Методическая разработка по теме: " Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)
Методическая разработка посвященная феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности.Цель коррекционной программы - снятие напряжения, коррекция тревожности и агрессивных проявлений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_problema_trevozhnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 284.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
" Проблема тревожности у детей дошкольного возраста" Оноприйчук Ю.В.
Теоретические аспекты проблемы психокоррекции тревожности дошкольников.
Феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности, посвящён широкий круг работ, но практически ориентированных разработок кране мало. А они и необходимы и крайне востребованы воспитателями, педагогами, родителями, поскольку проблема тревожности вызывает у них беспокойство, поскольку создаёт огромные трудности в воспитании дошкольников.
Проблема психокоррекции поведенческого отклонения у детей среднего дошкольного возраста была исследована в трудах многих авторов – это Т.А. Репина, [38], А.А. Рояк, [39], В.И. Безлюдная, О.А. Головко, Г.М. Бреслав [10], А.Я. Варга [11]. Рядом учёных - А.И. Захаровым [19], М. Раттером [37] отмечалось, что одной причиной трудностей в поведении ребёнка, выступает присутствие острой эмоциональной реакции, возникающей вследствие страхов, тревожностей и агрессивной реакции субъекта как защитного механизма на возникший страх и тревогу. Многими исследователями подчёркивается связь тревожности и агрессивности, когда первое запускает второе. Дети, проявляющие высокую степень тревожности и вытекающей из этого агрессивности, входят в группу риска, поэтому подлежат своевременной психокоррекционной помощи.
Таким образом, в результате проведенного исследования(методики диагностики: карта наблюдения А.Г. Долговой; проективная методика «Кактус»; тест тревожности Р.Тэммпл, М. Дорки, В.Амен; тест - сказка «Дурной сон» Л. Дюсс.), у нас сформировалась группа из семи детей, которые требуют серьезного коррекционного вмешательства.
Психокоррекционная программа
Цель коррекционной программы - снятие напряжения, коррекция тревожности и агрессивных проявлений у детей.
Задачи коррекционной программы:
- Обобщение и актуализация негативных тенденций личностного развития в игре;
- Эмоциональное отреагирование детьми чувств и переживаний, которые связаны с его негативным опытом реальных социальных и межличностных отношений;
- Рост сферы сознания переживаний и чувств, а также формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний;
- Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей,
создание позитивного «Образа - Я», формирование оптимистических
настроений;
- Расширение поведенческого репертуара детей;
- Формирование произвольной регуляции деятельности, основанной на подчинении игровым правилам.
Основой психологической работы с детьми, проявляющими высокий уровень тревожности и агрессивности, является групповой психологический тренинг. Мы отдали приоритет групповым занятиям, по следующим основаниям:
-важность создания особого рода психологической атмосферы, которая благоприятно будет складываться на эмоциональном состоянии,
мыслях и чувствах ребенка, что возможно только при организации эмоционально-насыщенной жизни в детском коллективе;
- психологические трудности ребенка часто обнаруживают себя в ходе взаимодействия и общения его со взрослыми и сверстниками, что является отличным диагностическим средством, а также позволяет получить важную информацию для коррекции приемов и методов работы;
- наличие сложностей личностного и эмоционального развития;
- несформированность навыков речевой и практической коммуникации, а также неудовлетворенность уровнем общения со взрослыми, низкий уровень развития контактности со сверстниками;
- наличие сложностей произвольной регуляции поведения и деятельности;
- ориентация разработанной программы на практику работы педагогов и психологов в условиях ДОУ для детей с высокой тревожностью и агрессивностью .
Принимая во внимание перечисленные факторы, рекомендуется проводить психокоррекционную игротерапию, которая несет своей целью снятие психологических и травмирующих переживаний, психоэмоционального напряжения и развитие ребенка в игровой деятельности.
Применение в работе разных видов игр, а также специально разработанных программ с применением игр - это ценный путь, так как через игру, у детей среднего дошкольного возраста, происходит снятие психического напряжения, а также происходит формирование способности восприятия новых впечатлений.
Также необходим учет индивидуально-психологических, возрастных и специфических особенностей детей.
При работе с агрессивными и тревожными детьми психологу предоставляется возможность узнать о наличии у них эмоциональных нарушений через игру и помочь научиться самоконтролю. Именно игра зачастую дает возможность непосредственного наблюдения за поведением ребенка. С данной группой детей и была проведена коррекционная работа.
Обязательным условием психокоррекционной работы по преодолению детской агрессивности и тревожности детей среднего дошкольного возраста является создание особого рода психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, и тем самым, на характере его действий и поступков.
