Использование сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника.
статья (средняя группа) на тему
Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_syuzhetno-rolevyh_igr_v_razvitii_doshkolnika.doc | 84.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника.
Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.
Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Вот уже 15 лет мы работаем воспитателями в компенсирующей группе для детей с общим недоразвитием речи. Игра детей, поступающих в компенсирующую группу с общим недоразвитием речи, имеет ряд особенностей: дети не умеют договариваться о сюжете игры, распределять роли, они не в состоянии играть длительно, игра не отражает действительности в полной мере. Интерес к играм неустойчив, дети испытывают затруднения в организации коллективных игр. У некоторых детей проявляется жестокость, драчливость, немотивированное упрямство, негативизм (противодействие просьбам), замкнутость, подчиняемость.
Таким образом, перед нами встает задача объединить детей в единый коллектив, научить общаться, поддерживать дружеские взаимоотношения. Основной способ действия - осуществление качественного руководства игровой деятельностью детей с целью развития ее до такого уровня, когда бы она стала средством формирования их коммуникативных навыков.
Для этого необходимо:
а) знать условия развития и становления игры как деятельности, в рамках которой будут решаться воспитательные задачи;
б) знать особенности ступеней развития общения в дошкольном возрасте;
в) определить методы и приемы на каждом этапе руководства развитием сюжетно - ролевой игры.
Н.М. Крылова выделяет 5 компонентов сюжетно-ролевой игры:
цель предмет средства действие результат
Стремление Знания, Роли, Игровые Удовлетворение,
быть похожим действия, атрибуты, действия, самооценка
на взрослого; которые игрушки, игровые (ответ на
мотив вопрос:
самоутверждения, будут речь. взаимоотноше- какой познание своих изображены ния, я? + оценка
отношение кол-ва детей и
возможностей. (то, что к игрушкам, педагога).
ребенок выполнение
наблюдает). правил.
Становление всех компонентов игры как деятельности обеспечивает педагог в процессе руководства игрой.
Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация: следует договориться об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, условиться о значении вовлекаемых в игру предметов, распределить предметы в соответствии со взятыми ролями, при осуществлении замысла игры подчиняться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях, определенных сюжетом игры; контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.
Организационная работа, которую дети осуществляют до начала игры и в её процессе, есть коллективная деятельность, объединяющая участников единым сюжетом и совместным его воплощением. В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «все делить поровну, а не хватает - сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь» и т. д . Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.
В методике руководства игрой Н.М.Крылова выделила 4 этапа (направления).
I этап. Подготовительный.
Задачи:
- Выявить знания, умения, навыки, которые имеются у детей.
- Обогащать знания детей об окружающем мире, создавать яркие представления, которые он стремился бы воплотить в игре: знания о действиях, об отношениях.
II этап. Обучение игре.
Задачи:
- Обеспечить становление всех компонентов игры.
- Создать игровую ситуацию, которая бы вызвала интерес к игре.
- Учить выбирать роли, ориентируясь на потребность в воссоздании такого образа, результаты которого служат людям.
III этап. Собственные игры детей. Задачи:
1. Выявить в процессе наблюдения за игрой слабые звенья игры, наметить
дальнейшую работу по их ликвидации (выполнение роли, правил, взаимоотношения).
2. Проводить анализ с детьми (кто хорошо выполнил роль).
IV этап. Творческая игра на уровне самостоятельности.
Задачи:
- Обогащать детей новыми впечатлениями для развития сюжета.
- Изучать личность ребенка.
- Формировать коллективные взаимоотношения детей.
Педагоги - психологи В.Г.Нечаева, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова выделили 4 типа взаимодействия и сотрудничества, которые являются последовательно развивающимися уровнями общения ребенка со сверстниками.
- тип - дети никак не общаются между собой и не обращаются друг к другу.
- тип - дети обращают внимание на подсказки взрослого, эпизодически общаются со сверстниками.
- тип - между детьми возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсивно непосредственный характер. Здесь дети пытаются договориться и согласовать свои действия.
- тип - развитие сотрудничества характеризуется тем, что у детей устанавливаются определенные отношения со сверстниками. Свои действия они соотносят с действиями другого, планируют последовательность действий.
Список рекомендуемой литературы.
- Е. Е. Кравцова. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М.: «Просвещение», 1984 г.
- Д. В Менджеринская. Воспитание детей в игре. - М.: «Просвещение», 1979 г.
- Р. И. Жуковская. Игра и её педагогическое значение. - М.: «Просвещение», 1975 г.
4. В. Г. Нечаева.,Т.А. Макрова. Нравственное воспитание в детском саду. - М.:
«Просвещение», 1975 г.
5. Н. М. Крылова. Программа «Детский сад - «Дом радости ребенка»». - М.:
«Просвещение», 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников Автореферат
Автореферат...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
Использование сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников.
Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нрав...
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...