"Особенности взаимоотношений близнецовых пар с группой в дошкольном и младшем школьном возрасте".
методическая разработка на тему

Зимина Оксана Геннадьевна

Актуальность выбранной темы объясняется потребностью практики, а также в том, что данная проблема мало изучена, остается круг нерешенных, слабо освещенных в научной литературе вопросов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зимина О.Г. , педагог-психолог

г. Саратов

Особенности взаимоотношений близнецовых пар с группой в дошкольном и младшем школьном возрасте.

На земле живет не меньше 60 миллионов близнецов, из которых приблизительно одна треть похожа друг на друга, как две капли воды. Это так называемые монозиготные близнецы, у которых набор генов абсолютно одинаков. У близнецов другого типа - дизиготных - совпадает приблизительно половина генов.

Разнояйцовые близнецы могут быть разного пола, и часто они похожи друг на друга не больше, чем обыкновенные братья и сестры; их обычно называют “двойняшками”.

Появление на свет одновременно двух или более младенцев всегда вызывало особенный интерес у окружающих, а в некоторых древних культурах рождение близнецов воспринималось как событие, имеющее религиозный, мистический смысл.

Мы уже далеко ушли от тех времен, но близнецы и сегодня воспринимаются обыденным сознанием как нечто необыкновенное, и не без оснований. Наукой до сих пор точно не установлено, под влиянием каких факторов развивается многоплодная беременность, почему количество рождений близнецов разное у разных народностей, в разных странах, почему их рождается больше или меньше в зависимости от некоторых социальных условий (так, во время войн частота близнецовых родов снижается). В нашей стране близняшки рождаются примерно один раз на 80-100 родов. Все семьи, имеющие детей, сталкиваются с некоторыми общими трудностями, хотя, конечно, в близнецовых семьях они выражены ярче, и их разрешение требует от родителей гораздо больших усилий. Некоторые проблемы типичны только для близнецовых семей, и дело здесь не только в том, что близнецов появляется на свет сразу двое, а проблемы умножаются на два.

В чем же истоки специфически “близнецовых” трудностей развития?

Знание этих особенностей и проблем, возникающих в процессе воспитания близнецов, необходимо не только родителям, но и учителям и всем, кто работает с детьми.

Актуальность выбранной темы объясняется потребностью практики, а также в том, что данная проблема мало изучена, остается круг нерешенных, слабо освещенных в научной литературе вопросов. Сведения по данной теме  крайне противоречивы и требуют уточнения и дополнительной проработки. Кроме того, в настоящее время, мы в своей практической деятельности наблюдаем увеличение количества близнецовых пар среди детей, поступающих в ДОУ. Близнецами также являются дети автора работы, что обусловило личный интерес к данной проблеме.

Объектом исследования в этой работе явились взаимоотношения монозиготных и дизиготных пар близнецов с группой и внутри нее.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить и изучить особенности во взаимоотношениях близнецовых пар с группой, найти способы, облегчающие процесс адаптации близнецовых пар в группе.

В проблеме взаимоотношения близнецовых пар с группой в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, по нашему мнению, выделить два аспекта:

- со стороны членов близнецовой пары;

- со стороны членов группы и руководителя группы.

При наблюдении за поведением близнецов в группе можно отметить, что поначалу, будучи отделены от матери и помещены в новую для них группу, близнецы, как правило, легко адаптируются и не проявляют сильного беспокойства. Однако их общение замыкается в течение довольно длительного времени исключительно друг на друге. В редких случаях, их удается вовлечь в какие-то общие игры с участием взрослого (воспитателя), но сами они не проявляют к этому инициативы. Как правило, это не вызывает у взрослых никакого беспокойства, так как близнецы в коллективе – дети «не проблемные». В отличие от других не проявляют агрессии, не лезут, куда не надо. Не плачут, не замыкаются, а тихонько играют «в уголке» друг с другом.

Также близнецы легко поддаются ритуалу прощания, отношения с близкими взрослыми не нарушаются, их двигательная активность практически не изменяется.

На отношение членов группы к близнецовой паре, особенно в младшем возрасте, большое влияние оказывает то, как к ним относится руководитель группы (воспитатель). Какой тон он задаст, такой и будет поддерживаться детьми с большей вероятностью на всех фазах существования группы. Поэтому уделим некоторое внимание вопросу, как воспринимаются близнецы в современном обществе.

