Проект на тему: "Приобщение детей 5-6 лет к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения
проект (старшая группа)

Эльвира Николаевна Абалымова

Экологическое воспитание детей, любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Хормалинский детский сад «Весна»

Ибресинского района Чувашской Республики

Проект на тему:

 «Приобщение детей 5-6 лет к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения»

                           Составила:

Абалымова Э.Н.- воспитатель

МБДОУ Хормалинский детский

                   сад «Весна»

Хормалы -2013

Структура проекта

1. Введение

1.1. Анализ внешней среды

1.2. Анализ внутренней среды

1.3. Проблематика

2. Основная часть

2.1. Концептуализация проекта

2.2. Целеполагание

2.3. Ожидаемые результаты

2.4. Реализация проекта

2.4.1. Этапы работы над проектом

2.4.2. Ресурсное обеспечение

2.5. Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга

3. Заключение

Список литературы

Приложение

1. Введение

Человечество, многие десятилетия одержимо идеями верховенства человека над природой и покорения ее под лозунгом "Все во имя человека", привело к разрушению механизмов устойчивости биосферы, генетическому перерождению самого человека, уничтожению как биологического вида и как личности, к ее безнравственности и духовному обнищанию.

В связи с этим проблема экологического воспитания и образования является, несомненно, актуальной в современной педагогической теории и практике.

Наиболее важным этапом в реализации экологического аспекта образования является дошкольный возраст. В этот период жизни ребенок еще как бы не вполне утратил первородное "чувство природы", он как бы не полностью оторвался от своего генетического начала. Отсюда его характеризует врожденная потребность в общении, в диалоге с природой, ему свойственны восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, сочувствие ко всему живому. Можно предполагать сензитивность этого возраста для развития эмоционально-чувственного, эмпатийного восприятия природы. Именно в детском саду необходимо закладывать культуру чувственного восприятия ребенком природного мира, научить детей видеть жизнь вокруг себя. Это будет являться надежной основой опыта такого поведения, которое обеспечивает гармонию в едином мире маленького человека разумного и матери - Природы.

Воспитание любви к природе - одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем, закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Труд человека приобретает радостные оттенки.

Неотъемлемой частью в данном процессе является игра, верная помощница воспитания. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир. Огромный вклад в задачу привития любви к природе вносят праздники и развлечения. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обрядов, обычаев). Поэтому для большего эмоционального воздействия на дошкольников необходимы музыкальное сопровождение, элементы театрализации, художественное слово, просмотр фильмов, мультфильмов.

Важны и такие формы групповой работы, как конкурсы рисунков, выращивание вместе с детьми растений, сбор семян, ягод, наблюдение за объектами природы, проведение опытно - экспериментальной работы, экологические тропы и др. Дети любят активно участвовать в праздниках и играх. Они устают быть просто зрителями. Им интересно общение с главными героями сценок, и обязательно им нужно, чтобы все они без исключения были вовлечены в игру и отвечали на вопросы действующих лиц.

Праздники дают большие возможности. Репетиции и заучивание наизусть требует многократного повторения правил поведения в природе. Кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями и другими взрослыми. Таким образом, с помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения, тем более что в школьные программы элементарные экологические знания включены совсем недавно, и старшее поколение, как правило, не имеет экологической подготовки.

1.1. Анализ внешней ситуации

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность)».

Из ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через формирование представлений об опасных  природных ситуациях и способах поведения в них и приобщения к правилам поведения в природе».

В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению приходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более разумную позицию «Человек в природе».

Последнее десятилетие люди стремительно старались обуздать природу,  забывая, что мы в ответе  за тех,  кого приручили. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день.

Несмотря на спад промышленного производства экологическая обстановка в стране остается сложной. Даже если остановить все производство (что нереально), загрязнение окружающей природной среды будет еще многие года отражаться на жизни и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для улучшения состояния окружающей природной среды. А для этого нужны квалифицированные специалисты и экологические знания у всего населения. На сегодняшний день у большого количества людей наблюдается экологическое невежество. Отсюда мы еще раз делаем вывод, что экологическое образование должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная экологическая подготовка.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.

В нынешних условиях жесткого экологического императива, преодоление которого только сохранение человечество на планете, основой нравственного воспитания человека его образования становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы.

«Экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н. Моисеев).

В современных экологических исследованиях главным является всестороннее изучение современного и прогноз возможного состояния окружающей среды, исследование закономерностей распространения загрязнителей в компонентах биосферы, изменении в состоянии здоровья людей, изучения возможных путей оптимизации и управления окружающей природной средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены, только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

1.2. Анализ внутренней среды

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в МБДОУ «Хормалинский детский сад «Весна» Ибресинского района Чувашской Республики.

Основной программой воспитательно-образовательной работы в ДОУ является комплексная Программа воспитания ребенка-дошкольника под редакцией О. В. Драгуновой в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, которая является государственным программным документом, подготовленная с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

У человечества нет будущего, если оно не изменит своего отношения к окружающей среде. Сейчас многое делается, чтобы отвести экологическую катастрофу. В этом учебном году наш детский сад углубленно работает по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». В детском саду имеются необходимые условия для воспитания у детей начал экологической культуры.

Методику проведения непосредственно образовательной деятельности строю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Я стараюсь строить свои занятия так, чтобы они были интересны детям, связаны с их сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием,  к сожалению, проведенная мною диагностика показала, что у детей недостаточно знаний о живой и неживой природе,  с высоким уровнем знаний было  44% - 11 детей,  средним уровнем на начало учебного года обладало 32 % - 8 детей, низким - 24% (6 детей). Все эти наблюдения и размышления побудили меня к использованию в работе праздников и развлечений, так как они способствуют лучшему запоминанию детьми материала и воспитывают любовь к природе.

Анализ внешней и внутренней ситуации позволил выявить проблему для педагогического проекта.

1.3. Проблематика

  • Экологическое неблагополучие.
  • Потребительское отношение к природе.
  • Отсутствие у современного поколения экологического сознания.

2.1. Концептуализация проекта

Оригинальность проекта, его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста следующих идей:

  • Организация предметно – развивающей среды в группе;
  • В воспитательно-образовательном процессе реализация проекта предусматривает интегрированный подход к развитию детей, которая предполагает взаимосвязь разных видов деятельности;
  • Активизация родителей воспитанников при решении данного проекта.

2.2. Целеполагание

  • Разработать и внедрить систему приобщения детей 5-6 лет к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения.

Задачи проекта:

  • Изучить соответствующую литературу по выбранной теме проекта.
  • Организовать предметно - развивающую среду в соответствии с выбранной темой.
  • Подобрать диагностирующий инструментарий
  • Обогатить знания детей по экологическому воспитанию посредством проведения праздников и развлечений, а также посредством просмотра мультфильмов и видеороликов по выбранной теме.
  • Проведение мониторинга с детьми по реализации данной темы.

2.3. Ожидаемые результаты

Реализация данного проекта приведет к следующим результатам.

От детей:

  • К воспитанию у детей любви к природе, развитию экологической культуры. Дети научатся любить природу и научат любить ее других. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем, у детей появятся основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
  • Использование экологических праздников и развлечений, позволит детям лучше запоминать материал по экологическому воспитанию, знать правила поведения в природе, беречь ее, положительно воздействовать на экологию человеческой души: появится эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы.
  • С помощью сценических образов ребята научатся рассказывать о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры.

От родителей:

  • Принять активное участие в утренниках и развлечениях
  • Повышение уровня экологической культуры

От педагога:

  • К повышению собственной профессиональной компетентности по данной теме.

2.4. Этапы реализации проекта

1.  Подготовительный:

  • анализ пространственной предметной среды группы;
  • аналитический обзор литературы по проблеме развития детей;
  • создание творческой группы родителей и план ее работы;
  •  разработка проекта

С детьми

С родителями

1. Рассматривание картин, альбомов, книжной иллюстрации по выбранной теме.

2. Беседы по данной теме.

3. Чтение художественных произведений, разучивание стихов, пословиц, загадок, поговорок по данной теме.

1. Оформление рекомендаций по экологическому воспитанию детей.

2. Оказание помощи в подборе литературы для домашнего чтения по выбранной теме.

2. Практический :

  • ознакомление родителей со специализацией работы;
  • внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс

С детьми

С родителями

1. Беседа с детьми не тему: «Как мы бережем окружающую среду».

2. Экскурсия в парк культуры, в близлежащий водоем.

