Консультация для воспитателей:"Формирование хозяйственно- навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

ЧАЙКА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА

Консультация для воспитателей " Формирование хозяйсвенно-бытовых навыков"у детей раннего и  младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_hozyaistvenno-_bytovyh_navykov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад для детей раннего возраста №1»

Консультация для воспитателей

Тема:   Формирование хозяйственно-бытовых навыков

у детей раннего и младшего дошкольного

возраста.

( из опыта работы )

       

                                 

                                                                                          Воспитатель: Чайка С.С

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                 

                                                                                                               

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включает в себя основные его виды: самообслуживание(Труд,  направленный  на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены ( мытьё рук, пользование полотенцем, носовым платком и т.д.) ), хозяйственно- бытовой труд (приучение  поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр, расставлять игрушки по местам ,Привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить перед едой ставить хлебницы и салфетницы ) и труд в природе(воспитывать интерес к труду взрослых .Расширять круг наблюдений за трудом взрослых. Поддерживать желание помогать взрослым . В помещении  и на участке привлекать внимание детей к тому ,как взрослый ухаживает за растениями  и животными .учить называть и некоторые трудовые  действия (помощника воспит) ) систематически начинает осуществляться с двух лет.

Формирование тех или иных навыков самообслуживания мы начинаем с прямого показа действия сопровождаемого объяснением, очень важно проговаривать каждую деталь. Затем  мы выполняем действие вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки мы заворачиваем рукава своей одежды, намыливаем руки, трём (« ручка об ручку»), смываем мыло (« грязь смывайся»), вытираем руки, и только после этого побуждаем детей повторить все операции в той же последовательности. Конечно без сопровождения взрослого деткам сложно всё сразу повторить, у детей пропадает интерес к тому, что не получается, поэтому необходимо создать у детей хорошее настроение, используя разные потешки.

Обучая детей снимать одежду, мы используем куклу (Катю, Вову или Степу), которые «вернулись с прогулки», и опять сопровождаем свои действия словами обозначающими действие в нужной последовательности ( рас-            

стегнём сперва пуговицы, молнии, застёжки на обуви), аккуратно складываем вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста. Мы проводим беседы как огорчится туфелька если у неё смят задник или не застёгнуты ремешки, ещё разговариваем о том, что в шкафу и на стульчиках где хранится одежда  поселится «Бордачёк» и помнёт всю одежду от чего она будет не красивая. А к детям которые ленятся одеваться приходит «Зайка Неумейка» и очень просит их показать как правильно одеть колготки или футболку. Обязательно хвалим детей за успехи и старания, даже если не всё получается, важно не отбить желание выполнять посильные действия самостоятельно. Обучая детей навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка в раннем возрасте, важнейшим фактором его трудолюбия.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету. Действенным приёмом является показ инсценировок, тема может быть разной, сюжет придумываем в зависимости от проблемной ситуации. Например  Романов  Богдан не любил умывать лицо он. Богдан даже как то раковины сторонился, а когда его умывали весь напрягался. Но не зря у нас есть Хрюша (игрушка), который сам Богдана  попросил умыть его, ну за одно и показать как это делать ему самому. Хрюша после нескольких показов доволен собой, ну а Богдан естественно собой и Хрюша приходит теперь к нам по другим делам. У кого поучиться кушать самому, а у  кого то даже интересовался где горшки стоят.

Показ приёмов работы обязательно нужно сопровождать помощью, напоминаем детям как и когда нужно делать. Так же важно в формировании трудовых навыков, формировать предпосылки для совместной деятельности. Побуждаем детей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учим трудиться дружно, при одевании и раздевании помогать друг другу.

Усвоению детьми навыков по самообслуживанию способствуют и дидактические игры типа: «Уложим Олю спать», «Искупаем Зайку»,  «Угостим кукол», игры с куклами. Важно обращать внимание как ребёнок выполняет действия с куклой ( как одел рубашку, как снял,  как сложил) если не обращать на это внимание, то навыки не только не будут развиваться, но и формироваться отрицательные привычки ( небрежность, неряшливость).

