"В мире прав"
классный час по теме
Занятие с целью формирования у детей общих представлений о правах человека как главной общечеловеческой ценности; ознакомить учащихся с основными положениями Декларации о правах человека, Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_imeem_prava.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«В МИРЕ ПРАВ»
Цель урока: сформировать общее представление о правах человека как главной общечеловеческой ценности; ознакомить учащихся с основными положениями Декларации о правах человека, Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
- дать общие понятие о правах человека;
- познакомить с основными положениями Декларации о правах человека, Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка;
- сформировать правовые знания и умения
Оформление: текст Конвенции о правах ребенка, текст Декларации о правах человека, Конституция РФ, презентации.
Ход мероприятия
Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего дела: «В мире прав». Мы с вами познакомимся с основными правами человека и документами, которые провозглашают и защищают эти права.
I Обсуждение по вопросам:
Как вы думаете, что такое право?
Всегда ли люди имели право на жизнь и свободу?
Всегда ли люди были равноправны?
Как вы считаете, справедливо ли то, что в древности в Афинах рабы не считались людьми, римляне называли их «говорящей машиной»? (В Египте слуг и жен фараонов могли похоронить вместе с умершим фараоном.)
Почему люди посчитали это не правильный , почему стали бороться за то чтобы обладать равными правами и возможностями.
II Действительно ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника.
С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, массовые миграции населения, связанные с войнами; вымирание целых наций техногенные и экологические катастрофы и др. Жить стало опасней! Поэтому возникла необходимость в создании организации, которая занималась бы безопасностью во всём мире. В соответствии с этим была создана Организация Объединённых Наций (ООН), основанная в 1945году, главной задачей которой - поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.
Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей. Значение этих документов трудно переоценить.
Так, в 1948 году большинство стран мира договорились в том, что их государства будут уважать все права человека. Их перечислили в специальном документе – Всеобщей Декларации прав человека. Основными правами были провозглашены: право на жизнь, свободу мыслей и убеждений. Страны, присоединившиеся к Декларации, обязались уважать права человека. Итак, познакомимся с некоторыми статьями: (презентация)
В нашей стране также провозглашены основные права и свободы человека, и государство обязуется их защищать. Эти права записаны в основном законе нашей страны - Конституции РФ. В Конституции записано самое главное: как устроено наше государство, как организована власть. Также в ней есть специальная глава (2 глава), посвященная правам и свободам человека.
Обратим внимание на презентацию. Озвучим основные статьи (Называются основные статьи главы 2 конституции РФ, и идет обсуждение)
У каждого человека есть права. Следовательно, у ребенка тоже есть права. Но ребенок отличается от взрослого меньшими возможностями защищать самого себя. Поэтому и права его в чем-то глубже, шире, чем права взрослого совершеннолетнего. Ребенком считается человек, не достигший 18 лет. В 1989 году был принят международно - правовой документ – Конвенция о правах ребенка. В ней содержатся основные права детей, а также обязанности тех, кто ответственен за соблюдение прав детей. Если государство подписало Конвенцию, то обязано выполнять все записанные в ней нормы.
Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Положения Конвенции сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми статьями из этой Конвенции. А познакомимся мы с помощью сказочной викторины и проверим ваши литературные знания.
ЗАДЕНИЕ: ( Ребята задание слушаем внимательно), я буду зачитывать ситуации, и задавать вопросы, а вы будете отвечать, поднимая руку.
(презентация )
- Статья 6, Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Кто спас Красную шапочку от смерти и тем самым защитил ее право на жизнь?(охотники)
- Статья 7,Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства. Кто придумал такое необычное имя чебурашке.(дал крокодил гена)
- Статья 8, Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности. Обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка и не позволяли ему пользоваться своими правами наравне со всеми. Почему?(он был не похож на других)
- Статья 9, Ребенок не должен разлучаться со своими родителями вопреки их желанию. Почему жаба похитила Дюймовочку у ее матери? (она хотела женить ее на своем сыне)
- Статья 9, Ребенок который разлучился с одним или обеими родителями, имеют право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обеими родителями.(В кого превращала царевна лебедь князя гвидона, чтобы он смог повидаться с отцом. (комар, муха, шмель)
- Статья 12, Ребенок имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы. Почему во время суда Элиза не смогла воспользоваться своим правом на защиту и ни слова не сказала в свое оправдание? (не смогла бы помочь своим братьям)
- Статья 12, Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Кто в этой сказке не побоялся сказать, что король голый?(уличный мальчик)
- Статья 28, Ребенок имеет право на бесплатное и обязательное начальное образование. Кто посоветовал Буратино воспользоваться его правом на бесплатное получение образования.(сверчок)
- Статья 28, Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Какое прозвище дал малыш Фрекен Бок за то, что она неуважительно с ним разговаривала.(домомучительница)
- Статья 31.,Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях , соответствующих возрасту. Как Женя помогла своему новому другу Вите в полной мере воспользоваться своим правом на игру? (она вылечила его с помощью цветика- семицветика)
- Статья 32, Ребенок имеет право от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья. Зачем мачеха отправила девочку в лес в зимнюю стужу, чем подвергла ее жизнь опасности? (за подснежниками)
- Статья 37, Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким и унижающим достоинство видам обращения или наказания. Почему мачеха приказала служанке отвести царевну в лес и привязать к дереву? (завидовала)
III Решение правовых задач и ситуаций: Итак, ребята мы с вами познакомились с основными правами человека и ребенка. Давайте теперь, выполним некоторые задания.
- Известно, что водительские права не выдают людям с нарушением цветового зрения. Есть ли в этом ограничении нарушения прав граждан?
- Известно, что на предприятиях к работе с бензопилой допускают лишь людей, прошедших специальное обучение. Есть ли в этом ограничение нарушение прав граждан?
Теперь разберем ситуации где нарушаются права. Вам необходимо ответить какие права нарушаются.
1 ситуация: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестер. Какая права Конвенции была бы нарушены, если бы это происходило в наши дни.? ( Статья 31- провозглашает право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2 ситуация: Маугли, живёт в лесу вместе с дикими зверями , Является ли он РЕБЕНКОМ, имеющим равные права? (Статья 1: Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста. )
3 ситуации: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные , с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие Маугли в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным? (Статья 23: Каждый неполноценный ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. ) / маугли не знающий человеческого языка, может быть признан неполноценным /.
4 ситуация: Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права он нарушает? ( Статья 16: «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции(переписки), или незаконного посягательства на его честь и репутацию.»)
5 ситуация: Баба Яга уносит Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридевятое царство. Какие права здесь нарушаются? ( статья 11: предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из- за границы. Статья 16: право на личную жизнь ! )
IV подведение итогов. Подведение итогов проводиться вместе с ребятами. Ребятам предлагается продолжить фразу «Для меня самым важный правом является….»Делается вывод о значимости соблюдения прав и защиты прав человека. Вот мы с вами познакомились с правами. Ребята чтобы жить достойно необходимо знать и, несомненно, соблюдать свои права и обязанности.
Ребята помните простую истину « мои права заканчиваются там, где начинаются права другого »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме недели "Миром правит доброта"
План ежедневной работы на неделю...
Сценарий развлечения "Миром правит Доброта"
Развлечение-капустник для старших групп детского сада....
Выставка поделок «Миром правит доброта»
В нашем детском саду «Сказка» прошла тематическая неделя под названием "Миром правит доброта".Целую неделю мы посвятили с детьми беседам о добре, заучивали стихи, отгадывали загадки, играли в разные и...
Конспект занятия с подростками "Я в мире прав"
Мтериал для закрепления знаний по правам ребенка....
rалендарное планирование по теме: «Миром правит доброта» старшая группа
«Миром правит доброта» Старшая группа Программное содержание: 1. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверст-ников. 2. Продолжать развивать представление о изменен...
Консультация "Миром правит доброта"
Для родителей...
МБДОУ «Детский сад № 21» Троицк Челябинская область Конспек НОД по окружающему миру во 2 младшей группе «Ягодка» на тему: «Миром правит доброта»
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему "Миром правит доброта"...