Доклад на тему «Подготовка детей к обучению грамоте» (6-7 лет)
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Баруткина Евгения Алексеевна

 «Подготовка детей к обучению грамоте» (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_obuchenie_gramote_.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Подготовка детей к обучению грамоте» (6-7 лет)

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

В соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.


Предпосылки к обучению грамоте:

- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте:

- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;

- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);

- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

- развитие умения вслушиваться в слово;

- выделять звуки;

- различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

- последовательно выделять звуки;

- устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте позволяют выделить  содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:

  • ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением и его словесным составом;
  • деления предложения на слова, составление из слов (2-4) предложений;
  • членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

- устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черном цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ - схемы (длинная полоска бумаги - предложение, короткие полоски - слова).

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (15 согласных, которые могут быть твердыми и мягкими, 3 только твердые: ш-ж-ц, 3- только мягкие: ч-щ-й. (+ 4 йотированных гласных), буквы ь, ъ знак, формирование механизма чтения.

Этапы работы по обучению грамоте.

Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры:  «Услышишь – хлопни»;«Узнай, что звучит?»; «Где звучит колокольчик?»; «Покажи картинку»;«Громко – тихо»; «Кто сказал?».

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

Возраст от 6 до 7 лет

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Отрабатывать интонационную выразительность речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).

Подготовка к обучению грамоте.

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша, Маша, малина, берёза) на части.

 Учить составлять слова из слогов (устно).

 Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Звуковая культура речи.

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).

Содержание образовательной деятельности.

     Педагогический работник способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит коррекцию имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Подготовка к обучению грамоте.

     Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Знакомить детей с буквами. Учить детей чтению слогов, слов, простых предложений из 2-3 слов, выкладывать слова из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель воспитывается у дошкольников интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; учит интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове. Педагоги учат детей определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; читать простые слова и фразы; р

    Таким образом Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает:

Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты.

В старшей группе:

  1.     1. освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности: учить определять звуки в слове, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
  2.    2. формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учит понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.
  3. 3. подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
  4. В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Дети этого возраста обладают сензитивностью к знаковой системе, испытывая интерес к узнаванию новых букв и тягу к чтению. Развитие фонетической знаковой стороне речи проводится в следующем направлении. Дети составляли из цветных фишек слова, подбирали по заданным моделям различной звуковой конструкции 3-х, 4-х, и 5-ти звуковые слова, знакомятся с анализом предложения, состоящего из 3-5 слов, и его графическим моделированием. ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; читать простые слова и фразы; разгадывать детские кроссворды и решать ребусы.
  5.        В плане подготовки руки к письму, дети знакомятся с буквами русского алфавита. В овладении графическими навыками, дети  обводят предметы по контуру, штрихуют предмет внутри контура, выполнять графические диктанты; копируют и дорисовывают фигуры, осваивают основные элементы письменных букв, работают в рабочей строке.
  6. Далее эти умения будут совершенствоваться в школе.

       В результате, к концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность; задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов; проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы.

     Таким образом, дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему«Подготовка детей к обучению грамоте»

Благодаря родному языкуребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды иубеждения, а также оказывает огромную услугу...

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для педагогов по теме «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Баловнева Таслима Рафаиловна...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в старшей группе

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте?  Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном...

Практикум для воспитателей на тему «Подготовка детей к обучению грамоте»

Повышение компетентности педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....