Конспект мастер – класса для воспитателей ДОУ на тему: "Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла
Конспект
мастер – класса
для воспитателей
на тему:
"Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Воспитатель:
Теряева Оксана Александровна
высшая квалификационная
категория
Орёл - 2019г
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия необходимые для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития их творческого потенциала;
- распространить педагогический опыт.
Задачи мастер-класса:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса.
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальную деятельность.
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Перемены, происходящие в нашей стране, определяют необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов.Педагоги стоят на пути выбора максимально действенных форм и методов в своей педагогической деятельности.
Детство - это радостная пора открытий, а какими они будут, эти открытия, несомненно зависит и от педагога, который находится рядом с ребенком. Сегодня мы поговорим об опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Следует сказать, что актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что развитие личности дошкольника неразрывно связано с усвоением им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментальная деятельность побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение имеет детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в дальнейшей учебной деятельности.
Работать по этой теме я начала с детьми второй младшей группы, т.к. уже в этом возрасте у детей возникает потребность в экспериментировании.
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Китайская пословица гласит:
" Расскажи мне - и услышу,
Покажи мне - и увижу,
Дай мне попробовать самому - и я запомню!".
Сегодня на нашем мастер- классе мы проверим верны ли слова этой пословицы, проведя несколько опытов, которые помогут педагогам в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста при изучении свойств предмета. Мы изучим некоторые свойства бумаги.
И я приглашаю фокус- группу для участия в мастер- классе (4-5 человек).
Опыт 1." Живая радуга"
Материал: салфетки бумажные, фломастеры, стакан с водой
- От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски ), располагая цвета друг за другом как на радуге.
- Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не касались. И наблюдаем, что получается.
Радуга поднимается по салфетке вверх!
Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода. С помощью этого опыта можно дать понять детям как «пьют» воду растения.
Опыт 2: "Шуршащая или поющая бумага"
Материал : листы разноцветной бумаги
Давайте проверим может ли бумага издавать звуки, петь?Возьмите разноцветную бумагу и выполните движение «стирка белья». что происходит?( бумага шуршит, скрипит).
Вывод: При смятии, трении – бумага издаёт звук.
Опыт 3." Вода и бумага»
Материал: цветки из бумаги, таз с водой, карандаши.
- Возьмите пожалуйста цветок в руки и с помощью карандаша закрути его лепестки .Теперь опустите цветы в наш водоем .Наблюдаем....Что происходит? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод : Лепестки цветка в воде раскрылись потому, что бумага в воде намокает и становится постепенно тяжелее.
Ну вот, коллеги, мы с вами провели простые опыты, которые помогут детям изучить свойства бумаги. Конечно, это не все свойства данного материала и чтобы изучить другие свойства есть и другие опыты.
Известный психолог П.П. Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать!"
Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы, педагоги, должны проводить различные опыты. Я желаю Вам в совершенстве овладеть этим искусством.
Спасибо вам за участие! Творческих вам успехов!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»
Опыт работы с детьми по экологическому воспитанию...
Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...
Мастер-класс для воспитателей "Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста" (с презентацией)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость...
Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.
1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
Опыт работы по теме: " Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Обобщение опыта работа по теме....
Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".
Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира"....