ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБА-ЯГА »
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Последние три года я работаю по теме: «Воспитание и развитие сказкой». Эта тема выбрана не случайно. Я обратила внимание на то, что сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае драматизация сказок. Поэтому я решила изменить подход к ознакомлению детей со сказками и сделать их своими помощниками в воспитании и развитии дошкольников. Дошкольный возраст – это возраст сказок и наиболее любимый детьми литературный жанр. Очень важна среда, которую создает сказка, и ее восприятие ребенком.
Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретает самостоятельно. По моему мнению, наиболее успешно этого можно достичь с помощью метода проектов.
В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов, удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации любого проекта необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умея прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Что может быть стержнем, на который нанизываются приобретенные ребенком дошкольного возраста сведения о мире?
Я убеждена, что содержанием образования дошкольника должно строиться «вокруг человека». Детский опыт, начинаясь с интереса к домашней жизни (дом, семья), расширяется до интереса к жизни общества, его культуре. Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно- ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются из интересов детей. Проект «Баба – Яга » не стал исключением. В разработке и реализации этого проекта принимали участие сотрудники образовательного учреждения, дети и их родители.
Цель проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированный на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к сказке.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Сформировать у ребенка представление о своей семье ее традициях.
- Расширить представления детей о художественном образе Бабы – Яги в русских народных сказках.
- Формировать представления детей о музыкальных и изобразительных средствах выражающих характер Бабы – Яги.
- Привлечь всех участников образовательного процесса, родителей к реализации проекта
- Развивать творческие способности детей в продуктивной и театральной деятельности.
- Повысить мастерство педагогов в вопросах организации мини – музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 681 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«БАБА-ЯГА »
Последние три года я работаю по теме: «Воспитание и развитие сказкой». Эта тема выбрана не случайно. Я обратила внимание на то, что сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае драматизация сказок. Поэтому я решила изменить подход к ознакомлению детей со сказками и сделать их своими помощниками в воспитании и развитии дошкольников. Дошкольный возраст – это возраст сказок и наиболее любимый детьми литературный жанр. Очень важна среда, которую создает сказка, и ее восприятие ребенком.
Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретает самостоятельно. По моему мнению, наиболее успешно этого можно достичь с помощью метода проектов.
В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов, удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации любого проекта необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умея прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Что может быть стержнем, на который нанизываются приобретенные ребенком дошкольного возраста сведения о мире?
Я убеждена, что содержанием образования дошкольника должно строиться «вокруг человека». Детский опыт, начинаясь с интереса к домашней жизни (дом, семья), расширяется до интереса к жизни общества, его культуре. Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно- ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются из интересов детей. Проект «Баба – Яга » не стал исключением. В разработке и реализации этого проекта принимали участие сотрудники образовательного учреждения, дети и их родители.
Цель проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированный на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к сказке.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Сформировать у ребенка представление о своей семье ее традициях.
- Расширить представления детей о художественном образе Бабы – Яги в русских народных сказках.
- Формировать представления детей о музыкальных и изобразительных средствах выражающих характер Бабы – Яги.
- Привлечь всех участников образовательного процесса, родителей к реализации проекта
- Развивать творческие способности детей в продуктивной и театральной деятельности.
- Повысить мастерство педагогов в вопросах организации мини – музея.
Метод проектов предполагает и реализацию ряда принципов:
- Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура. Ее потенциал имеет огромное развивающие значение.
- Принцип опоры на ведущую деятельность. Реализуется в органической связи игры с другими специфическими детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)
- Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия. Преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного уважительного отношения к культуре и фольклору русского народа.
