Доклад на тему «Готовим руку к письму»
консультация (старшая группа) на тему
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой
моторики руки у детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Учителя
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности
навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует
слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и произвольного внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой
моторики руки у детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Учителя
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности
навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий
выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует
слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность
руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс
трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами:
(положением тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием
необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции
движений и т.д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения
технической стороне письма необходим определенный уровень
психофизиологического развития ребенка, и не только руки, прежде всего
мышления, памяти, внимания, способности к зрительному восприятию объектов.
Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше
делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то
сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах
связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство
родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной нагрузке
на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще
учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.
Для развития мелкой моторики рук используем следующие приемы и упражнения:
1. Массаж кистей рук;
2. Пальчиковую гимнастику и физкультминутки;
3. Пальчиковые игры: со стихами, скороговорками, со счетными палочками;
4. Пальчиковый театр;
5. Лепку из пластилина;
6. Аппликацию;
7. Работу с бумагой в технике «Оригами»;
8. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т. д;
9. Использование мелких предметов (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);
10. Рисование по трафаретам;
11. Дорисовку (по принципу симметрии);
12. Штриховку;
13. Графические диктанты;
14. Лабиринты;
15. Копирование (по точкам, по образцу);
16. Специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Предлагаем некоторые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно
заниматься в детском саду и дома.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким - либо однородным
наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 2-3
минуты как – бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд
другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Игры - лабиринты. Взрослый и ребенок продвигаются по заранее нарисованному лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый – для ребенка. И каждый старается нарисовать посложнее).
3. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Сначала выложите рисунок
сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того,
как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему
придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить
неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и т.д.
4. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами
берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод),
потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую
горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
5. «Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для
волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит
в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов
сначала в одну сторону, а затем в другую. Выполнять сначала одной рукой,
потом другой.
6. Строим «сруб» и спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб,
тем лучше.
7. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем
опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
Графические диктанты, помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что дает возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок
косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто
раскрасить.
Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую
работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть
карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное
внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать
по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них
формируются необходимые каллиграфические умения.
Литература:
1. Агапова И. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи М. ООО
ИКТЦ « Лада», 2011-200 с.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
– М.:ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).
3. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой
моторики И.Д. «Литера», 2008.-32 с.: ил.
4. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7
лет. – М.: ВАКО, 2010. – 144с. ( Дошкольники: учим, развиваем,
воспитываем; Мастерская учителя).
5. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные
занятия. Практическое пособие / Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис –
пресс, 2010.- 160с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Доклад
на тему
«Готовим руку к письму»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Подготовка руки к письму"
Доклад на тему: "Подготовка руки к письму"...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Готовим руку дошкольника к письму».
Многие родители согласятся с тем, что первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет т...
Консультация для родителей на тему "Готовим руку к письму"
Как с помощью развития мелкой моторики рук повысить уровень речевого развития? В консультации предложены приёмы работы и упражнения по развитию мелкой моторики рук....
Консультация для педагогов на тему "Готовим руку дошкольника к письму"
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....
Консультация для родителей на тему: "Готовим руку ребенка к письму"
Подготовка ребенка к школе. Готовим руку ребенка к письму....
Консультация для родителей на тему: «Готовим руку к письму вместе с мамой»
Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму....
доклад на МО "Готовим руку к письму"
доклад на МО "Готовим руку к письму"...