Хотя в наше время появление близнецов стало довольно частым явлением, большинство людей склонны рассматривать их как некую «диковинку», что-то необычное, а не как двух или более отдельных субъектов. Двое детей в одной коляске в одинаковой одежде, похожие друг на друга, приковывают к себе взгляды прохожих и заставляют детей «тыкать» пальцем. Многие склонны рассматривать их как единое целое, две половинки, не мыслимые друг без друга. Эта же позиция часто просматривается и во многих группах детского сада. Воспитатель обращается к близнецам либо по фамилии, либо безликим «сестры», «братья», либо, в лучшем случае, называет сразу два имени.

По отношению к монозиготным близнецам, позиция воспитателя иногда очень утрируется -  один общий шкафчик, один пенечек для вылепленной работы, одно стихотворение на праздник пополам и обращение либо «сестры», либо по фамилии.

Дети – члены группы перенимают отношение воспитателя  к близнецовой паре. В частности, перенимается не только обращение, но и само отношение. К слову, это справедливо не только по отношению к близнецам. Если воспитатель вешает на какого-то ребенка ярлык – «плохой, хулиган», то и дети сами говорят про этого ребенка, что он плохой, не желают с ним общаться, он оказывается «непринятым» при составлении социометрии.

При анализе социометрии групп с близнецовыми парами в младшем дошкольном возрасте (младшая, средняя группы детского сада) видно, что близнецы в основном оказываются в статусе «принятых» (один выбор – со стороны своего со-близнеца – они имеют всегда, и это не зависит от возраста). Хотя можно говорить о «изолированности» этих детей от группы, так как в большинстве случаев в возрасте до 3,5-4,5 лет близнецы довольствуются обществом друг друга, и если для воспитателя важна лишь дисциплина в группе, он не станет привлекать их к общей игре, так как их «изолированное» поведение полностью устраивает «слишком занятых» воспитателей. Хотим заметить, что привлекательность близнецов для других детей в группе в этот возрастной период, будет также зависеть от отношения к ним воспитателя. Так, если близнецы преуспевают на занятиях, и заслуживают явное одобрение со стороны воспитателя, то другие дети будут стремиться к общению с ними, несмотря на отсутствия желания к такому общению со стороны близнецов. Выборы со стороны детей в этом возрасте обычно осуществляются сразу двух близнецов, особенно монозиготных, дети не делают различий между ними, относясь к ним как к единому целому.

С возрастом и по мере увеличения общительности близнецов, их статус постепенно меняется. В старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа детского сада) статус ребенка уже не так сильно зависит от отношения к нему воспитателя, хотя социальные успехи ребенка, его активность также важна. Близнецы чаще оказываются в категории «предпочитаемых» детей. Хотя из всех исследуемых нами пар, статус «звезды» не имел ни один ребенок из близнецовых пар. Что примечательно, для монозиготных пар количество выборов остается примерно одинаковым, то есть для детей по-прежнему представляется трудным дифференцировать близнецов. Их выбирают одни и те же дети, у них одинаковый статус. Для дизиготных и разнополых близнецов, характерно различное количество выборов. Их выбирают разные дети.

В младшем школьном возрасте эта разница еще больше усиливается. Как раз в этот период, как нам кажется, происходит довольно резкая сепарация близнецов друг от друга, особенно дизиготных. У них появляются новые друзья, да и отношение учителя не может быть одинаковым. Теперь «значимый взрослый», коим является учитель, вынужден оценивать каждого члена из близнецовой пары, независимо от другого, и формировать свое отношение к каждому индивидуально. Здесь нельзя вызвать к доске сразу обоих или обратиться к ним «сестры»… Несомненно, это оказывает очень большое значение на изменение отношения членов класса к близнецам. Неизменным при проведении социометрии в младшем школьном возрасте оказывается  наличие выбора со стороны со-близнеца. Таким образом, у близнецов не может быть статуса ниже «принятого» и в младшем школьном возрасте.

