Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".
статья по конструированию, ручному труду на тему
В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компьютерных презентаций в конструктивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_v_detskom_sadu_s_primeneniem_kompyuternyh_tehnologiy.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий.
Пугачева А.В.
воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ № 82 детский сад Красносельского района
В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компьютерных презентаций в конструктивной деятельности.
Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь, компьютеров. Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых научно-обоснованных средств для его развития. НИТ используют в дошкольном образовании с целью обновления форм и методов работы с детьми. Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Сегодня уже накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений – от детского сада до школы и вуза. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло. Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применён в США в 1971 г. В нашей стране попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам. В 1986 году был проведен обширный эксперимент НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и другими исследовательскими группами, при участии Ассоциации «Компьютер и детство». В результате проведения комплексных междисциплинарных исследований, в которых приняли участие видные ученые, специалисты в области психологии, физиологии, информатики, были получены данные, позволяющие уже со знанием дела, на серьёзной научной основе рекомендовать использование компьютера в работе с дошкольниками. Результаты исследований и практический опыт детских садов обсуждались на первом Всероссийском семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва 1989), а также на последующих семинарах в г. Сочи (1990), что позволило в последующее время перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах повсеместно в России. Минобразования России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменить их. В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью воспитания и развития не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у детей творческого мышления, сообразительности, наблюдательности. Без мышления нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности. Всякая деятельность человека, которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий: будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособиться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет мышление. Мышление – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающейся в построении образов, продуктов труда. Таким образом, творческое мышление – это способность к творчеству как деятельности. Большой потенциал для развития детского творческого мышления заключен в конструктивной деятельности. Обратившись к последним исследованиям педагогов Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Ц.П. Короленко (Л.Ю. Субботиной, А.М. Страунинг, Т.В. Фроловой), стало ясно, что среди методов приобщения дошкольников к конструктивному творчеству актуальными в формировании творческого мышления следуют приемы, разработанные на основе теории решения конструктивных задач (конструктивные игры). Именно конструирование в сочетании с игрой и другими средствами эмоционального воздействия на ребенка (музыка, художественное слово, пантомимика, живопись и др.) оказывают благотворное влияние на развитие творческого мышления дошкольников, что, в свою очередь, ведет к возникновению необычных, оригинальных образов и композиций. Конструктивная игра – это продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций из разнообразных элементов с использованием различных способов их соединения и взаимного расположения частей. Особое значение конструктивной деятельности для развития творческого мышления заключается в том, что она позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, за решением которой кроется необходимость придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно, необычно, оригинально. Эффективность решения поставленной проблемы в современной педагогике связано с активным использованием в образовательном процессе конструктивных игр, направленных на целенаправленное развитие творческого мышления, как основного компонента любого творческого процесса. Конструктивные игры из бумаги включают в себя разнообразное содержание – это и конструирование объёмных бумажных форм с использованием подручных материалов и инструментов, и бумажная пластика, и создание оригами. Значение последнего вида конструирования из бумаги для развития творческого мышления ребёнка подчёркивали ещё Ф. Фребель и М. Монтессори. Конструирование фигурок оригами направлено на создание игрового образа путем складывания листа бумаги в определённой последовательности. В играх оригами открывается возможность развития творческого мышления, ребенок осваивает обобщённые способы создания конструкций, что позволяет ему, комбинируя разные способы, создавать конструкции творческого характера. Однако творческое мышление не может развернуться на пустом месте. Чем больше знаний, тем богаче опыт человека, тем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Именно этот прием творческого мышления нам следует развить в дошкольниках. Но возникает вопрос: с помощью, каких средств развития это можно сделать эффективнее? Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Занятия по конструированию в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие по конструированию привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. На занятиях по конструированию ИКТ используется как часть занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. В настоящее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения: - даёт возможность моделировать различные ситуации и среды; - активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; - способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс, включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный; - полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; - занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Презентации для детского сада создаются в Microsoft PowerPoint которая является частью Microsoft Office. Презентацию можно создать как на основе собственных рисунков, фотографий, видео, так и на основе ресурсов Internet. Компетентность педагога в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать свои учебные пособия в виде компьютерных презентаций. Нам нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому мы активно используем разработки в этой области. Применяя компьютерные презентации в конструктивной деятельности, мы увидели, как компьютер позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации. Роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Литература 1. Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду. Сфера, 2012. 2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьяков Н.Н и др. – М.: Линка-Пресс, 1998. 3. Компьютер в детском саду. Глушкова Е.К., Леонова Л.А. //Дошкольное воспитание. – 1990 № 1 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Полат Е.С.М.: Академия, 1999. 5. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006. 6. Занимательный компьютер. Симонович С., Евсеев Е. – М., 2004. 7. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г. 8. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. //Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95. 9. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: «Гелиос АРВ», 2000г. 10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Мозаика – Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение компьютерных технологий в детском саду. Компьютерная программа "Игры для тигры"
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонент...
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий
Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий Тема: «Пушистый урок» Задачи:·...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
Методическая разработка На тему: «Прогулки в детском саду с применением здоровьесберегающих технологий»
Методическая разработкаНа тему: «Прогулки в детском саду с применениемздоровьесберегающих технологий» Актуальность:В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных ...
Слушание музыки в детском саду с применением qr технологий
Слушание музыки в детском саду с применением qr технологий...