АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.
статья (старшая группа) по теме
Пытаясь разнообразить детскую деятельность, сделать процесс вхождения ребенка во взрослый мир более интересным и увлекательным, я все чаще обращаю свой взор на использование в своей деятельности нетрадиционных способов рисования, аппликации, шитья. Применение нетрадиционных техник рисования, аппликации, ручного труда дает возможность обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ.
Петрова Светлана Викторовна,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №59 «Золушка»,
педагог-психолог, высшая категория, 14 разряд.
Добрый день.
Хоту представить вам приемы арт-терапии, которые применяются в работе с детьми на развивающих занятиях педагогом-психологом детского сада.
Постараюсь раскрыть содержание и особенности проведения развивающих занятий.
Для достижения цели необходимо было во-первых, показать какие приемы, применяемые на занятиях, способствуют сбережению здоровья детей. Во-вторых, познакомить вас с теми результатами, которых достигают дети на развивающих занятиях. А также показать какими приемами и техниками я пользуюсь в терапевтических целях.
Введение.
Вопрос о том, как детям удается или не удается развивать у себя духовно-нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества. Рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьезно задуматься над вопросами морали. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям, и все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все делает методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив – такое поведение принято называть гиперактивным. Ни особенности воспитания ребенка, ни преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка.
Под нравственным развитие понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нравственного поведения становятся не мотивы основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. Нравственное развитие - одна из центральных линий психического здоровья ребенка.
Здоровье
Здоровье с позиций Всемирной организации здоровья
По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний.[1]
Выделяют следующие уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
- Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
- Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
- Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
- Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.
Большой упор делается на поддержание именно группового здоровья. Занятия построены по развивающей сказкотерапии для детей, но основной упор в своих занятиях я делааю на практической части. В конце каждого занятия крайне необходимо наличие практической деятельности. И именно этого этапа дети с нетерпением ждут. Пытаясь разнообразить детскую деятельность, сделать процесс вхождения ребенка во взрослый мир более интересным и увлекательным, я все чаще обращаю свой взор на использование в своей деятельности нетрадиционных способов рисования, аппликации, шитья. Применение нетрадиционных техник рисования, аппликации, ручного труда дает возможность обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии.
Занятия провожу на основе развивающей программы «Снежная сказка», которая была разработана мною и опробированна на занятиях с учениками начальных классов. В этом году программа была скорректирована, применяются способы и приемы аналогичны, но с измененным алгоритмом проведения и с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей.
Данная программа построена на двух направлениях работы – развитие и коррекция:
1. Всестороннее развитие личности ребенка:
- Познавательная сфера (мышление, память, внимание)
- Эмоциональный интеллект
- Двигательное развитие
- Коммуникативная сфера (общение).
2. Коррекция личностной сферы и поведения ребенка
Цели и задачи программы:
Познавательная сфера (мышление, память, внимание)
Цель: развитие познавательных процессов.
Эмоциональный интеллект
Цель: ввести ребенка в мир эмоций, помочь прожить определенное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах других людей, которые его окружают.
Цель: развитие естественной двигательной активности ребенка как основы для познавательного и эмоционального развития его личности.
Коммуникативная сфера
Цель: развитие у детей навыков эффективного общения и сотрудничества, умения получать радость от взаимодействия.
Коррекция личностной сферы, поведения ребенка
Цель: помочь ребенку и его родителям в решении поведенческих и личностных проблем ребёнка.
Программа «Снежная сказка», рассчитана на три года.
«Веселая снежинка» - раздел программы для детей четырех лет. Дети могут лучше познакомиться друг с другом, узнать сильные стороны своих психологических процессов, развить познавательную активность.
«Тихая поземка» - для дошкольников четыре - пяти лет - позволяет сделать больший упор на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Продолжаем развивать волевые навыки и навыки саморегуляции столь необходимые в коллективной работе.
Цикл занятий с детьми, посещающих старшую и подготовительную к школе группу «Солнечный песок». На занятиях всё больше применяется нетрадиционных способов рисования и арт –терапии. Развиваем коммуникативные навыки, совершенствуем познавательную сферу. И всё это обыгрываем при помощи театральной деятельности.
Техники и приемы.
Хочу раскрыть каждый из тех приемов, который я применяю.
Самое простое (и я уверена, что это использует каждый педагог, а не только психолог) — попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как, кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка.
Рисовать волшебными кисточками — пальцами можно все, что угодно.[2] А почему бы не попробовать рассказать о своем характере, тем более если он похож на чудо-цветок, придуманный ребенком? А прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на ощупь бумаге помогут преодолеть негативные эмоции, такие как злость, раздражение.
Чудо-кисти – пальчики – у нас есть, но есть у нас с собой и чудо-листочки! Проведем кисточкой по ладошке. Щекотно? Вот и готов Смешарик!
Попросите ребенка обвести ладошки карандашом на листе бумаги и одну превратить в Страшилку, а другую в Смешилку. Интересно, кто понравится им больше?
Забавными получаются рисунки, которые дети выполняют по кругу: один начинает, через определенное время меняется с соседом, который дорисовывает какую-то деталь. Обычно, когда рисунок возвращается к хозяину, тот его уже с трудом узнает. Ну а если есть еще возможность сочинить историю…
Вы помните, какую радость в детстве доставляли мыльные пузыри? Ничего не изменилось! Берем воду, гуашь, немного жидкого мыла, все смешиваем, надуваем восхитительную шапку из пузырей и прикладываем к ней лист бумаги. А дальше детская фантазия поможет, подскажет, что можно нарисовать, чтобы получилась Радость, и на что она похожа!
