Методическая разработка по теме: " Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Оноприйчук Юлия Владимировна

Методическая разработка посвященная  феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности.Цель коррекционной программы - снятие напряжения, коррекция тревожности и агрессивных проявлений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

" Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"      Оноприйчук Ю.В.

Теоретические  аспекты проблемы психокоррекции тревожности дошкольников.

Феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности, посвящён широкий круг работ, но практически ориентированных разработок кране мало.  А они и необходимы и крайне востребованы воспитателями, педагогами, родителями, поскольку проблема тревожности вызывает у них беспокойство, поскольку создаёт огромные трудности в воспитании дошкольников.

Проблема психокоррекции поведенческого отклонения у детей среднего дошкольного возраста была исследована в трудах многих авторов – это Т.А. Репина, [38], А.А. Рояк, [39], В.И. Безлюдная, О.А. Головко, Г.М. Бреслав [10], А.Я. Варга [11]. Рядом учёных - А.И. Захаровым [19], М. Раттером [37] отмечалось, что одной причиной трудностей в поведении ребёнка, выступает присутствие острой эмоциональной реакции, возникающей вследствие страхов, тревожностей и агрессивной реакции субъекта как защитного механизма на возникший страх и тревогу. Многими исследователями подчёркивается связь тревожности и агрессивности, когда первое запускает второе. Дети, проявляющие высокую степень тревожности и вытекающей из этого агрессивности, входят в группу риска, поэтому подлежат своевременной психокоррекционной помощи.

Таким образом, в результате проведенного исследования(методики диагностики: карта наблюдения А.Г. Долговой; проективная методика «Кактус»; тест тревожности Р.Тэммпл, М. Дорки, В.Амен; тест - сказка «Дурной сон» Л. Дюсс.), у нас сформировалась группа из семи детей, которые требуют серьезного коррекционного вмешательства.

Психокоррекционная программа

Цель коррекционной программы - снятие напряжения, коррекция тревожности и агрессивных проявлений у детей.

Задачи коррекционной программы:

  1. Обобщение и актуализация негативных тенденций личностного развития в игре;
  2. Эмоциональное отреагирование детьми чувств и переживаний, которые связаны с его негативным опытом реальных социальных и межличностных отношений;
  3. Рост сферы сознания переживаний и чувств, а также формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний;
  4. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей,

создание        позитивного        «Образа - Я», формирование оптимистических

настроений;

  1. Расширение поведенческого репертуара детей;
  2. Формирование произвольной регуляции деятельности, основанной на подчинении игровым правилам.

Основой психологической работы с детьми, проявляющими высокий уровень тревожности и агрессивности, является групповой психологический тренинг. Мы отдали приоритет групповым занятиям, по следующим основаниям:

-важность создания особого рода психологической атмосферы, которая благоприятно будет складываться на эмоциональном состоянии,

мыслях и чувствах ребенка, что возможно только при организации эмоционально-насыщенной жизни в детском коллективе;

  • психологические трудности ребенка часто обнаруживают себя в ходе взаимодействия и общения его со взрослыми и сверстниками, что является отличным диагностическим средством, а также позволяет получить важную информацию для коррекции приемов и методов работы;
  • наличие сложностей личностного и эмоционального развития;
  • несформированность навыков речевой и практической коммуникации, а также неудовлетворенность уровнем общения со взрослыми, низкий уровень развития контактности со сверстниками;
  • наличие сложностей произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • ориентация разработанной программы на практику работы педагогов и психологов в условиях ДОУ для детей с высокой тревожностью и агрессивностью .

Принимая во внимание перечисленные факторы, рекомендуется проводить психокоррекционную  игротерапию, которая несет своей целью снятие психологических и травмирующих переживаний, психоэмоционального напряжения и развитие ребенка в игровой деятельности.

Применение в работе разных видов игр, а также специально разработанных программ с применением игр - это ценный путь, так как через игру, у детей среднего дошкольного возраста, происходит снятие психического напряжения, а также происходит формирование способности восприятия новых впечатлений.

Также необходим учет индивидуально-психологических, возрастных и специфических особенностей детей.

При работе с агрессивными и тревожными детьми психологу предоставляется возможность узнать о наличии у них эмоциональных нарушений через игру и помочь научиться самоконтролю. Именно игра зачастую дает возможность непосредственного наблюдения за поведением ребенка. С данной группой детей и была проведена коррекционная работа.

Обязательным условием психокоррекционной работы по преодолению детской агрессивности и тревожности детей среднего дошкольного возраста является создание особого рода психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, и тем самым, на характере его действий и поступков.