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
В младших группах внимание детей  мы привлекаем к растениям и животным.  
Условия в группе  для труда в природе- природный уголок :растения животные ,оборудование для ухода за ними, календарь природы ,картинки времена года ,растения .животные . Дети помогают   ухаживать  нам за  комнатными растениями и растениями и  на участке .  Также  и на грядках- наблюдение за трудом взрослых. Помощь детей в посадке  овощей, их поливка сбор урожая,  расчищение дорожек от снега ,  уборка опавших листьев мусора .  

 Важно формировать у детей желание заботиться о животных и растительном мире

Хозяйственно-бытовой труд .  Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка дают ему возможность проявить самостоятельность, активность и жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр.

Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение-от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника.
В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе, важно создавать оптимальные условия. Надо продумать расположение всего инвентаря.
Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и ее организации.

В хозяйственно-бытовом труде взрослых мы организуем   специальные наблюдения, обращаем  внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, окна, пол, наводит порядок в группе, умывальной, раздевальной), на то, как надо стирать кукольное белье, гладить Особое внимание мы уделяем  показу и объяснению, как надо выполнять то или иное действие. «Ты тарелочку возьми вот так, двумя ладошками. Смотри, как я ее держу. Правильно, держи хорошо, к себе не прислоняй, И я возьму тарелку. Давай поставим на стол. Ставь, Олечка, тарелку вот сюда. И ты, и все ребятки будут суп  есть с хлебом». Мы  радуемся , что ребенок успешно справился с заданием, радуется и девочка. Она получила первый урок участия в хозяйственно-бытовом труде.

Приобщая малыша к труду, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому и способствует
показ и объяснение взрослого
Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь . мы  может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко ее захватить руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и мы можем уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. По мере освоения действий мы  используем  другой прием ―
напоминание: «Ты, Даня , стульчик всегда немножко приподнимай, когда его ставишь к столу. Тогда не будет так шумно. Покажи, как ты это сделаешь. Вот и хорошо. Еще так же поставь другой стульчик».
Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок. Так, мы  обращаем  внимание малыша только на такую последовательность в работе: «Сначала нужно все карандаши со стола собрать, сложить их так, чтобы отточенные концы были с одной стороны, поставить их в подставку (бокал, стакан) неотточенной частью вниз, а затем отнести подставку на полочку».
Если взрослый и в дальнейшем будет постоянен в содержании требований, ребенок научится необходимым действиям, усвоит их последовательность. У малыша выработается привычка действовать определенным образом.

Примером может служить
игра-занятие «Как игрушки убежали от  Коли ». Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.

Ребята  в ходе развития сюжета помогают  Коле навести порядок в игрушках.  Мы спрашиваем   малышей , почему игрушки убежали от мальчика, что нужно делать, чтобы они не покидали детей. Все это воспитывает у ребят правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями.

Успех детей нужно отмечать. Поощрение создает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
Детям можно прочитать художественное произведение, например «Маша-растеряша» Л. Воронковой, вызвать у них желание убирать все на свои места.
Для формирования у детей представлений о его, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Важно вызвать детей на разговор по поводу виденного. При этом вести разговор не в форме беседы, а дать возможность ребенку свободно высказать то, что ему запомнилось, понравилось.

Организуя подобные наблюдения, мы используем  ситуации, позволяющие малышам принять элементарное участие в труде
 взрослого: , подать тряпочку, воды в стакане , повесить на низко висящую веревку выстиранную воспитателем кукольную одежду.

Выполнение детьми элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей двух-трех лет и вместе с тем ценно, так как готовит их к трудовой деятельности, становление которой происходит в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных  навыков у детей с ОНР....

"Воспитание культурно- гигиенических умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста".

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения....

Консультация для воспитателей «Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому учреждению».

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, во...

Консультация для родителей "Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

Консультация для родителей"Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: “Формирование гигиенических навыков у детей раннего возраста.”

Консультация для родителей:“Формирование гигиенических навыков у детей раннего возраста.&rdquo...

Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)

Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)...