Попробуем соль на вкус. Бр-р-р! А ведь именно такие эмоции вызывают ссоры и конфликты с близкими и друзьями. Но мы не будем переживать, а соленое превратим в “сладкое” — нарисуем солью подарок: сначала наносим контур подарка, затем намочим его водой и присыпем солью. Когда вода высохнет, раскрасим наш подарок яркими цветами. И можно смело идти мириться!
Неоценима роль рисования в преодолении детских страхов. Попробуем нарисовать свои страхи ватными палочками или поролоновыми тампончиками, сделать которые не составит труда. Даже на ощупь они приятные, и нам уже не так страшно рисовать свои Страхи. А если мы еще их порвем, да к тому же сожжем, от них не останется и следа.
Со страхом темноты поможет справиться техника “высветления”: на черном листе бумаги обычным ластиком рисуются предметы, которые могут прятаться в темноте. И вот уже не страшно заходить в темную комнату, так как там все привычно и знакомо.
Страх вызывает, как правило, все непонятное и странное. Вот нарисованные соседом каракули – вроде ничего не понятно… А если присмотреться? Да еще и дорисовать! Разве страшно?! А вот злой волшебник заколдовал Любовь, закрасил ее черной краской (применяется техника граттажа), и только смелые, добрые, чуткие дети смогут ее спасти: нарисовать на «заколдованных» листах домик, где Любовь может жить.
Закрепить у детей знания об эмоциях можно с помощью следующего приема: рисуем свечой или восковым мелком белого цвета контур изображения той или иной эмоции и просим детей зарисовать этот контур красками. В проявившемся изображении и нужно узнать загаданную эмоцию.
Мои воспитанники с интересом, могут это проделывать бесконечное множество раз, любят рисовать «Цветными пятнами». Наносят на лист бумаги несколько больших разноцветных пятен краски, а затем соединяют лист пополам, проглаживают лист, затем разворачивают и находят в своих волшебных пятнах необычные и спрятанные рисунки.
А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью или манной крупой? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Еще очень любят рисовать манкой, но с использованием трафаретов. Прикладывают трафарет, наносят клей, посыпают манкой, которой до этого пользовались в «Песочной терапии». Когда убирают трафарет, а излишки сдувают – получаются очень красивые объемные рисунки.
Еще можно сделать прекрасный групповой коллаж. Здесь в ход пойдет все, что есть под рукой: фантики от конфет, фольга, фотографии, цветная бумага, перышки, бусинки, воск, пластилин и даже макаронные изделия. Тема и содержание могут быть разнообразны.
С детьми старшего дошкольного возраста я (в пилотном варианте) запустила прием кукло-терапии. Мы изготовили кукол-руковичек из варежек и специальных заготовок, нашили пуговиц и кусочков ткани, сделали куклам забавные лица. Дети придумывают сказки и инсценируют их. Конечно, на это уходит много времени и терпения, так как кто-то не хочет ждать эту сказку, а хочет просто пообщаться со своей куклой. Самое главное задавать тему: «Доброта», «Щедрость», «Удивление». Те сказки, которые мы сочиняем и проигрываем посвящены различным эмоциям и чувствам. Театральное действие имеет огромное значение для сохранения психологического здоровья детей: здесь и выход эмоций и самореализации. Ведь своим сказочным другом сказать какие-то слова гораздо легче, чем произнести их самому. Его голосом можно поделиться своей проблемой и неприятность, спросить совета и найти поддержку.
Действительно, спектр применения нетрадиционных техник рисования, аппликации, ручного труда ограничивается только фантазией педагога и детей. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками, артистами но ощутить радость помогут каждому.
Творите и получайте радость! Техник работы великое множество, было бы желание и любовь к детям! Пусть все будут здоровы.
Список литературы и информационных источников
- Выдра Ольга «На что похожа ласка?» // Школьный психолог, 2010, №5.
- Капская А. Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. –СПб.: Речь, 2006.
- Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России http://www.mediasphera.ru/mjmp/2005/3/31.pdf, Международный журнал медицинской практики, 2005, №3
- Учебное пособие (под редакцией В. С. Лучкевича и И. В. Полякова). Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Санкт-Петербург, 2005
- Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5 – 10 лет. - Ярославль, 2006.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста – М., 2005.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб, 2005.
- Степанова Л. Золотой ключик: программа познавательного развития дошкольника. Курган.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб, 2008.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. – СПб, 2004.
- Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе.
- Гончарова Ю.И. Опыт использования структурированного танца в коррекционных группах развивающего движения для детей 5 – 7 лет. Статья, сайт АТДТ.
- http://ru.wikipedia.org/wiki
[2] Выдра Ольга «На что похожа ласка?» // Школьный психолог, 2010, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми 5-6 лет, проявляющими признаки агрессивного проведения (с использованием комплекса арттерапевтических технологий)
Психологическое занятие "Красная шапочка" рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в поведении (с признаками агрессивного и тревожного поведеия)...
Собственная методическая разработка. Презентация "Насекомые" для проведения коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы с использованием ИКТ.
Презентация для детей старшей группы с ОНР по теме "Насекомые."...
Корреционно – развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивностью с использование методов арт – терапии.
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.Задачи: 1. Совершенствовать навыки слушания музыки и эмоционального реагирования на нее.2. Обучать приемам визуализации.3. Создавать условия для проявления э...
Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми группы ЗПР
Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми группы ЗПРКоррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушений высших психических функций, связан...
Проведение развивающих занятий с детьми в период самоизоляции
Чем занять малыша в пеиодсамоизоляии. Чтение художественной литературы. Аппликация. Рисование. Слушание пения птиц (аудиозаписи) и многое друггое...
Методика проведения развивающих занятий с детьми 4–5 лет
Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы, так как ...
Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии
Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии...