Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий
Тема « Ветер проказник»
Тема « Ветер проказник»
Воспитатель первой квалификационной категории Давыденко Лариса Владимировна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Физическое развитие».
Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха.
Задачи:
➢совершенствовать характер и содержание обобщённых способов исследования объектов; ➢формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
➢совершенствовать действия экспериментального характера; ➢совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации;
➢учить составлять самостоятельно модели и использовать их в познавательно – исследовательской деятельности;
➢учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
➢ способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи;
➢воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе;
➢формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников.
Планируемые результаты:
➢дети имеют элементарные представления о воздухе;
➢дети умеют использовать знания и умения, связанные с выявлением основных характеристик ветра;
➢умеют характеризовать по результатам проведённых опытов силу ветра; ➢проявляют чуткость к художественному слову;
➢активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Приёмы работы: приветствие, введение в ситуацию, загадывание загадки, , актуализация имеющихся знаний, динамическая пауза, просмотр отрывка мультфильма, опыты рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, введение способа действий в систему знаний и умений ребенка , изготовление анемометра, рисование, итог-рефлексия.
Предварительная работа: наблюдение за направлением ветра, беседа о роли воздуха в жизни человека, растений и животных.
Оборудование и материалы: Ноутбук, проектор, экран ,вентилятор, конструктор «Лего», листы бумаги, краска гуашь, коктельные трубочки, пакеты, воздушные шары, емкости для вдыхания запаха, стакан с водой, вертушка.
Ход образовательной деятельности
1.Приветствие
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, лёгкий ветерок,
Здравствуй, милый мой дружок.
2. Введение в ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда я не знаю, вы можете мне помочь узнать, откуда посылка?
Дети: Нам надо прочесть обратный адрес. (Читают «Страна Почемучек»!) (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Давайте её откроем, и посмотрим, что нам прислали? Ой здесь диск. А на нём написано «АУДИОПИСЬМО». Что такое «АУДИОПИСЬМО», ребята помогите мне разобраться?
Дети: Это запись обращения (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Как можно услышать это сообщение ?
Дети: Вставить диск в компьютер (предполагаемый ответ)
«АУДИОПИСЬМО»
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Воспитатель: Ребята, да это же загадка, давайте ее отгадаем .
Дети: Это воздух (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Правильно – это воздух.
Запись аудиописьма ( голоса почемучек) : Ребята помогите нам узнать, что такое воздух?
Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь жителям «Страны Почемучек?» Как вы думаете, что нам понадобиться, чтобы узнать о свойствах воздуха ?
Дети: Нам понадобиться провести опыты с воздухом (предполагаемый ответ )Воспитатель: А кто из вас знает, где можно проводить опыты?
Дети: в лаборатории ( предполагаемый ответ), если затрудняются помочь.
Воспитатель: Хорошо. А что такое лаборатория и чем в лабораториях занимаются?
Дети: Изучают ,проверяют и делают выводы(предполагаемый ответ)
Воспитатель: Да, молодцы в лаборатории можно узнать о свойствах воздуха
3. Актуализация имеющихся знаний
Воспитатель: Ребята, расскажите пожалуйста, что вы знаете о воздухе?
Дети: Он бывает тёплый, холодный невидимый (предполагаемый ответ)
Воспитатель: На каком транспорте можно путешествовать по воздуху?.
Дети: На самолете, вертолете, воздушном шаре (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Все верно, я предлагаю вам отправиться в путешествие прямо сейчас , на воздушном шаре, занимайте свои места.. Мы отправимся с вами в лабораторию. (спокойная музыка), воспитатель предлагает детям во время полета обратить внимание на красоту неба, на пролетающие облака.
Воспитатель: Ребята, смотрите ,вот мы и очутились в «Стране Почемучек» на остановке « Экспериментальная». Посмотрите ,мы попали с вами в самую настоящую научную лабораторию .Нам с вами предстоит очень трудная задача: изучения свойств воздуха, для этого мы будем проводить опыты. Вы готовы?
Дети: Да, тогда давайте немного разомнемся.
Динамическая пауза
Чтоб природе другом стать, (Дети стоят в кругу,
Тайны все её узнать, показывают в воздухе вопросительный знак,
Все загадки разгадать. показывают указательный палец,
Научиться наблюдать, имитируют наблюдение в бинокль
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность показывают указательный палец)
Воспитатель: посмотрите пожалуйста на экран.
Слайд №1
Показ отрывка из мультфильма: «Винни Пух»
Воспитатель: Ребята, что случилось с Винни Пухом?
Дети: У Винни Пуха лопнул шарик (предполагаемый ответ)
Воспитатель: А почему лопнул шарик?
Дети: Потому, что в нем не стало воздуха (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы шар был большой?
Дети: Надуть (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Каким способом можно надуть шар?
Дети: Ртом, насосом.
Воспитатель: Правильно, молодцы, давайте с вами надуем шарики.
Опыт №1 Надувание воздушного шарика.
Воспитатель: Так что находится внутри шарика?
Дети: В воздушном шарике находится воздух.
Воспитатель: А как он попал в шарик?
Дети: Из нашего организма (предполагаемый ответ)
Воспитатель :А кто думает по- другому? (предполагаемый ответ)
Дети: воздух находится внутри нас. ? (предполагаемый ответ)
Воспитатель :Ребята, я уточню ваши ответы, что воздух находится внутри нас, а конкретно , он находится в легких человека.
. Воспитатель: А скажите , когда мы надували шар, воздух мы видели?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте скажем, что мы узнали о воздухе из этого опыта?
Вывод:
Дети: В лёгких находится воздух, мы им дышим и без него человек не может существовать, еще воздух невидим.
Воспитатель: Ребята, о том, что воздух невидим ,мы с вами уже узнали, но я хочу вам предложить ещё интересный эксперимент.
Опыт №2
Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столу , возьмите на столе стаканчики с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду и подуйте, и скажите, что вы видите?
Дети: В стакане появились пузырьки воздуха. (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Значит где можно увидеть воздух?
Дети: Воздух можно увидеть в стакане с водой. (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод об опыте, который мы провели.
Дети:
ВЫВОД: Пузырьки воздуха видны в воде.
Опыт №3
Воспитатель: Молодцы ребята, но чтобы узнать следующее свойство воздуха нам необходимы полиэтиленовые пакеты. Давайте возьмем пакет и будем скручивать его с открытого края. Что произошло с пакетом?
Дети: Он надулся, наполнился воздухом (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Как вы это поняли? Давайте уточним.
Дети: Вывод: пакет изменил свою форму ,так как в нем находится воздух .Воздух невидимый, но имеет форму того предмета в котором находится.
Воспитатель: Молодцы , ребята, вы сделали правильный вывод.
Опыт №4
Воспитатель: Ребята, чтобы провести следующий эксперимент, давайте подумаем, можно ли попробовать воздух на вкус. Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет?
Дети: Ничем (предполагаемый ответ)
Воспитатель. В лаборатории есть баночки с сильными запахами. Понюхайте и по запаху определите, что в баночках?
Дети: В баночках находятся апельсин, чеснок, ваниль (предполагаемый ответ)
Воспитатель . Молодцы, определили правильно. Так какой же вывод мы можем сказать про воздух ,исходя из этого опыта.
Дети:
ВЫВОД: Чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества(предполагаемый ответ)
Опыт №5
Воспитатель. Ребята, вам не кажется, что-то у нас в лаборатории стало очень жарко Как можно охладить воздух?
Дети: Давайте включим сплит систему, вентилятор (предполагаемый ответ)
Воспитатель:. Посмотрите, у вас на столе лежит бумага. Как можно из листа бумаги сделать охлаждающий прибор?
Дети: Свернуть ее и сделать веер(предполагаемый ответ):
Воспитатель: Молодцы, сделайте веер и помашите веером на себя. Охладите себя. Что вы чувствуете?
Дети. Ветерок (предполагаемый ответ)
Воспитатель: А как вы думаете, что такое ветерок?
Дети:
ВЫВОД: Ветер –это когда движется воздух.
Воспитатель: Дети, почему ветер называют невидимым?
Дети: Потому, что ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать (предполагаемый ответ)
Воспитатель. Как можно узнать, дует ли ветерок на улице?
Дети: Нужно посмотреть в окно, если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть.
Воспитатель : На прогулке с какими игрушками можно играть, чтобы узнать ветряную погоду ?
.Дети: с вертушками и они крутятся, значит ветер дует (предполагаемый ответ)
Воспитатель. Ребята, какой бывает ветер?