3. Посещение краеведческого музея

4. Организация развлечений и праздников.

1. Оказание помощи в изготовлении и приобретении атрибутов и костюмов.

2. Оказание помощи в проведении экскурсий.

3. Оказание помощи в создании предметно развивающей среды.

3. Заключительный:

  • Проведение мониторинга по данной теме;
  • Оформление тематической выставки с родителями «Береги природу»

2.4.1. План действий

Мероприятия

Цель

1.Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

2. Познавательная деятельность «Что мы знаем о природе»

3. Продуктивная деятельность «Природа вокруг нас»  - рисование

4. Трудовая деятельность «Береги природу»

1. Закрепить знания об окружающей среды, воспитывать бережное отношение к ней

2. Закрепить умение использовать средства выразительности, развивать чувство композиции.

3. Воспитывать эстетическое отношение к природе

1. Совместная деятельность педагога и детей

2. Игровая деятельность

3. Ознакомление с художественной литературой

4. Проведение музыкально экологического праздника и развлечений.

1. Закрепить умение планировать и обсуждать свои действия, развивать творческие способности.

2. Обогащать знания детей о природе через произведения худ. литературы, используя выразительные средства речи.

3. Вызвать эмоциональный отклик, желание беречь природу.

1. Самостоятельная деятельность детей:

1. Дидактически игры

2. Сюжетно - ролевые игры

3. Творческая деятельность детей

4. Самостоятельные наблюдения

5. Решение проблемных ситуаций.

Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающем мире, развивать творческие способности, кругозор.

Взаимодействие с семьей

  • Консультация  по данной теме.
  • Обогащение предметно развивающей среды.
  • Подбор литературы и иллюстраций по данной теме.
  • Оформление стенда с родителями по данной теме.

2.4.2.Ресурсное обеспечение проекта

Программно-методическое обеспечение проекта

Комплексная программа

Парциальная программа

1. Программа воспитания ребенка - дошкольника под ред. О.В. Драгуновой Чебоксары, 1995.

1. С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия ее реализация в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 1999.

Учебно-наглядные пособия.

Информационные и технические средства обучения.

Таблицы

Плакаты

Картины

Иллюстрации

Макеты

Дидактический материал

Дидактические игры

    Телевизор

    Музыкальный центр со встроенным    

    DVD плеером, диски.

2.5. Мониторинг

(экологических знаний детей старшего дошкольного возраста)

Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 7. - С. 21-27.

Критерии сформированности экологических знаний:

- знания о неживой природе;

- уровень знания  по отношению к объектам живой и неживой природы;

- знания о временах года;

- уровень отношения к миру природы;

- знания о мире животных.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников:

(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, низкий – в 1 балл).

Цель:

  • Расширить представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе.
  • Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
  • Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
  • Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.

                           

Задание 1.

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?

- Где спряталась вода?

- Кто не может жить без воды?

- Где живёт вода?

- Кому нужна вода?

- Что такое кислый дождь?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

(ребёнок без труда отвечает на вопросы).

-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:

-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:

-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.

Средний уровень.

-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;

-называет отличительные признаки неживой природы;

-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.

Низкий уровень.

-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;

-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;

-затрудняется при ответе на вопросы.

Задание 2.

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.

Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».

Инструкция к проведению.

Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень.

-Ребёнок без труда отвечает по картинкам;

-правильно называет правила поведения в окружающей природе;

-анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.

Средний уровень.

-Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;

-отвечает на дополнительные вопросы;

-не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.

Низкий уровень.

-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;

-затрудняется при ответе на  вопросы;

-не может анализировать поступки людей к природе.

Задание 3.

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания времён года.

Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.

Инструкция к проведению

Педагог.

-Какое время года тебе нравится больше и почему?

-Назови времена года;

-назови три месяца осени;

-назови месяца весны и т.д.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

-Ребёнок правильно называет времена года;

-перечисляет их в нужной последовательности;

-знает характерные признаки каждого времени года;

-проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?

-по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;

-выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень.

-Ребёнок правильно называет времена года;

-иногда затрудняется назвать  их в нужной последовательности;

-в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

-на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;

-выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень.

-Ребёнок не всегда правильно называет времена года;

-затрудняется назвать их в нужной последовательности;

-не знает характерных признаков разных времён года;

-на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;

-не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4.

