Имидж современного педагога и пути его формирования
материал по теме
Введение.Имидж современного педагога.Пути формирования имиджа.Заключение.Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Имидж современного педагога и пути его формирования | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат.
Тема:
«Имидж современного педагога и пути его формирования».
Выполнила:
Савина Т. Н.
Москва,2012г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………...3
Имидж современного педагога ……………………………………….4
Пути формирования имиджа…………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………....16
Введение.
Каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя, (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществилось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими. Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Педагог – профессия особенная. Это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.
Внешний вид педагога один из факторов, успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культура человека [7;53]
Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. Имидж - целенаправленно формируемый образ, признанный оказать эмоционально психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации рекламы и т. п. [4].
Имидж педагога-это эмоционально окрашенный устойчивый образ учителя в сознание воспитанников, коллег, социального окружения, способный оказать влияние на их поведение. Имидж педагога формируется посредствам целенаправленных усилий с целью повышения успешности его деятельности.[1;5] .
Имидж современного педагога.
Тема имидж учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности. Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение)[6]. Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком.
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности. А становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.
Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
В переводе с английского «Имидж» означает «образ» .Можно сказать, что имидж – это образ человека, который складывается среди других людей.
В словаре С.И. Ожегова дается следующие определение: « Имидж – Это мнение, суждение, выражение оценка чего-нибудь, отношение к чему- нибудь , взгляд на что – нибудь». [7;56]
Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, вкус, ваши финансовые возможности [5].
Имидж рассматривается как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочнымчным суждением о ком-то, выражает конкретные ожиданияия по отношению к кому-то.
Это динамическая система, поскольку она является результатом постоянной работы человека над собой. На имидж влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности. Основу имиджа составляет личное обаяние. Обаяние человека — это его коммуникабельность, рефлексивность, красноречивость, а также внешняя привлекательность, легкая адаптация к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей. Стратегия самоподачи, самопрезеитации, самопредъявления построена на выводе о том, что каждый человек заинтересован во впечатлении, которое он производит на окружающих. [3;93]
Различают разные типы имиджа.
1.Воспринемаемые имидж,
2.Требуемый имидж,
3.Личностный имидж,
4.Профессиональный имидж.
С точки зрения функционального подхода выделяют несколько видов имиджа.
Зеркальный — имидж, соответствующий нашему представлению о себе: мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. При этом чаще всего, особенно в молодости, видим в нем больше плюсов, чем минусов;
текущий — это наш имидж с точки зрения окружающих. Необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют мнение о нас в не меньшей степени, чем наши реальные поступки;
желаемый — имидж, который мы стремимся себе создать;
корпоративный — имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений. Это и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;
множественный — имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур.
отрицательный — наш имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом.[3;95-96]
В основе деятельности по созданию индивидуального имиджа педагога могут лежать два основных типа мотивации: Во-первых, психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в повышении своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта; Во-вторых, прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей.
В зависимости от преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности педагога по созданию имиджа, различают стратегии создания имиджа и используемые при этом способы и механизмы. На этом основании определяют два типа индивидуального имиджа: имидж, ориентированный на самоощущение; имидж, ориентированный на восприятие. Причем эти типы имиджа не являются взаимоисключающими и в ряде случаев один и тот же имидж может обладать свойствами, как первого, так и второго. Таким образом, может сформироваться промежуточный, или универсальный тип имиджа, органично сочетающий в себе признаки обоих типов. Такой имидж возникает в том случае, когда система ценностных ориентаций педагога совпадает с наиболее актуальными социальными ожиданиями. Имидж педагога является имиджем, ориентированным на восприятие[1;5].
Имидж учителя-это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег . Калюжный А.А выделяет основные составляющие имиджа внешний облик.
