Конспект занятия с подростками "Я в мире прав"
план-конспект занятия по теме
Мтериал для закрепления знаний по правам ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия с подростками по правовому воспитанию | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я в мире прав»
Задачи:
- Формировать правовые знания, правила поведения в обществе.
- Формировать у подростков гражданскую ответственность и правовое самосознания.
- Развивать инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.
- Формировать навыки сотрудничества в коллективе, умение слушать друг друга;
- Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Ход занятия:
Ведущая:
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть.
Мы спешим сказать вам – «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Мы спешим сказать вам – «Благости!»
Чтобы пожелать вам счастья нового,
Мы спешим сказать вам «Радости!»
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в этой группе
Прекраснейшего настроения.
Вступительное слово.
Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
А теперь я попрошу выйти сюда всех ребят и желающих взрослых. Я предлагаю вам сейчас не задавать никаких вопросов и сделать следующее. Выстройтесь в одну линию. Сейчас вы все младенцы, только что родившиеся на свет. (Проводится игра «Более равные, чем другие»).
Игра «Более равные, чем другие»
Цель: рассмотреть понятие «равенство перед законом».
Описание игры: каждый игрок получает карточку с описанием его «биографии». Эта «биография» содержит разного рода факторы, которые влияют на жизнь человека помимо его воли в лучшую или худшую сторону. Вначале все участники выстраиваются в линию. И им сообщается, что все они младенцы. Далее ведущий зачитывает признаки и количество шагов, которые должен сделать каждый» носитель признака». В результате мы видим реальную картину возможного неравенства людей.
Для игры необходимо мел, просторное помещение, карточки на всю группу. Каждый участник получает карточку, содержание которой он должен держать втайне.
Ход игры:
Группа выстраивается в шеренгу. Ведущий сообщает, что все участники - это младенцы, родившиеся в один день. Он задает вопрос, равны ли эти младенцы? Ведущий раздает карточки: мальчики, девочки
1.Он просит мальчиков сделать шаг вперед.
2. Ведущий раздаёт карточки с национальностями: русский, татарин, азербайджанец, армянин, дагестанец, казах, кореец, узбек, таджик. Два шага назад делают национальные меньшинства.
3. Ведущий раздаёт следующий набор карточек. Два шага вперёд делают те, у кого родители с высшим образованием, у кого со средним образованием, остаются на месте, шаг назад делают те, у кого нет образования.
4. Два шага вперёд, у кого оба родителя, шаг вперёд, кого воспитывают мамы, на месте, кого воспитывают бабушки, шаг назад, кого опекают, два шага назад, кто воспитывается в интернатах.
5. У родителей высокий доход, два шага вперёд. У родителей средний доход один шаг вперёд, у родителей низкий доход на месте, у родителей случайные заработки, шаг назад, родители не работают два шага назад.
6. Два шага вперёд, кто живёт в Москве и С. Петербурге, один шаг вперёд, кто живёт в областном центре, на месте, кто живёт в небольшом городе, шаг назад, кто живёт в сельской местности, два шага назад, кто живёт в сельской местности без школы.
7. Два шага вперёд, дружная непьющая семья; на месте, мама занимается ребёнком, шаг назад пьёт папа, два шага назад, пьет мама, три шага назад родители алкоголики.
8. Шаг вперёд, единственный ребёнок в семье, на месте двое- трое детей, шаг назад – многодетная семья.
9. Три шага вперёд, ребёнок здоров, на месте ребёнок относительно здоров, шаг назад ребёнок слабослышащий, слабовидящий, два шага назад ребёнок с ДЦП, три шага назад ребёнок с синдромом Дауна, с проявлениями аутизма.
Чередуются положительные и отрицательные качества, доходим до конца игры. Когда игра закончена, каждый рассказывает о своей истории.
Ведущий предлагает младенцам поднять руки, кто имеет право на образование, на труд, на права, гарантированные Конституцией, кто равен перед законом.
Делается вывод: у социальной области не все могут быть раны, но в правовой области мы имеем ввиду равенство всех без исключения детей в правах.
Ведущая:
Вот такие все мы разные, не похожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы в равной степени должны их выполнять. ( дети рассаживаются на места)
Выходит ребенок:
Вот это да! Ребята! Оказывается, права есть не только у взрослых, но и у детей! Как это? Что это такое? Надо разобраться! Давайте попробуем разобраться вместе!
Добры люди, поспешите,
Нашу сказку посмотрите.
Сказка –ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Инсценировка сказки «Колобок»
Жил – был старик со старухой. Вот и просит старик: «Испеки мне, старая, колобок». – « Да из чего испечь – то? Муки нет».- « Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби, - вот и наберётся». Взяла старуха крылышко, по амбару помела, по сусечкам поскребла, и набралось муки пригоршни с две . Замесила она тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть. Лежал, лежал Колобок. Скучно ему стало. Увидел он книги у Деда, реши взять одну и почитать. (Колобок берет «Конвенцию о правах ребенка», листает.
Колобок: - Я имею право на жизнь и свободу!
И он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.
Колобок читает в книге:
- Я имею право на отдых и досуг!
Я живу ,преград не знаю,
Права свои я выполняю
Есть Конвенция на свете,
Знают её взрослые и дети
Книга полезная и интересная
Там права мои твои
Всей родной моей страны.