Коррекционная программа для детей состояла из восьми групповых занятий (Приложение 5), общей продолжительностью по 30 минут и восьми индивидуальных (Приложение 6) по 30 минут, и рассчитана на детей среднего дошкольного возраста, то есть средний возраст 4-5 лет. Каждое занятие проводилось с группой 1 раз в неделю.

Результаты эмпирического исследования показали, что выбранная экспертами для психокоррекции тревожности и агрессивности группа детей в целом показывает неблагоприятные их показатели.

Согласно наблюдениям экспертов, наиболее распространенные виды агрессии в группе, согласно результатам исследования - это вербальная и физическая агрессия.

Индекс тревожности воспитанников находится на повышенном уровне, наибольшую тревожность у детей вызывают ситуации, связанные с выговором и наказанием;

Апробация разработанной психокоррекционной программы в условиях ДОУ, позволила достичь следующих результатов - показатели тревожности и агрессивности снизились у шести детей из семи.

Тематическое планирование психокоррекционной программы

Тема и план занятия 1. «Знакомимся с нашими эмоциями»

Разминка: игра «Доброе слово и улыбка»

Основная часть

1.Беседа на тему «знакомство с эмоциями» через плакат «эмоции»

2.Упражнение «покажи эмоцию», в ходе которого детям раздавались обучающие карточки «Эмоции».

3.Рисунки эмоций «лохматые люди» под музыку.

4.Игра «Только веселые слова».

Заключительная часть - дети сели в круг и начали рассказывать о своих рисунках.

Цели занятия

-познакомить детей с главными эмоциями, а также обучить их различать, понимая невербальное проявление,

-обучение детей ощущать эмоциональное состояние нарисованного персонажа,

-обучение навыку передавать эмоции на бумагу.

Материалы

Магнитофон.

Музыка для релаксации.

Плакат «Эмоции». Обучающие карточки «Эмоции».

Листы альбомного формата.

Кисточки и краски.

Тема и план занятия 2. «Гнев»

Разминка представлена упражнением «Я очень рад(а) тебя видеть» Основная часть:

1.Знакомство с чувством гнева через беседу и рассмотрением плаката «Гнев» 2.Упражнение «Закончи

предложение»: «я гневаюсь когда...»

3.Упражнение «Битва на шарфах»

4.Рисование пальчиками картинки «Гневная рука». 5.Игра «Как опасен гнев»

Заключительная часть представлена игрой «Доброе животное»

Цели занятия

-познакомить детей с ощущением и чувством гнева

-развитие навыку распознавания эмоциональных состояний

-обучение реагированию на гнев, а также снятие напряжения через игры, вербальные

высказывания и рисунки;

-создание атмосферы единства и сплочение группы

Материалы Колокольчик, Свеча, Пальчиковые краски, Бумага, Плакат «Гнев» и пиктограмма «Злость», Шарфы.

Тема и план занятия 3. «Обида»

Разминка представлена игрой «Паутина» Основная часть:

1.Ознакомление детей с чувством обиды, через беседу и обсуждением пиктограммы «Обида»

  1. 2.Чтение сказок О.В. Хухлаева про обиду
  2. 3.Игра «мусорка»

4.Создание панно техникой аппликация «Вулкан»

Заключительная часть представлена рассказом о своих работах, а также обсуждением занятия в круге

Цели занятия

-познакомить детей с чувством обиды -развить в детях навык распознавания эмоциональных состояния -обучение детей реагировать на чувство обиды, а также снятие общего напряжения через игры, невербальные и вербальные высказывания, а также продуктивную деятельность

Материалы

Ведро, Листы цветной бумаги и картона, Шерстяные нитки в клубке, Клей.

Тема и план занятия 4. «Как я могу управлять своей агрессией и гневом»

Разминка представлена игрой «паровозик с именами»

Основная часть

  1. Формирование положительных и благоприятных способов выражения агрессии и гнева, через просмотр карточек «как я могу сделать это»
  2. Игра «трах-тиби- дох»
  3. Игра «останови кулак»
  4. Создание скульптуры гнева из скотча

Заключительная часть представлена игрой «подарок»

Цели занятия

-расширение представлений касательно понятия агрессия и гнев

-помощь в открытом проявлении эмоций социально положительными способами, а также

снятие напряжений и ослабления агрессивности -обучение детей анализу собственной агрессии через игры, создание позитивного настроения через игры

Материалы  Скотч, Карточки по теме

Тема и план занятия 5.  «Я могу защищать»

Разминка представлена игрой «повтори движение»

Основная часть:

  1. Просмотр и обсуждение рисунка, изображающего дерущихся ребят
  2. Сказать, почему дети подрались, а также найти пути другого поведения
  3. Упражнение закончи фразу «Я смогу

защищать...»