Внешность как обязательная составляющая имиджа, позволяет педагогу выразить свою индивидуальность, жизненные цели и ценности, демонстрировать их или, наоборот, скрывать некоторые личностные черты. А. Шопенгауэр, характеризуя личность, ставил ее сущность выше внешности. Н. Макиавелли утверждал обратное, еще в XVI в. он писал, что люди больше опасаются внешности, чем сущности. Если говорить о психологическом воздействии внешнего облика, внешней привлекательности, то ее можно рассматривать как средство формирования аттракции — особого вида специальной установки одного человека на восприятие другого, которая подразумевает в основном эмоционально- положительное отношение к воспринимаемому объекту.
Поскольку работа педагога предполагает тесное взаимодействие с людьми, внешний вид его имеет решающее значение при восприятии его учениками, коллегами, социальным окружением. Внешний облик характеризуется такими атрибутами как одежда, прическа, макияж, аксессуары и т.п.Внешний вид педагога должен располагать к доверительному общению. Вовсе не обязательно быть одетым дорого. Самое главное, чтобы внешний вид педагога настраивал на работу и общение , а не отвлекал учеников. [1;6-7].
Деятельность педагога публична, поэтому одним из профессиональных умений должно быть умение преподнести себя, самопрезентовать. Важнейшими направлениями деятельности, значимыми для формирования имиджа современного учителя, является: визуализация ( зрительное ощущение профессионального качества ), вербализация( демонстрация с профессионального качества с помощью слов) и создание события, позволяющего проявить данные качества. Создание имиджа педагога- сложный и длительней процесс. Приступая к формированию имиджа, следует начинать с рефлексии, проанализировать сущность педагогической деятельности собственное восприятие образа учителя. Для кого-то это будет определенный внешний вид манера поведения, для других- своеобразная коммуникация, для третьих продукты его труда.
Для современного учителя важно моделировать свой образ , создавать положительный профессиональный имидж. [7;59- 60].
Поскольку формирование индивидуального имиджа педагога довольно сложная процедура, существует несколько подходов в технологии создания имиджа. Большинство авторов отмечают, что основу такой технологии составляет «Я-концепция» личности, которая является важны. фактором детерминации поведения человека, во многом определяющим его поведение в ситуации выбора и контакта с другими людьми. Образ «Я» воспринимается как установочная система, обладающая тремя компонентами: когнитивным, аффективна и поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют представленные в переживаниях установки. Они выражают эмоциональное отношение к себе. Выше расположено осознание на основе самооценки отдельных свойств и качеств, которые складываются в цельный образ. И наконец, это сам образ «Я», который вписывается в систему ценностных ориентаций личности, связан : осознанием целей своей жизнедеятельности и средств. Всякий имидж должен основываться на искреннем «Я», окружающие должны видеть настоящего человека, а не искусственную модификацию его внутренней сущности.
Имидж как явление средовое можно представить в виде модели, состоящей из двух взаимосвязанных компонентов: ядра, сравнительно статичной, но способной к изменениям составляющей. т. е. «Я-концепции», и переменной составляющей имиджа, представленной аудиальной, визуальной, ольфакторной, кинематической системами, которые достаточно оперативно изменяется в зависимости от условий среды (В. Н. Черепанова).[3;98-99].
Когда говорят, то современный педагог хочет сменить имидж, то , конечно же, речь не идет только об изменении его внешнего облика. Напротив, смена имиджа - это, прежде всего глубокие внутренние изменения, которые затрагивают личность в целом.[ 2;153]
Пути формирования имиджа.
Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа.
1. Внешний облик (манера одеваться);
2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);
3. Деловой этикет.
4. Этика общения.
Зачастую педагог забывает о собственной человеческой сущности. О том, что ее следует постоянно изучать, сохранять, критически оценивать и развивать. Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. Комплексные основы восприятия педагога другими людьми разрабатываются в рамках проблематики профессионального имиджа. Имидж - это стиль, который обусловлен внутренним содержанием. Это не только визуальный образ человека, но и образ мыслей, действий поступков. Важно, чтобы внешний и внутренний образы были в гармонии. Еще Платон, развивая идею «гармонии», определял ее как совокупность достоинств «человека-гражданина». Гармония, по его мнению, проявляется в физическом облике, поступках, речах и создаваемых человеком «произведениях». Понятие имиджа тождественно персонификации, однако оно включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные. Это понятие отвечает запросам времени и общества. Имидж включает в себя: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки человека.