Таким образом, на отношение группы сверстников к близнецам оказывают влияние их возраст и моно- или дизиготность. Монозиготные близнецы в основном продолжают восприниматься в единстве, хотя объективно в младшем школьном возрасте их сепарация друг от друга усиливается благодаря требованиям учебной деятельности и обогащению широкой социальной активности. Дизиготные близнецы быстрее и легче начинают восприниматься как отдельные личности, у них сильнее выражены различия круга общения, что подтверждают результаты социометрии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Адаптация близнецов, отданных в одну группу детского сада (класс) проходит значительно легче, чем у одиночно рожденных детей. Они менее остро переживают разлуку с матерью и домом вследствие того, что рядом с каждым из них постоянно находится «кусочек дома, привычного» - его со-близнец. Поэтому мы категорически не согласны с рекомендациями некоторых специалистов о разделении близнецов в разные группы или классы. Считаем, что это вызовет дополнительный стресс у детей, и так находящихся в стадии адаптации к новым условиям.
  2. Для лучшего развития индивидуальности и облегчение сепарации детей друг от друга, рекомендуется разделять детей внутри группы, так, чтобы они все же находились в поле зрения друг друга, но занимались бы при этом разными видами деятельности. Давать им разные задания (один дежурный по кухне, другой занимается с воспитателем), на занятиях и за едой сажать их за разные столы, укладывать на кроватки в разных частях спальни. По возможности брать их в разные игры, танцы. На праздниках и утренниках давать им разные роли. В каждом «близнецовом» случае следует специально побеседовать с воспитателями, чтобы они не утрировали «близнецовость» детей, называли по именам каждого, подходили к каждому ребенку, как к отдельному субъекту.
  3. Близнецы в дошкольном возрасте часто выбирают себе одного друга «на двоих», образуя с ним своеобразную «триаду» - эти отношения могут сохраняться довольно длительное время. Но мы все же рекомендуем развивать общительность близнецов, мягко подталкивать их к новым контактам, бывать чаще в обществе многих незнакомых детей. С поступлением в школу круг общения близнецов расширяется и уже может иметь различия внутри пары, особенно это заметно в случае с дизиготными и тем более разнополыми близнецами. Монозиготные близнецы дольше сохраняют общность своей дружбы с одним ребенком.

Таким образом, из проведенного нами исследования видно, что проблема близнецовых пар в науке исследована мало и остается еще множество нераскрытых тем и вопросов. Близнецы, особенно монозиготные, таят в себе множество загадок и представляют собой  неисчерпаемый источник для научных исследований и изысканий. Близнецы как особая группа требуют специального психолого-педагогического внимания, поскольку их психическое развитие во многом отличается от развития одиночнорожденных, причем эти отличия таковы, что без профилактической работы они могут привести к отставанию близнецов в интеллектуальном развитии и к формированию у них личностных черт, мешающих социальной адаптации. В общей форме специфика развития близнецов описывается “феноменом близнецовости” - субъективным восприятием себя прежде всего как члена пары, а не отдельной личности (Р.Заззо). Этот феномен достаточно детально исследован. Показано, с одной стороны, что и общество, и семья, и, в конечном счете, сами близнецы склонны подчеркивать свою принадлежность к паре, и с другой стороны, что именно в нем кроются психологические причины формирования нежелательных личностных характеристик. В младшем детском возрасте минимизация общения со взрослым, подмена его общением со сверстником - своим со-близнецом - приводит к отставанию в речевом развитии и, как следствие этого, к задержкам общего психического развития. В юношеском возрасте и у взрослых возникают иные, но тоже специфически близнецовые проблемы.

В нашей работе мы выяснили, что отношения близнецовых пар с группой имеют свою специфику:

  1. Их адаптация проходит легче, чем у одиночнорожденных детей в случаях, когда они помещаются в одну группу (класс);
  2. Они очень медленно «вливаются» в коллектив, но почти всегда оказываются в статусе «принятых» или «предпочитаемых»;
  3.  Статусы монозиготных близнецов в большинстве случаев одинаковы, их выбирают одни и те же дети;
  4. В начальных классах усиливается отделение близнецов друг от друга, усиливается их активность и общительность;
  5. Отношение близнецов как к единому целому утрируется в случаях с монозиготными парами и требует отдельной проработки и особого внимания со стороны родителей или других значимых взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

Тема по самообразованию учителя –дефектолога Зайцевой Е.А. «Изучение особенностей детей с психопатиями дошкольного и младшего школьного возраста»

Изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и пров...

Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Дошкольный возраст- это период активного освоения социального пространства. Ребёнок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение с...

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста

Материал выступления на I Международной научно-практической конференции "Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...