Для реализации проекта был разработан тематический план. (Приложение 1.) Особенностью плана является активное использование в работе с детьми художественных произведений, отдельных композиторов и художников.
Реализация задач проходила через все виды детской деятельности, а работа была организована с учетом приоритетных направлений деятельности ДОУ.
Познавательно-речевую-
- Мы познакомились со сказками с участием бабы-Яги в различных обработках, иллюстрированными различными художниками.
- Изучили познавательную литературу, мифологию
- Упражнялись в описательных рассказах о художественном образе бабы-яги.
Продуктивную деятельность-
- Была подобрана иллюстрированная литература для знакомства со стилями оформления, видеофильмы, презентации с участием этого персонажа.
- Изготовлены различные виды театров по сказке.
- Создан мини-музей Бабы-Яги в групповой комнате, картинная галерея,
- Сказочные герои были нарисованы и вылеплены.
Театральную деятельность-
- Подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений речи.
- Разучены песни, танцы.
Для оценки эффективности реализации проекта разработаны критерии, позволяющие определить уровень сформированных представлений, знаний и умений по этому художественному персонажу в русских народных сказках, учитывая сформированность мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.
Для оценки мотивационного или отношенческого компонента использовались такие методы как беседа, интервьюирование. Когнитивный компонент оценивался: путем изучения сформированности знаний о составе своей семьи, старшем поколении, обязанностях по дому, их взаимоотношениях, о творчестве таких художников как И. Билибин, В. Васнецов изображающих Бабу-Ягу в русских народных сказках. Деятельностный, или операционно-технический компонент оценивался путем изучения сформированности конкретных умений и навыков. Для этого использовали такой метод, как оценка продуктов деятельности ребенка – рисунков, аппликаций, пластических форм, рассказов и сказок, придуманных детьми.
За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи ДОУ с различными соцучреждениями. Дети стали частными посетителями детской библиотеки, краеведческого музея, Дома художественного творчества.
Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. Родители активно помогали в создании мини-музея бабы – яги, вместе с детьми участвовали в совместных досугах и праздниках: «День - матери», «Новогодний калейдоскоп», «День защитников Отечества»; «У Лукоморья», литературный праздник «Салат из сказок», конкурсы совместных творческих работ детей и родителей: «Ах уж эти сказки», «Избушка на курьих ножках».
В итоги реализации данного проекта у детей появился интерес к русским народным сказкам, фольклору, к народным традициям. Этот интерес проявился не только в беседах и интервью, но и в детских рассказах, рисунках. От детей он передался родителям. Расширились представления детей о художественных и музыкальных средствах выражающих характер сказочного героя, дети хорошо ориентируются в информационном пространстве, умеют самостоятельно мыслить, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. У детей отмечено уважительное отношение к своим близким и родным людям, истории своей страны, культуре.
Приложение
Содержание деятельности по разработке и реализации проекта
Направление деятельности | Основное содержание |
Познавательно-речевая деятельность | - Формулировка цели. Определение результата проекта. - Родительское собрание «Обычаи и традиции семьи» - Знакомство с русскими народными сказкам. (с участием Бабы-Яги). - изучение познавательной литературы. - чтение книги «Большая книга Бабы-Яги». Автор идеи и составитель А. Усачев. М-2006 |
Продуктивная деятельность | - Ознакомление с творчеством художников В. Васнецова, И. Билибина. - Подборка иллюстрированной литературы для знакомства с вариантами (стилями) различных художников, скульпторов. - создание различных театров по сказкам. - создание картинной галереи Бабы – Яги. - создание мини-музея Бабы-Яги. - рисование портрета Бабы-Яги. |
Театральная деятельность | - Разучивание песен, игр, танцев. - Подборка игр и упражнений для развития выразительности движений, речи. - Разыгрывание театральных этюдов. - Слушание музыкальных произведений выражающих характер Бабы-Яги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Технология реализации проекта "Влияние прыжков на здоровье детей дошкольного возраста"
с использование СОТ...

Методическая разработка:Технология реализации проекта - презентация "Зимующие птицы"
Содержит планирование проектной деятельности, системную паутинку проекта, обеспечение педагогического процесса, фотоматериалы....

Справка-подтверждение участия в разработке и реализации проекта по образовательной деятельности.
Разработка и участие в проектной деятельнсоти...

Справка о результатах разработки и реализации проектов по образовательной деятельности воспитателя Андреевой Ольги Юрьевны.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как технологии развивающего интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творче...

Участие в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности
Народные игры - как средство патриотического воспитания дошкольников.В нашем детском саду воспитанники с воспитателями учавствуют в интернет проекте "Люблю свою Родину". Ребята группы"С...