Имидж для педагога важен больше чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников и в свою очередь способствует формированию имиджа учащихся. Его основой являются личностные и профессиональные качества педагога - коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия, самообладание и др. Имидж имеет двоякое воздействие. Во-первых, он производит впечатление на окружающих, оставляя определенное мнение о человеке. Во-вторых, он воздействует и на человека, формируя стойкое представление о собственной личности. Имидж педагога - это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Компетентный педагог будет использовать их целенаправленно и осознанно.
Конечно же, специалист может иметь представление о самом себе. Этот образ своего «я» называют зеркальным имиджем или самоимиджем. Основными структурными компонентами имиджа педагога являются:
- внешняя привлекательность (состояние здоровья, харизма, персональные характеристики и индивидуальные особенности, стиль одежды, цветовая гамма, макияж, прическа); - профессионализм (уровень образования, стиль деловых отношений); - вербальные характеристики (речь и ее особенности; коммуникативные навыки; ораторские приемы, модель поведения);
- невербальные характеристики: мимика, жесты, поза; - визуальная привлекательность; - стиль общения;
- пространство жизнедеятельности: образ жизни, биография, семейные отношения, результаты деятельности, сформированная среда.
Профессор А.Ю. Панасюк выделяет в имидже следующие составляющие: габитарную (от лат. «габитус» - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт; кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда); речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк; средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.); овеществленную - созданные человеком продукты его труда .
Первые три составляющие имиджа прочитываются при личном общении, две последние - могут нести информацию о человеке заочно. Они формируют представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант - когда оба мнения положительные: «И человек хороший, и учит замечательно!» Важнейшими направлениями деятельности, значимыми для формирования имиджа, являются визуализация (зрительное овеществление профессионального качества), вербализация (демонстрация профессионального качества с помощью слова) и создание события, позволяющего проявить важнейшие профессиональные качества [8].
Работу по созданию имиджа необходимо начинать с рефлексии над сущностью профессиональной деятельности. После этого имеет смысл думать над определением содержания презентации и средств выражения профессиональных качеств. Обычно самопрезентация начинается с визуальной заявки о себе, и это метко подмечено в пословице «По одежке встречают…». Но не менее важно учитывать в общении «закон края»: запоминается самое начало и конец коммуникации; вход и выход из ситуации общения. Д. Карнеги говорил о том, что о нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим.
Не менее важен профессиональный антураж, т.е., совокупность предметов, которыми окружает себя педагог, демонстрируя принадлежность к тому или иному культурному сообществу специалистов. Чаще всего - это органическое отражение потребности и возможности заявить (продемонстрировать) свою профессиональную и социальную позицию. В какой-то степени, - имиджевая «игра». Иногда её целью является обозначение своего места в профессиональной иерархии. Тогда на стенах кабинета появляются многочисленные дипломы и фотографии в компании «знаковых» персон, на визитках выстраиваются длинные перечни степеней, званий и регалий. Бывают ситуации, когда приоритеты отдаются демонстрации этнокультурной или религиозной принадлежности. Рабочее пространство педагога намеренно наполняется предметами быта той или иной народности, конфессиональными атрибутами, международной символикой и т.д.
Следует обратить внимание на соответствие имиджа преподаваемой предметной области. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образовательного учреждения. Имидж в этом случае становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь.