Коррекционная программа для детей состояла из восьми групповых занятий (Приложение 5), общей продолжительностью по 30 минут и восьми индивидуальных (Приложение 6) по 30 минут, и рассчитана на детей среднего дошкольного возраста, то есть средний возраст 4-5 лет. Каждое занятие проводилось с группой 1 раз в неделю.
Результаты эмпирического исследования показали, что выбранная экспертами для психокоррекции тревожности и агрессивности группа детей в целом показывает неблагоприятные их показатели.
Согласно наблюдениям экспертов, наиболее распространенные виды агрессии в группе, согласно результатам исследования - это вербальная и физическая агрессия.
Индекс тревожности воспитанников находится на повышенном уровне, наибольшую тревожность у детей вызывают ситуации, связанные с выговором и наказанием;
Апробация разработанной психокоррекционной программы в условиях ДОУ, позволила достичь следующих результатов - показатели тревожности и агрессивности снизились у шести детей из семи.
Тематическое планирование психокоррекционной программы
Тема и план занятия 1. «Знакомимся с нашими эмоциями»
Разминка: игра «Доброе слово и улыбка»
Основная часть
1.Беседа на тему «знакомство с эмоциями» через плакат «эмоции»
2.Упражнение «покажи эмоцию», в ходе которого детям раздавались обучающие карточки «Эмоции».
3.Рисунки эмоций «лохматые люди» под музыку.
4.Игра «Только веселые слова».
Заключительная часть - дети сели в круг и начали рассказывать о своих рисунках.
Цели занятия
-познакомить детей с главными эмоциями, а также обучить их различать, понимая невербальное проявление,
-обучение детей ощущать эмоциональное состояние нарисованного персонажа,
-обучение навыку передавать эмоции на бумагу.
Материалы
Магнитофон.
Музыка для релаксации.
Плакат «Эмоции». Обучающие карточки «Эмоции».
Листы альбомного формата.
Кисточки и краски.
Тема и план занятия 2. «Гнев»
Разминка представлена упражнением «Я очень рад(а) тебя видеть» Основная часть:
1.Знакомство с чувством гнева через беседу и рассмотрением плаката «Гнев» 2.Упражнение «Закончи
предложение»: «я гневаюсь когда...»
3.Упражнение «Битва на шарфах»
4.Рисование пальчиками картинки «Гневная рука». 5.Игра «Как опасен гнев»
Заключительная часть представлена игрой «Доброе животное»
Цели занятия
-познакомить детей с ощущением и чувством гнева
-развитие навыку распознавания эмоциональных состояний
-обучение реагированию на гнев, а также снятие напряжения через игры, вербальные
высказывания и рисунки;
-создание атмосферы единства и сплочение группы
Материалы Колокольчик, Свеча, Пальчиковые краски, Бумага, Плакат «Гнев» и пиктограмма «Злость», Шарфы.
Тема и план занятия 3. «Обида»
Разминка представлена игрой «Паутина» Основная часть:
1.Ознакомление детей с чувством обиды, через беседу и обсуждением пиктограммы «Обида»
- 2.Чтение сказок О.В. Хухлаева про обиду
- 3.Игра «мусорка»
4.Создание панно техникой аппликация «Вулкан»
Заключительная часть представлена рассказом о своих работах, а также обсуждением занятия в круге
Цели занятия
-познакомить детей с чувством обиды -развить в детях навык распознавания эмоциональных состояния -обучение детей реагировать на чувство обиды, а также снятие общего напряжения через игры, невербальные и вербальные высказывания, а также продуктивную деятельность
Материалы
Ведро, Листы цветной бумаги и картона, Шерстяные нитки в клубке, Клей.
Тема и план занятия 4. «Как я могу управлять своей агрессией и гневом»
Разминка представлена игрой «паровозик с именами»
Основная часть
- Формирование положительных и благоприятных способов выражения агрессии и гнева, через просмотр карточек «как я могу сделать это»
- Игра «трах-тиби- дох»
- Игра «останови кулак»
- Создание скульптуры гнева из скотча
Заключительная часть представлена игрой «подарок»
Цели занятия
-расширение представлений касательно понятия агрессия и гнев
-помощь в открытом проявлении эмоций социально положительными способами, а также
снятие напряжений и ослабления агрессивности -обучение детей анализу собственной агрессии через игры, создание позитивного настроения через игры
Материалы Скотч, Карточки по теме
Тема и план занятия 5. «Я могу защищать»
Разминка представлена игрой «повтори движение»
Основная часть:
- Просмотр и обсуждение рисунка, изображающего дерущихся ребят
- Сказать, почему дети подрались, а также найти пути другого поведения
- Упражнение закончи фразу «Я смогу
защищать...»
