Готовность к школе
статья по теме

Октябрьская Оксана Петровна

В данной статье даются подробные ответы на все интересующие вопросы родителей по проблеме готовности к школе: что значит готов к обучению, какая должна быть подготовка и т.д. Также разработан тест "Нужен ли вашему ребенку логопед?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_vash_rebenok_k_shkole_statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

В школу готов!

«Быть готовым к школе – не значит

уметь  читать, писать и  считать.

 Быть готовым к школе – значит

 быть  готовым  всему этому научиться»

(Венгер Л.А.).

           Внимательные и думающие родители уже озадачены вопросом: ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ?

   До 6 -  летнего возраста ребёнка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, наконец, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребёнка, с точки зрения родителя, начинают возникать, и расти трудности, иногда приобретая хронический характер. Вот здесь-то и выясняется, что необходимые для школьного обучения особенности познавательной, личностной и социальной сферы ребенка не были вовремя сформированы.

          Что значит "готов к обучению"?

          Говоря обобщённо, к обучению в школе готов тот ребёнок, для которого школьные нагрузки не будут слишком напряженными ни в психологическом, ни в умственном плане и не ухудшат его здоровье. Ребёнок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.

Всё это значит, что он готов будет принять в качестве обучающей деятельности не игру, а учёбу. Нужно уметь сосредоточиться на  продолжительное время, удерживать внимание, не отвлекаться, слушать учителя, уметь высидеть целый урок, находить общий язык с одноклассниками.

             Какой должна быть подготовка к школе?

              Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Вы можете возразить:  «Наши дети хотят идти в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть». Но желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что: все его сверстники туда пойдут;   потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает всё новое!!! Ребёнок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки).

             Информацию о мотивации Вашего ребёнка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

           Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности Вашего ребёнка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире (умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения; знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны, имени родителей). Это определённая зрелость структур головного мозга и развитость  познавательной сферы (логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределение внимания и т.д.)  Для определения интеллектуальной готовности ребёнка следует прибегать к помощи специалиста – психолога.  

           Наконец, немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит и адекватность самооценки малыша (в норме для дошкольников характерна завышенная самооценка – например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжёлый», а не «Я слабый»);  у младшего школьника она может быть чуть завышенной, но не слишком, и, конечно же, не заниженной -  «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный»); и отношения со сверстниками (есть желание общаться, готов подчиняться правилам детской группы, следовать установленным ролям в игре), с учителем (понимаю и принимаю формальный характер общения на уроке с чётко установленными ролями – «учитель» - «ученик»). Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребёнка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до  самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Чем выше мы поднимаемся по лестнице, тем лучше там находятся люди. Чем ниже мы спускаемся по ступенькам, тем хуже люди там находятся. Предложите ребёнку определить, где его место, на какой ступеньке. Пусть поставит туда фишку и объяснит, почему (у младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – и выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия…).  

          Как бы и не подготовка вовсе…

Прогулки, коньки, лыжи, плаванье - все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребёнка. Поощряйте занятия, которые развивают мышление, фантазию, моторику: рисование, лепку, конструирование, вышивание.

Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память - это читать ребенку книги.  Сотрудничайте с ребёнком, не отказывайтесь от его помощи во взрослых делах.

Играйте в игры, где есть чёткие правила. Особое внимание уделяйте желанию ребёнка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, способности преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания. Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это ещё и пребывание в ней. Уметь одеваться и раздеваться, не теряя шарфы и перчатки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой; сложить рюкзак, быстро достать из рюкзака необходимое и т.д.

Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем всё то, о чём уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях – этому учатся только в семье.

     И последний  немаловажный   вопрос: НУЖЕН ЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ЛОГОПЕД?  Пройдя следующий тест, вы узнаете, нормально ли развивается речь вашего малыша, и не пора ли идти к логопеду?

Ответ ДА – 5 баллов;

Ответ  НЕТ– 0 баллов

1. Беременность матери протекала без осложнений?

2. Роды произошли в срок, без осложнений?

3. К 1 году ребенок употреблял 3–4 «лепетных» слова (МАМА, ПАПА, БАБА), понимал отдельные слова, соотносил их с конкретными предметами.

4. В год ребенок понимал простые инструкции, сопровождаемые жестами («Где мама?», «Дай ручку», «Нельзя»).

5. К двум годам употреблял предложения из двух-трех слов, понимал и правильно выполнял двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»). Имел словарный запас минимум 50 слов.

6. К 2,5 годам у ребенка сформировалась элементарная фразовая речь (простое предложение из 2 слов - "Дай куклу", "Пойдем гулять")

7. В 3 года ваш ребенок умеет правильно связывать разные слова в предложения. От простой фразы из двух слов он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа. Употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

8. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

9. К 5 годам обычно появляются звуки Р, Л. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. Исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает ВСЕМИ звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

10. К пяти годам ребенок полностью усвоил обиходный словарь. Пользуется обобщающими понятиями (одежда, мебель, посуда, овощи и т. д.).

Вы набрали 50 баллов из 50.

Поздравляем!

Речь вашего ребенка развивается в соответствии с возрастными нормами.

Наверняка, вы много внимания уделяете ребенку, занимаетесь с ним, разговариваете, читаете ему. Так держать!


Вы набрали  меньше 50  баллов

Скорее всего, вам необходимо посетить логопеда!

Если речь Вашего ребенка значительно отличается от возрастных норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье.

Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в три года и затем ежегодно – с профилактической целью.

Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....