Доклад на тему: "Подготовка руки к письму"
материал по теме

Доклад на тему: "Подготовка руки к письму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ruki_k_pismu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму

«Источники способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.    

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

  1. низкий темп письма;
  2. быстрая утомляемость при письме;
  3. неровная, « дрожащая» линия;
  4. «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
  5. слишком сильный нажим;
  6. трудности в воспроизведении формы графических элементов;
  7. несоблюдение размера графических элементов;
  8. несоблюдение наклона письма;
  9. большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
  10. нежелание выполнять письменные упражнения.

Письмо первоклассника – это продукция (хорошая или плохая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.

Определить уровень развития мелкой моторики можно следующим образом: (см тест№1)

Также о развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок(тест№2)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

ТЕСТ №1

Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Если кисть развита слабо. Ребенок склонен ее фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

ТЕСТ №2

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.

Поэтому подготовку руки ребенка к письму нужно начинать задолго до начала школьного обучения.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность.

Какие же можно использовать приемы и упражнения:

  1. Знакомство с пальчиками.

1,2,3,4,5- вышли пальчики гулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик хоть и мал.

Очень ловок и удал.

  1. Пальчиковая гимнастика с предметами.                                                            

       а)   Я использую для этого карандаш, который во время гимнастики временно превращается в игрушку или занимательный предмет.

        - Ребята, карандашом можно не только рисовать, но и играть с ним. Хотят  ваши пальчики поиграть с карандашом ?

Упражнения с карандашом: «Качели», «Ходьба с коромыслом», «Лягушка», «Переверни тарелку», «Закрутим винтик», «Трудолюбивый муравей», «Нажми на кнопку» и т.д. (см О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами».

       б) Упражнения с катушкой из-под ниток. «Закрой дырочку», Самомассаж ладоней, «Штанга», «Не отдам».

       в) Упражнения с колечком из резинки. Раздвигать пальцы, растягивая резиновое  колечко.

       Также для гимнастики пальчиков использую массажные мячики, сухой бассейн; пластмассовые стаканчики, в которых разные сыпучие вещества: крупа, песок, мелкие камешки. «Мешаем воду» каждым пальцем поочередно

по часовой стрелке и против, кисть держать неподвижно; приподнимание пальцев поочередно от мизинца ведущей руки к мизинцу другой с

проговариванием слоговых рядов. Ладони при этом плотно прижаты к столу.

3. Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихов.

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем           (средний и указательный пальчики «шагают»

Неразлучные идем.                      по столу)

Мы гуляем по лугам,                  (дети загибают по одному пальчику, начиная

По зеленым берегам,                   с большого)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,              

После лезем под кровать,            

Будем там тихонько спать.              (укладывают ладони на стол)

4. Графические упражнения.

   Для того чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий. Его нужно заинтересовать.

- Проведи прямые линии от каждой капельки до земли.

- Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.

- Помоги парашютистам приземлиться на землю.

- Прокати клубочки по дорожкам.

- Проведи зверят по дорожкам.

- Прокати машинки по мостикам.

- Посади каждую бабочку на свой цветок.

Ребенок должен провести линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки.

Сначала предлагаю детям простые «дорожки» (широкие, прямые) затем можно усложнить ( «дорожки» узкие, извилистые). «Дорожки» могут быть горизонтальными и вертикальными.

Использую пособие (картон, вставленный в файл), на котором дети проводят линии фломастером.

- Проложи дорожки к любимой еде животных.

- Проведи по извилистой дорожке.

- Объедини предметы в пары.

   Детям очень нравится копировать рисунки с помощью копировальной бумаги или переводить рисунок на кальку (прозрачную бумагу).

- Обвести фигуры, не отрывая карандаш от бумаги.

- Соедини по точкам.

5. «Пересеченные контуры».

Даются наложенные друг на друга контурные изображения нескольких предметов. Предлагаю ребенку назвать все предметы в группе, а затем отгадать загадку и раскрасить тот предмет, о котором говорится в загадке. Раскрашивать выбранный предмет ребенок должен полностью, не обращая внимания на пересекающие его контур линии.

- Раскрась рисунок так, чтобы дерево оказалось за домом.

- Раскрась рисунок так, чтобы дерево оказалось перед домом.

- Посади белку перед деревом.

- Спрячь белку за дерево.

- Посади ежика на листья.

- Спрячь ежика за листья.

Такие задания помогают предотвратить нарушения чтения и письма.

.

6. «Зашумленные предметы».

Данное упражнение развивает зрительное восприятие.

Посмотрите и ответьте, какой предмет спрятал художник. Предмет обвести пальцем, а затем прорисовать через кальку. Обводить нужно точно по контуру.

7. Рисование по трафаретам.

8. Штриховка.

Штриховка является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитию таких важных для будущего школьника качеств, как внимание, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.

- Штриховка прямыми вертикальными линиями сверху - вниз.

- Штриховка горизонтальными линиями слева - направо.

- Штриховка наклонными линиями сверху - вниз.

- Штриховка клубочками (круговыми движениями, имитирующими наматывание и разматывание нити).

- Штриховка полукругами (чешуя рыбы, черепица крыши)

- Штриховка крупными петельками.

Знакомлю детей с правилами штриховки.

  1. штриховать только в заданном направлении (оно указано стрелочкой)
  2. соблюдать одинаковые расстояния между линиями
  3. не заходить за контуры рисунка

Дети повторяют вначале в воздухе и лишь после этого начинают самостоятельно штриховать.

9. Дорисуй картинку.

Задание: дорисуй вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую.

- Ребята, здесь нарисованы плоды, только я никак не могу понять, какие.

Удав по секрету шепнул мне, что надо подставить к картинке зеркало, и тогда увидишь, что нарисовано.Только как же это сделать?

Предложить ребенку дорисовать и раскрасить плоды.

10. Нарисуй такую же картинку.

11. Продолжи узор.

- Ребята у меня порвались бусы, вы не поможете мне их собрать? Только нужно соблюдать последовательность.

- Обведи бусинки.

- Дорисуй бусы, соблюдая последовательность.

- Собери новогоднюю гирлянду.

12. Работа в тетради. Графические диктанты.

Рисуя и штрихуя в тетради, ребенок учится ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки. Графические диктанты помогут подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, устойчивое внимание, научат ловкости при обращении с ручкой и карандашом.

- Слушай внимательно и проводи линии под диктовку.

Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.

До  5,5лет – 5 минут.

От 5,5лет – 6,5лет – 10 минут.

Старше 6,5лет – 15 минут.

Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. Это может привести к писчему спазму и нежеланию выполнять письменные работы в школе.

Написание – скучное и утомительное занятие, поэтому ребенка нужно постараться заинтересовать.

Занятия стараюсь построить в игровой форме.

Кто - то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца

Что щекочет мне в лицо?

Может это воробьишка

Пролетая обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

- Хотите узнать, от кого пришло письмо?

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И елочек. Я…(осень)

- Как догадались, что это осень?

- Ребята, посмотрите, что прислала нам Осень. (полную корзину фруктов)

-Как вы думаете, почему Осень прислала нам фрукты?

- Ребята, Осень просит помочь ей собрать урожай. Поможем?

Нужно собрать яблоки в корзину.

Работа в тетради.

Перевести на кальку яблоко и заштриховать его.

(Дети вспоминают как правильно держать карандаш и правила штриховки)

Пальчиковая гимнастика.

Вырезание яблок и складывание их в корзину.

-Ребята, а где растут яблоки? (на яблоне, в саду)

-Давайте поиграем в игру, которая называется «Садовник».

Игра «Садовник» на координацию речи с движением.

Мы вчера в саду гуляли.               ( Идут по кругу, взявшись за руки

Мы смородину сажали.                  изображают, как копают яму и

                                                          сажают в нее куст)

Яблони белили мы                         (Движения правой рукой вверх-

Известью, белилами.                      вниз)

Починили мы забор,                      (Имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:                      (Стоят лицом в круг. В центр выходит

- Ты скажи,                                      один ребенок. Ведут диалог)

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

-Дам в награду                                (  На каждое название фруктов загибают    

Слив лиловых,                                 по одному пальцу на обеих руках,

Груш медовых,                                начиная с большого)

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

- Осень разукрасила лес в разные цвета.

«Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный…»

-А вы хотите побывать в роли художника?

Разукрашивание листьев.

( на большом плакате нарисован ковер из листьев, дети рисуют на полу красками)

Итог занятия.

- Понравилось занятие? Чем вам понравилось заниматься?

Я думаю, что Осень довольна вашей работой.

                  Доклад подготовила Корсакова Н.А.

(воспитатель логопедической группы

1 квалификационной категории)

   

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»

В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....

Доклад на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков»

Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артику...

Доклад на тему «Готовим руку к письму»

                                                      ...

Выступление на МО. Доклад на тему: «Подготовка и проведение мероприятий с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки»

В данном материале представлен доклад на тему: "Подготовка и проведение мероприятий с родителями в контексте истоковедения по программе "Социокультурные истоки"....

доклад на МО "Готовим руку к письму"

доклад на МО "Готовим руку к письму"...

Доклад на тему: «Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми.»

Детский возраст, это период становления личности и развития ребенка....

Доклад на тему «Подготовка детей к обучению грамоте» (6-7 лет)

laquo;Подготовка детей к обучению грамоте» (6-7 лет)...