Упражнение «Нарисуй злого хорошим и добрым» дети дорисовывают добрые детали злому
изображению 5. Игра «Три подвига Алеши» Заключительная часть представлена игрой «Доброе животное»
Цели занятия
Развитие у детей способности анализировать как причины, так и следствия агрессивного поведения
Формирование у детей способности применять агрессивные действия в социально-значимых целях
Разрушение стереотипов восприятия агрессивных персонажей сказок Создание атмосферы единства и сплочение группы
Материалы
Цветные карандаши и фломастеры, Рисунки злых сказочных персонажей Рисунки дерущихся детей.
Тема и план занятия 6. «Мои страхи»
Разминка представлена игрой «что я люблю делать»
Основная часть
- Беседа на тему страха
- Упражнение закончи фразу:
«дети боятся ...» «Взрослые боятся.,,»
«я боюсь...»
- Прочтение сказки про «страшилки»
- Игра «продаю страшилку»
- Упражнение «нарисуй страшного веселым и смешным»
Заключительная часть представлена упражнением «Дождь из цветов»
Цели занятия
Познакомить детей с чувством страха Показать детям возможности говорить о своих страхах Понизить степень страха через придание объекту страза несвойственным их характеристик Понизить уровень психоэмоционального напряжения.
Материалы
Фломастеры Карандаши Рисунки страшных сказочных персонажей
Тема и план занятия 7. «Расслабление и саморегуляция»
- Разминка представлена игрой «Розовые очки» Основная часть: Упражнение «рисунок чувств»
- Беседа на тему о том, что дети могут делать, при определенных чувствах
- Игра «солдат и тряпичная кукла»
- Рисование ладошками
Игра «Медвежата» Заключительная часть представлена игрой «полет бабочки»
Цели занятия
Обучение детей видеть и понимать положительные качества и достоинства других.
Создание возможностей для детей выражать собственные эмоции и чувства средствами художественного творчества.
Обучение детей навыкам мышечного расслабления и саморегуляции
Понижение психоэмоционального напряжения
Материалы: Краски и бумага.
Тема и план занятия 8. «Я очень хочу стать счастливым»
Разминка представлена игрой «Я могу!»
Основная часть
- Беседа о счастье
- Показ фрагментов фильмов о счастливых моментах людей
- Чтение сказки О.В. Хухлаева «Хочу стать счастливым»
- Упражнение «что делает меня счастливым»
- Упражнение «полет на облаке»
- Рисование под жизнерадостные мотивы
- Игра «Волшебные превращения» Заключительная часть представлена создание маленьких подарков счастья группе.
Цели занятия
Формирование у детей представление о том, что такое счастье Способствование повышению и уважению детей и росту самооценки
Упражнение детей в навыке передавать положительные эмоции на бумаге
Снятие напряжения.
Материалы: Карандаши, Бумага, Мяч, Музыка и магнитофон
Тема и план занятия 9. «Мои лучшие качества»
Итоговое (дополнительное, прощальное) занятие
Разминка представлена упражнением «Волшебная палочка».
Основная часть
1. Беседа о том, как хорошие качества помогают стать лучше, и выражать свои эмоции
2.Упражнение «мои хорошие качества»
3.Рисунок «кем я стану, когда вырасту»
4.Упражнение «Кем я буду, когда вырасту»
Заключительная часть игра «дождь из цветов»
Цели занятия
Формирование у детей представлений о хорошем и прекрасном в людях. Способствование осознанию детьми собственных положительных качеств. Дать возможность повысить самоуважение и самооценку. Укрепить чувство взрослости.
Материалы: Бумага. Художественные принадлежности – волшебная палочка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 814 с.
2.Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 159 с.
3.Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности / Л.П.Костина. - СПб.: Педагогика, 2012. - С. 59.
4.Костина, Л.М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников / Л.М. Костина // Вестник МГТУ. 2014. №2. - С. 347-353.
5.Пасечник, Л. Тревожный ребенок / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. -С. 89-95; № 10. - С. 64-71.
6..Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
7.Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.:Воронеж, 2008. - 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...
Методическая разработка на тему " Развитие креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в детском саду"
Методическая разработка конспекта физкультурного досуга для детей подготовительной группы детского сада по развитию креативности....
Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»
Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...
Учебно-методическая разработка на тему: «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»
Современное общество направлено высокообразованное молодое поколение, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжает...
Методическая разработка на тему: «Характеристика познавательных интересов детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическ...
Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"
Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...