Дети: Сильный, слабый, холодный, теплый, злой, нежный (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть, свистеть, качать деревья, поднимать волны, кружить листву.
Опыт №6
Воспитатель: Вот посмотрите, я положу на ладошку листок и помашу около ладошки веером. Что случилось? (предполагаемый ответ)
Дети. Листок сдуло?
Воспитатель :Почему?
Дети: ветер заставляет двигаться листок. ? (предполагаемый ответ)
Воспитатель. Ребята, как ветер может помогать человеку ?
Давайте вспомним изобретения человечества, в которых используется сила ветра. Слайд№2
Дети : Парус, ветряная электростанция, парашют, воздушный шар, ветряная мельница, пылесос, вентилятор, самолет, вертолет. (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете прибор, который измеряет силу ветра?(показ слайда о приборе)
Слайд №3
АНЕМОМЕТР
4.Решение проблемной ситуации:
Воспитатель: А как вы думаете, сможем ли мы сами сделать анемометр и измерить силу ветра?
Дети: Нет, не сможем (предполагаемый ответ)
.Воспитатель: А почему не сможете?
Дети: Мы не знаем как? (предполагаемый ответ)
Воспитатель: А что нужно делать, если чего-то не знаешь?
Дети: Спросить у взрослых, прочитать в книге или посмотреть видео в интернете(предполагаемый ответ)
.Воспитатель: А хотите я вам помогу?
Дети: Да(предполагаемый ответ)
.Воспитатель: Для того что бы сделать анемометр вам понадобиться «Лего»-конструктор и вертушка. Давайте вместе смастерим анемометр и измерим силу ветра с его помощью.
Дети: Давайте(предполагаемый ответ)
.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ АНЕМОМЕТРА
5. Введение способа действий в систему знаний и умений ребёнка
ИЗГОТОВЛЕНИЕ АНЕМОМЕТРА
Воспитатель: Дети, а вы слышите шум ветра,
Слайд№4 (запись с шумом ветра),
Это видно ветер услышал, что мы о нем беседуем и решил вмешаться в разговор. Он предлагает вам с помощью капли краски и трубочки изобразить его портрет. А как вы думаете?.
Дети: Мы капаем краску на лист бумаги и раздуваем краску с помощью трубочки .
Воспитатель:Этот вид работы называется кляксография.
РИСОВАНИЕ ( самостоятельная работа детей)
Слайд№4
АУДиО ЗАПИСЬ «ПОЧЕМУЧКИ РАЗГОВоР. С ВЕТРОМ»
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, с помощью опытов мы помогли почемучкам узнать свойства воздуха ,давайте им на память о нас оставим наши рисунки с портретом ветра. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.(спокойная музыка)
ДЕТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ДОМОЙ.
6. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и приземлились.
- Дети, что мы сегодня узнали ?
Дети: Мы узнали свойства воздуха:( он невидим, не имеет запаха, но запах ему придают вещества, которые там находятся, принимает форму того предмета, в котором находится. Узнали название прибора , который определяет силу ветра -это анемометр. (предполагаемый ответ)
Воспитатель: Что для вас было самым интересным? (предполагаемый ответ)
Дети: Путешествие на воздушном шаре , опыты в лаборатории(предполагаемый ответ)
Воспитатель:- Что было для вас трудным?
Дети: Постройка прибора, который определяет ветер ,рисование портрета ветра(предполагаемый ответ)
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение? Почему?
Дети: Хорошее ,потому, что мы помогли почемучкам. (предполагаемый ответ)
Воспитатель: А нам почемучки оставили для вас коробочку, давайте в нее заглянем ,а тут вертушки.
Раздача подарков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия по рисованию( в подготовительной группе) с использованием техники граттаж на тему:"Обитатели подводного мира"МБДОУ"Детский сад№324 присмотра и оздоровления"г.Казани,Татарстан.
Програмное содержание:Совершенствовать технические изобразительные навыки в использовании выразительных средств.Познакомить с новым способом изображения - "граттаж",рисование острым предметом по воско...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему: « Осеннее волшебное дерево»
Цель: Закрепить приемы аппликации в технике торцевания. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать воображение. Продолжать знакомство с осенней природой. Воспитывать интерес к...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Волшебница- вода»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментирования для детей старшей группыТема: «Волшебница- вода» Форма НОД: научная лабораторияФормы организац...