Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)
консультация (младшая группа)

Бортник Наталья Леонидовна

Консультация для воспитателей :"Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста" (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sensomotornogo_opyta_u_detey_rannego_vozrasta.pptx582.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование сенсомоторного опыта у детей раннего возраста

Слайд 2

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире . Период раннего детства в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития . Сенсомоторика (от лат. Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Слайд 3

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Слайд 4

Сенсомоторный опыт – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Даже, чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже « моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. И только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того, чтобы эффективно определить форму, обЪем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Слайд 5

Основной целью в работе по сенсомоторному развитию детей раннего возраста является создание условий для формирования восприятия у ребенка как начальной ступени познания окружающей действительности. Указанная цель достигается через решение следующих задач : Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей(крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков. Тактилььно -двигательное восприятие. Развитие слухового восприятия. Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес). Восприятие пространства и времени.

Слайд 6

Характерной особенностью организации образовательной деятельности по формированию у детей сенсомоторной культурной практики является систематизирование представлений о свойствах и качествах, которые являются основной – эталонами обследования любого предмета, доступность и практичность использования. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям: Развитие крупной моторики (направлено на формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Ребенок учится ощущать свое тело в пространстве .) Сенсорное развитие направлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь. Развитие мелкой моторики направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, формированию умений осуществлять пинцетный захват. Ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом).

Слайд 7

Особенности сенсомоторного развития раннего возраста От 1 года до 1 года 6 месяцев: - развиваются разные действия с предметами: притягивать, раскладывать, вынимать, вкладывать и пр.; - обогащаются впечатления о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина). От 1 года 6 месяцев до 2 лет: - совершенствуются орудийные действий с предметами (подтягивать предметы за ленточку, выталкивать палочкой игрушку, навинчивать гайки, вылавливать рыбок сачком, забивать втулочки в песок и пр.); - развивается мелкая моторика рук, выполнение более тонких действий с предметами; - развиваются элементарные представления о величине (большой — маленький), форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много — мало); - формируется сенсомоторная координация «глаз-рука».

Слайд 8

Особенности сенсомоторного развития раннего возраста От 2 до 3 лет - формируются умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький); - развивается способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»; - развиваются действия по использованию сенсорных эталонов; - совершенствуются предметно-орудийные действия, развиваются координированные движения обеих рук и мелкой моторики.

Слайд 9

Способы и приемы в организации работы по сенсомоторному развитию детей Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии: – психогимнастика ; – сюрпризные моменты; – настольные, пальчиковые театры, театры « би -ба- бо »; – «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок». Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем : – дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото ; – пальчиковая гимнастика. Развитие крупной моторики: – игры, развивающие координацию движений; – игры с мячами; – физкультминутки; – логоритмические упражнения; – игры с цветными кеглями .

Слайд 10

Способы и приемы в организации работы по сенсомоторному развитию детей Развитие мелкой моторики: – рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.; – лепка из глины, пластилина, теста; – игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором; – застёгивание и расстегивание пуговиц; – всевозможные шнуровки; – нанизывание колец на тесьму; – аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); – собирание пазлов ; – сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу. – использование массажных мячей ; – «Шариковые» ванны»; – тактильные панно; – игры с водой, песком, крупой. Развитие сенсорных эталонов: – Дидактические игры на обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Формирование хозяйственно- навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Формирование хозяйсвенно-бытовых навыков"у детей раннего и  младшего дошкольного возраста"( из опыта работы)...

Консультация для воспитателей «Формирование социокультурного опыта у детей дошкольного возраста»

Дошкольное детсво - сензетивный период для формирования социокультурного опыта у ребёнка. Каков алгоритм действий педагога с детьми расрыто в данной консультации....

Консультация для воспитателей «Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому учреждению».

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, во...

«Нетрадиционные методы и приёмы, способствующие формированию культурно-гигиеническим навыков у детей раннего возраста» - презентация.

Подбор и апробация нетрадиционных методов и приёмов, способствующих формированию культурно-гигиеническим навыков у детей раннего возраста....

«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Отчет по самообразованию: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани»

Самообразование по теме «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани» 2021-2022 год...

Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр....