Доклад на тему: "Подготовка руки к письму"
материал по теме
Доклад на тему: "Подготовка руки к письму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_ruki_k_pismu.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка руки к письму
«Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
- низкий темп письма;
- быстрая утомляемость при письме;
- неровная, « дрожащая» линия;
- «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
- слишком сильный нажим;
- трудности в воспроизведении формы графических элементов;
- несоблюдение размера графических элементов;
- несоблюдение наклона письма;
- большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
- нежелание выполнять письменные упражнения.
Письмо первоклассника – это продукция (хорошая или плохая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.
Определить уровень развития мелкой моторики можно следующим образом: (см тест№1)
Также о развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок(тест№2)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ТЕСТ №1
Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Если кисть развита слабо. Ребенок склонен ее фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ТЕСТ №2
О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.
Поэтому подготовку руки ребенка к письму нужно начинать задолго до начала школьного обучения.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность.
Какие же можно использовать приемы и упражнения:
- Знакомство с пальчиками.
1,2,3,4,5- вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал.
Очень ловок и удал.
- Пальчиковая гимнастика с предметами.
а) Я использую для этого карандаш, который во время гимнастики временно превращается в игрушку или занимательный предмет.
- Ребята, карандашом можно не только рисовать, но и играть с ним. Хотят ваши пальчики поиграть с карандашом ?
Упражнения с карандашом: «Качели», «Ходьба с коромыслом», «Лягушка», «Переверни тарелку», «Закрутим винтик», «Трудолюбивый муравей», «Нажми на кнопку» и т.д. (см О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами».
б) Упражнения с катушкой из-под ниток. «Закрой дырочку», Самомассаж ладоней, «Штанга», «Не отдам».
в) Упражнения с колечком из резинки. Раздвигать пальцы, растягивая резиновое колечко.
Также для гимнастики пальчиков использую массажные мячики, сухой бассейн; пластмассовые стаканчики, в которых разные сыпучие вещества: крупа, песок, мелкие камешки. «Мешаем воду» каждым пальцем поочередно
по часовой стрелке и против, кисть держать неподвижно; приподнимание пальцев поочередно от мизинца ведущей руки к мизинцу другой с
проговариванием слоговых рядов. Ладони при этом плотно прижаты к столу.
3. Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихов.
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают»
Неразлучные идем. по столу)
Мы гуляем по лугам, (дети загибают по одному пальчику, начиная
По зеленым берегам, с большого)
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол)
4. Графические упражнения.
Для того чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий. Его нужно заинтересовать.
- Проведи прямые линии от каждой капельки до земли.
- Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.
- Помоги парашютистам приземлиться на землю.
- Прокати клубочки по дорожкам.
- Проведи зверят по дорожкам.
- Прокати машинки по мостикам.
- Посади каждую бабочку на свой цветок.
Ребенок должен провести линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края дорожки.
Сначала предлагаю детям простые «дорожки» (широкие, прямые) затем можно усложнить ( «дорожки» узкие, извилистые). «Дорожки» могут быть горизонтальными и вертикальными.
Использую пособие (картон, вставленный в файл), на котором дети проводят линии фломастером.
- Проложи дорожки к любимой еде животных.
- Проведи по извилистой дорожке.
- Объедини предметы в пары.
Детям очень нравится копировать рисунки с помощью копировальной бумаги или переводить рисунок на кальку (прозрачную бумагу).
- Обвести фигуры, не отрывая карандаш от бумаги.
- Соедини по точкам.
5. «Пересеченные контуры».
Даются наложенные друг на друга контурные изображения нескольких предметов. Предлагаю ребенку назвать все предметы в группе, а затем отгадать загадку и раскрасить тот предмет, о котором говорится в загадке. Раскрашивать выбранный предмет ребенок должен полностью, не обращая внимания на пересекающие его контур линии.
- Раскрась рисунок так, чтобы дерево оказалось за домом.
- Раскрась рисунок так, чтобы дерево оказалось перед домом.
- Посади белку перед деревом.
- Спрячь белку за дерево.
- Посади ежика на листья.
- Спрячь ежика за листья.
Такие задания помогают предотвратить нарушения чтения и письма.
.
6. «Зашумленные предметы».
Данное упражнение развивает зрительное восприятие.
Посмотрите и ответьте, какой предмет спрятал художник. Предмет обвести пальцем, а затем прорисовать через кальку. Обводить нужно точно по контуру.
7. Рисование по трафаретам.
8. Штриховка.
Штриховка является одним из методов подготовки дошкольников к обучению письму. Эти упражнения способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитию таких важных для будущего школьника качеств, как внимание, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.
- Штриховка прямыми вертикальными линиями сверху - вниз.
- Штриховка горизонтальными линиями слева - направо.
- Штриховка наклонными линиями сверху - вниз.
- Штриховка клубочками (круговыми движениями, имитирующими наматывание и разматывание нити).
- Штриховка полукругами (чешуя рыбы, черепица крыши)
- Штриховка крупными петельками.
Знакомлю детей с правилами штриховки.
- штриховать только в заданном направлении (оно указано стрелочкой)
- соблюдать одинаковые расстояния между линиями
- не заходить за контуры рисунка
Дети повторяют вначале в воздухе и лишь после этого начинают самостоятельно штриховать.
9. Дорисуй картинку.
Задание: дорисуй вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую.
- Ребята, здесь нарисованы плоды, только я никак не могу понять, какие.
Удав по секрету шепнул мне, что надо подставить к картинке зеркало, и тогда увидишь, что нарисовано.Только как же это сделать?
Предложить ребенку дорисовать и раскрасить плоды.
10. Нарисуй такую же картинку.
11. Продолжи узор.
- Ребята у меня порвались бусы, вы не поможете мне их собрать? Только нужно соблюдать последовательность.
- Обведи бусинки.
- Дорисуй бусы, соблюдая последовательность.
- Собери новогоднюю гирлянду.
12. Работа в тетради. Графические диктанты.
Рисуя и штрихуя в тетради, ребенок учится ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки. Графические диктанты помогут подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, устойчивое внимание, научат ловкости при обращении с ручкой и карандашом.
- Слушай внимательно и проводи линии под диктовку.
Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.
До 5,5лет – 5 минут.
От 5,5лет – 6,5лет – 10 минут.
Старше 6,5лет – 15 минут.
Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. Это может привести к писчему спазму и нежеланию выполнять письменные работы в школе.
Написание – скучное и утомительное занятие, поэтому ребенка нужно постараться заинтересовать.
Занятия стараюсь построить в игровой форме.
Кто - то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца
Что щекочет мне в лицо?
Может это воробьишка
Пролетая обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- Хотите узнать, от кого пришло письмо?
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Я не касаюсь сосен
И елочек. Я…(осень)
- Как догадались, что это осень?
- Ребята, посмотрите, что прислала нам Осень. (полную корзину фруктов)
-Как вы думаете, почему Осень прислала нам фрукты?
- Ребята, Осень просит помочь ей собрать урожай. Поможем?
Нужно собрать яблоки в корзину.
Работа в тетради.
Перевести на кальку яблоко и заштриховать его.
(Дети вспоминают как правильно держать карандаш и правила штриховки)
Пальчиковая гимнастика.
Вырезание яблок и складывание их в корзину.
-Ребята, а где растут яблоки? (на яблоне, в саду)
-Давайте поиграем в игру, которая называется «Садовник».
Игра «Садовник» на координацию речи с движением.
Мы вчера в саду гуляли. ( Идут по кругу, взявшись за руки
Мы смородину сажали. изображают, как копают яму и
сажают в нее куст)
Яблони белили мы (Движения правой рукой вверх-
Известью, белилами. вниз)
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком)
Завели мы разговор: (Стоят лицом в круг. В центр выходит
- Ты скажи, один ребенок. Ведут диалог)
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
-Дам в награду ( На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках,
Груш медовых, начиная с большого)
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
- Осень разукрасила лес в разные цвета.
«Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный…»
-А вы хотите побывать в роли художника?
Разукрашивание листьев.
( на большом плакате нарисован ковер из листьев, дети рисуют на полу красками)
Итог занятия.
- Понравилось занятие? Чем вам понравилось заниматься?
Я думаю, что Осень довольна вашей работой.
Доклад подготовила Корсакова Н.А.
(воспитатель логопедической группы
1 квалификационной категории)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»
В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....
Доклад на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков»
Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артику...
Выступление на МО. Доклад на тему: «Подготовка и проведение мероприятий с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки»
В данном материале представлен доклад на тему: "Подготовка и проведение мероприятий с родителями в контексте истоковедения по программе "Социокультурные истоки"....
доклад на МО "Готовим руку к письму"
доклад на МО "Готовим руку к письму"...
Доклад на тему: «Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми.»
Детский возраст, это период становления личности и развития ребенка....
Доклад на тему «Подготовка детей к обучению грамоте» (6-7 лет)
laquo;Подготовка детей к обучению грамоте» (6-7 лет)...