Упражнение «Нарисуй злого хорошим и добрым» дети дорисовывают добрые детали злому

изображению 5. Игра «Три подвига Алеши» Заключительная часть представлена игрой «Доброе животное»

Цели занятия

Развитие у детей способности анализировать как причины, так и следствия агрессивного поведения

Формирование у детей способности применять агрессивные действия в социально-значимых целях

Разрушение стереотипов восприятия агрессивных персонажей сказок Создание атмосферы единства и сплочение группы

Материалы

Цветные карандаши и фломастеры, Рисунки злых сказочных персонажей Рисунки дерущихся детей.

Тема и план занятия 6. «Мои страхи»

Разминка представлена игрой «что я люблю делать»

Основная часть

  1. Беседа на тему страха
  2. Упражнение закончи фразу:

«дети боятся ...» «Взрослые боятся.,,»

«я боюсь...»

  1. Прочтение сказки про «страшилки»
  2. Игра «продаю страшилку»
  3. Упражнение «нарисуй страшного веселым и смешным»

Заключительная часть представлена упражнением «Дождь из цветов»

Цели занятия

Познакомить детей с чувством страха Показать детям возможности говорить о своих страхах Понизить степень страха через придание объекту страза несвойственным их характеристик Понизить уровень психоэмоционального напряжения.

Материалы

Фломастеры Карандаши Рисунки страшных сказочных персонажей

Тема и план занятия 7.  «Расслабление и саморегуляция»

  1. Разминка представлена игрой «Розовые очки» Основная часть: Упражнение «рисунок чувств»
  2. Беседа на тему о том, что дети могут делать, при определенных чувствах
  3. Игра «солдат и тряпичная кукла»
  4. Рисование ладошками

Игра «Медвежата» Заключительная часть представлена игрой «полет бабочки»

Цели занятия

Обучение детей видеть и понимать положительные качества и достоинства других.

Создание возможностей для детей выражать собственные эмоции и чувства средствами художественного творчества.

Обучение детей навыкам мышечного расслабления и саморегуляции

Понижение психоэмоционального напряжения

Материалы: Краски и бумага.

Тема и план занятия 8. «Я очень хочу стать счастливым»

Разминка представлена игрой «Я могу!»

Основная часть

  1. Беседа о счастье
  2. Показ фрагментов фильмов о счастливых моментах людей
  3. Чтение сказки О.В. Хухлаева «Хочу стать счастливым»
  4. Упражнение «что делает меня счастливым»
  5. Упражнение «полет на облаке»
  6. Рисование под жизнерадостные мотивы
  7. Игра «Волшебные превращения» Заключительная часть представлена создание маленьких подарков счастья группе.

Цели занятия

Формирование у детей представление о том, что такое счастье Способствование повышению и уважению детей и росту самооценки

Упражнение детей в навыке передавать положительные эмоции на бумаге

Снятие напряжения.

Материалы: Карандаши, Бумага, Мяч, Музыка и магнитофон

Тема и план занятия 9. «Мои лучшие качества»

Итоговое (дополнительное, прощальное) занятие

Разминка представлена упражнением «Волшебная палочка».

Основная часть

1. Беседа о том, как хорошие качества помогают стать лучше, и выражать свои эмоции

2.Упражнение «мои хорошие качества»

3.Рисунок «кем я стану, когда вырасту»

4.Упражнение «Кем я буду, когда вырасту»

Заключительная часть игра «дождь из цветов»

Цели занятия

Формирование у детей представлений о хорошем и прекрасном в людях. Способствование осознанию детьми собственных положительных качеств. Дать возможность повысить самоуважение и самооценку. Укрепить чувство взрослости.

Материалы: Бумага. Художественные принадлежности – волшебная палочка. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. — 814 с.

2.Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 159 с.

3.Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности / Л.П.Костина. - СПб.: Педагогика, 2012. - С. 59.

4.Костина, Л.М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников  / Л.М. Костина // Вестник МГТУ. 2014. №2. - С. 347-353.

5.Пасечник, Л. Тревожный ребенок / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. -С. 89-95; № 10. - С. 64-71.

6..Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

7.Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.:Воронеж, 2008. - 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

Методическая разработка на тему " Развитие креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в детском саду"

Методическая разработка конспекта физкультурного досуга  для детей подготовительной группы детского сада по развитию креативности....

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

      Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

Учебно-методическая разработка на тему: «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»

Современное общество направлено высокообразованное молодое поколение, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжает...

Методическая разработка на тему: «Характеристика познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическ...

Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...