приглашаю вас к фортепиано – нас ждёт замечательная песенка! Только для начала приготовим свой голосовой аппарат – сделаем упражнения.
6. Дыхательно-артикуляционные и интонационные упражнения.(слайды 7-9)
«Вьюга» - артикуляционная гимнастика,
«Снежок - метель» - дыхательная гимнастика ,
«Я иду по льду» - интонационное распевание с элементами развития внутреннего слуха.
А вот это упражнение вам знакомо? (проигрывание фрагмента на фортепиано)
«Ёжик и бычок» П.Воронько (пропевание в мажоре и миноре, продолжение рассуждений о настроении в музыке)
7. Пение с пластическим движением.(слайды 10-11)
«Зимняя песенка» м. М.Красева, сл. В.Вышеславцевой
М.Р.: Какое настроение у нашей песенки? Почему музыка именно такого характера? Существует ли связь между словом и музыкой? В чем это выражается? (Ответы детей) Конечно, ребята. Между текстом песни и характером музыки очень тесная связь. Невозможно передать настроение веселых игр и забав грустной и заунывной мелодией. А голосом возможно передать характер песни? Давайте попробуем окрасить свой тембр голоса красками. Опять же, как художники, представили себе краски. Какие они в вашем воображении? А у меня они получились яркие – синие, как зимнее небо, белоснежные, искристые, как сугробы, алые, как щёки разгорячённых игрой ребят. И вся песенка окрасилась яркими, морозно-снежными искристыми переливами, как наша красавица зима. Вам нравится зима? А что вам нравится зимой? Давайте споём нашу песенку о том, что нам нравится зимой. При этом окрасим наш голос красками хорошего зимнего игривого и шаловливого настроения.
«Что нам нравится зимой» м. Е.Тиличеевой, сл. Л.Некрасовой
М.Р.: Здорово получилось! Поддержим наше игриво-зимнее настроение весёлым танцем!
8. Музыкально-ритмические движения.
Танец «Зима» м. Э.Ханок, сл. С.Островой (видеофильм слайд 12)
М.Р.: Прекрасный получился танец! А у меня для вас сюрприз (достаёт «снежное» покрывало) Поиграем?
III.Итог
9.Музыкальная игра с пением и движением «Сугроб». (слайд 13)
Игра «Сугроб»
Девочки и мальчики –
Все теперь мы зайчики,
Белые, пушистые,
Снег копаем чистый.
Рядом ходит волк, волк,
Он зубами щёлк, щёлк.
А мы спрячемся в сугроб! – Оп! (М.Р. накрывает одного из детей)
Из сугроба встали – раз!
И кого же нет из нас?
Дети угадывают, кто спрятан под сугробом.
М.Р.: Молодцы! Как быстро угадали! Теперь быстренько соберем кружок вокруг нашего нашедшегося товарища: раз-два-три – кружочек собери! Скажите, как вы себя чувствуете? А каково ваше настроение? Оно менялось на протяжении нашей встречи? Что влияло на смену вашего настроения? Ребята, вы умеете чувствовать, слышать музыку, а значит, учитесь ее понимать. И у вас это очень хорошо получается. А с помощью каких средств музыкальной выразительности музыка рассказывает нам о настроении, чувствах, рисует «картины» в нашем воображении? (Характер (лад), темп, ритм, динамика, тембр) И, конечно же, мелодия – душа музыкального произведения. Я вам желаю, чтобы ваше настроение было всегда отличным, хорошим, замечательным, чудесным, местами даже великолепным! Ну, и совсем иногда можно немного и погрустить. Иначе без грусти не понять радости. А мне с вами было сегодня светло и радостно. Пусть даже за окнами у нас продолжается зима. И весна еще не скоро растопит льды и снега. Зато в саду у нас всегда тепло и уютно. И чтобы наш сад стал еще краше, давайте посадим в уголке природы красивые цветочки – сейчас мы все превратимся в семена прекрасных цветов. Семечки лежат в земле и ждут, когда их польёт садовник, тогда они начнут расти и тянуться к солнышку…
10. Релаксационная игра
«Семена цветов и садовник» (видеофильм слайд 14)
М.р.: Спасибо вам, прекрасные цветочки! Я буду ждать нашей встречи снова. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Настроение и чувства в музыке" для старшей группы
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение? (Дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (Повторя...
Педагогическая технология обогащения представлений старших дошкольников об эмоциях и чувствах посредством музыки.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде...
Настроения и чувства в музыке
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...
Развитие эстетических чувств посредством музыки
Выступление на педагогическом совете. Роль музыкальных инструментов...
«Настроение и чувства в музыке» Подготовительная группа
Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности. Формировать коммун...
«Воспитание париотических чувств средствами музыки»
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на...