Особо хочется подчеркнуть имиджевое значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии [9]. Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений. Педагог может сам составлять индивидуальную программу по созданию своего имиджа. При этом существует определенная последовательность действий:
1. смутное желание что-то изменить, осознание необходимости целенаправленного формирования собственного имиджа;
2. определение основной концепции (идеи) и формулирование цели построения имиджа;
3. самооценка, формулировка необходимых составляющих имиджа для выбранного образа;
4. определение основного адресата (аудитории ) имиджа, основных социальных ролей;
5. выявление объективных и субъективных ограничений для построения имиджа, создание внутренней установки, помогающей созданию требуемого имиджа;
6. овладение технологией самопрезентации;
7. предварительное построение имиджа и его презентация ближайшему окружению или профессиональному сообществу;
8. анализ вероятности достижения поставленной цели, корректировка;
9. внедрение имиджа, проверка практикой общения;
10. дальнейшее совершенствование и развитие.
Несомненно, это нелегкая работа над собой, но она принесет результаты. В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога. Педагог создает культуру последующих поколений. И он должен быть интересен как личность. Без интереса к личности нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Учитель обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы специалистом ни был учитель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения.
Вопросы формирования имиджа рассматриваются в ходе «Введение в педагогическую профессию», «Педагогическая психология», «Основы педагогического мастерства», «Психология общения» и др.
Заключение.
Педагог- это детовод волшебник, ведущей по дороге, и приводящий детей в царство знаний. Современный педагог в своей профессиональной деятельности должен идти медленно, но зато не двигаться назад. Профессия педагог замечательна всегда есть, чему учится, здесь нет предела совершенству. Учитель направляет, помогает, не оступится, поддерживает, сопереживает, содействует, что в свою очередь вызывает у ребят доверие, рождает взаимопонимание желание продолжать идти вместе с педагогом дальше в царство знаний и в этом ему помигает имидж.
В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам , и закрепляет их в виде образа-стереотипа. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание.
Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе:, это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Я-концепция является динамичным психологическим образованием , ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами, при этом социальная среда оказывает особое влияние на ее формирование . В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. С формированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у учеников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.
В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки учеников, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность учеников в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.
Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа . Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.
Необходимо формировать имидж современного педагога , это нелегкая работа , но она принесет результаты. Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться.
Список литераторы.
1. Аверьянов А.И., к.п.н., доцент Рассказова А.Л., к.пс.н., доцент Чижова К.И. к.п.н., доцент. Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора Баклановой. Н. К. Под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента Шашенковой Е. А.. Психолого-педагогические аспекты деятельности современного педагога.
Методические рекомендации для студентов МГПИ.
Протокол№9 от 12апреля 2010г.- С.4-7.
2.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/В.П. Голованов. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,
2004. – С.153.
3.Морева Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. — М. : Просвещение, 2006. –С.92-99.
4.Краткий словарь современных понятий и терминов/ Н.Т Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и д.р; Под общ. ред. В .А.Макаренко.-М.,1995.
5.Кристунова И. Создай свои имидж.- СПБ., 1997.
6.Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов. — ЭКСМО, 2006.
7. Щербакова Т.Н. Эстетизация образовательной среды учебных учреждений. - М.: УЦ Перспектива, 2011. –С 53-60.
8. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М., 2002.
9. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имидж современного педагога
Презентация...
Семинар-практикум для педагогов "Имидж современного педагога".
Для педагога-профессинала очень важен эффективный взаимвыгодный контакт с окружающим социумом. А в новых условиях нам следует жить и вести себя по - другому, соразмерно иным моделям поведения. Т...
Презентация «Имидж современного педагога»
Презентация «Имидж современного педагога»...
«Значение профессионального мастерства в формировании имиджа современного педагога»
Думая о педагогах, мастерах своего дела, мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд,...
Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ "Имидж современного педагога"
Сценарий деловой игры для педаогогов ДОУ "Имидж современного педаогога" с презентацией....
Семинар для педагогов Тема: «Имидж современного педагога»
Развитие у педагогов навыков по созданию собственного гармоничного и индивидуального образа....