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень отношения к миру природы.

Инструкция к проведению

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

-как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными?

-если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?

-что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

-как мы можем помочь зимующим птицам?

-какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

-Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;

-знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

-понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

-без труда выражает своё отношение к проблеме.

Средний уровень.

-Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;

-в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

-иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

-может выразить своё отношение к проблеме.

Низкий уровень.

-Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;

-не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

-не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

-затрудняется выразить своё отношение к проблеме.

Задание 5.

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам:

-как называется животное (птица, насекомое)?

-что ты можешь рассказать о нём?

-твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Низкий уровень.

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

Высокий уровень.

(13- 15 баллов)

Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

Средний уровень.

(8 – 12баллов)

Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные

характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

Низкий уровень.

(5 – 7 баллов)

Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение 
к миру 
природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире 
животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

В средн. по группе

Проведенная диагностика показала, что на начало реализации проекта интерес к природе, явлениям в природе, т. е. с высоким уровнем знаний по экологическому воспитанию было 44% - 11 детей,  средним уровнем на начало учебного года обладало 32 % - 8 детей, низким - 24% (6 детей).

Следовательно, проведенная мною работа позволит детям к концу года лучше усвоить знания по экологическому воспитанию и повысить интерес к природе, они научатся любить ее, и применять свои знания в повседневной жизни. Установится тесный и дружеский контакт с родителями. Они будут более заинтересованными в воспитании экологической культуры у своих детей. Родители будут активнее участвовать в экологических праздниках и развлечениях, всячески помогать в их организации.

3. Заключение

Реализация проекта стимулирует повышению уровня развития экологической культуры, что привет к осознанному отношению к природе.

Успехом послужит:

  • Система работы по реализации проблемы;
  • Проведение праздников и развлечений и тесное сотрудничество с родителями;
  • Создание предметно – развивающей среды;
  • Подобранная методическая литература;
  • Профессиональное мастерство педагога.

По моему мнению, использование праздников и развлечений дают большую возможность для успешной реализации данного проекта. Репетиции и заучивание наизусть требует многократного повторения правил поведения в природе. Кроме того, дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями и другими взрослыми. Совместная творческая деятельность детей и родителей вызывает яркие положительные эмоции, дает возможность детям убедиться на практике в необычных свойствах окружающей среды, явлений в природе, и их взаимодействие между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Таким образом, с помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения.

Список литературы для педагога

1. Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа и условия ее реализация в детском саду. М. Мозаика-синтез. 1999 г.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. Мозаика – синтез. 2010 г.

3. Программа воспитания ребенка – дошкольника под ред. О.В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995 г.

4. Алексеев, С. В. Экология: наука и область образования:
Методические рекомендации. СПб, 1994.

5. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

7. Кавтарадзе Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестник народного образования. 1993.

8. Калегина Н.Г. Опыт по экологическому воспитанию дошкольников. - Казань, 1994 г.

9. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: АО МДС, 1999.

10. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск, 1996.

11. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 2001.

12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 2002.

13. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.

Список литературы для детей

1. Тайны природы: Рабочая тетрадь для занятия с детьми от 5 лет.- М.:Мозаика - Синтез 2011. – (Школа 7 гномов).

2. Экология для малышей: Рабочая тетрадь для занятия с детьми от 6 лет.-М.:Мозаика - Синтез 2011. – (Школа 7 гномов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Организация профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является актуальной темой в наше время. Дети у же с дошкольного возраста должны усвоить основные правила поведения на улице. Но, конечно, в детс...

Сценарий праздника "Уважайте Светофор!" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города

Уважайте Светофор!  (  праздник для детей  старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города) Цель. 1.  Уточнить и закрепит...

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге

Картотека дидактических игрна развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста о дорожных знаках, их назначении и правилах безопасного поведения на дороге....

Тематическое планирование по связи с другими видами деятельности в процессе обучения детей подготовительной к школе группы правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения

Тематическое планирование по связи с другими видами деятельности в процессе  обучения детей подготовительной к школе группы правилам безопасного поведения на дороге и  Правилам дорожного дви...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

В Федеральном государственном образовательном стандарте содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей формирования у детей осн...

"Практическое ознакомление детей раннего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения"

Во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей. ...