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц: « Колобок, колобок. Я тебя съем».- « Не имеешь право, косой, послушай лучше, какую я тебе песенку спою».
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
в печке сажён,
На окошке стужён
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл
От тебя, зайца, нехитро уйти
И права я свои знаю!
Катится колобок по тропинке к лесу, а навстречу ему серый волк: « Колобок, колобок! Я тебя съем». – « Не имеешь право, серый волк, я тебе лучше песенку спою». ( песенка колобка).
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт. «Колобок, колобок! Я тебя съем!» - « Да и ты , косолапый, прав моих не знаешь! Послушай мою песенку».
( песенка колобка).
Катится колобок , а навстречу ему лиса: « Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!» ( песенка колобка) ( лиса подкрадывается).
- Да нужны, мне твои права, славная песенка, но больше тебе её не петь. Сейчас я тебя съем!
( лиса съела колобка)
Ведущая: Какой же урок мы с вами извлекли из этой сказки? Что может произойти с детьми, которые не слушаются, не выполняют правила? (ответы детей)
Правильно, ребята вот что может произойти, если дети не будут слушаться своих родителей.
Но и родители должны соблюдать закон. В конституции Российской Федерации статья 38 отражена ответственность родителей и опекунов за воспитание и развитие ребёнка( о бабке и дедке);
Уголовное законодательство предусматривает наказание за физическое насилие, преступление, совершённое в отношении всех граждан, включая детей ( о лисе).
Ведущая:
А теперь рассаживайтесь поудобнее, мы продолжаем дальше наше путешествие по правам. Вы уже взрослые, знаете, что есть такие науки, как литература, математика, химия, астрономия, на компьютере умеете играть. И сейчас я вам предлагаю побыть в роли юридических консультантов. Вы увидите фрагменты из кинофильмов, расскажите, что неправильно делают герои в этих отрывках или о каких правах там идет речь. ( просмотр отрывков).
А теперь давайте прогуляемся по страницам своих любимых книжек и посмотрим: где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права, а где они веселы, счастливы, смеются – там права соблюдаются. Я вам расскажу, а вы постараетесь догадаться, как называется сказка. Вам в помощь есть подсказки, это выставленные здесь книги.
1. В каких сказках говорится о том, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Петушок, золотой гребешок»)
2.Героиня, какой сказки, облаченная в дорогую шубу, я вилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? И к кому только не обращался хозяин о вы селении гостьи, пока ее действия не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заюшкина избушка»)
3.. Назовите имя героя английской сказки, который построил дом,
придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и
поэтому чуть не потеряли жизнь. («Три поросенка» Наф Наф)
4. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце
получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума.
(Поп в сказке «Сказка о попе и его работнике Балде»)
5.В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница» Гаршин)
6.В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
7.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?(«Колобок»)
8.Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)
9.В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»)
10. Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица… ( о каком праве идет речь? – дети имеют право на медицинский уход)
11. Какие пустяки, ты говоришь, мальчик! (Вынимает из кармана цветок с последним голубым лепестком.)
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров! (есть ли статья о правах ребенка на этот счет?(дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых).
Ведущая:
Мы сегодня много говорили о правах. Но ведь у каждого из нас есть и обязанности.
Сейчас каждый из вас, ребята возьмет куб, на котором он сидит. Посмотрите, на каждом кубе написаны слова – одни из них – обязанности, другие - права. Из этих кубов мы сейчас построим «Дом Закона», в котором будут «Права» и «Обязанности». (дети выстраивают два дома)
(на жизнь; на медицинскую помощь; на отдых; на обучение: на имя и гражданство; на охрану и защиту; на жилище (иметь свой дом);
Уважать права и свободы граждан; Заботиться о своих близких родственниках; Сохранять природу и окружающую среду; Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни; Трудиться; Защищать Родину; Соблюдать законы.
Ведущая:
Молодцы ребята. В мире, где соблюдаются права и обязанности, будут счастливо жить и дети и взрослые.
В теченье жизни каждый миг,
С минуты твоего рожденья,
Будь ты мальчонка иль старик,
Твои права – твое спасенье.
Дети:
Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет!
Как хорошо , что есть права.
Закон нас строго защищает.
И в нём нужны нам все права,
Они великой силой обладают!
Как хорошо, что есть права!
Права останутся навеки,
Они помогут человеку –
Мир восстановят навсегда!
Всем гостям и участникам вручаются буклеты о правах детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)
Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...
Конспект занятия для детей младшей группы "Правила поведения на занятиях"
Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие...
Ознакомление с миром природы.Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему: «Прогулка по весеннему лесу».
Рекомендации для родителей...
Конспект Нод в средней группе «Миром правит доброта». «Путешествие на Остров Доброты».
Программное содержание.Формировать представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне ...
Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной группе «Миром правит доброта»
Воспитывать в детях доброту, учить выразительно и напевно петь, объединяя звуки во фразы, ритмично танцевать и исполнять ритмические рисунки с помощью звучащих предметов, двигаться в соответствии с фо...
Конспект занятия в средней группе «Миром правит доброта» по сказке «Гуси-лебеди»
Интегрированное занятие в средней группе «Миром правит доброта» по сказке «Гуси-лебеди»...
Занятие в старшей группе "Миром правит доброта"
Это занятие поможет сформировать у детей моральные представления о положительных чувствах и эмоциях.(доброте и радости)....