Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста
статья по теме

 

           В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

В материале, помимо психолого-педагогических подходов к проблеме освоения дошкольниками  краеведческих представлений,представлены программы нравственно - патриотического воспитания, актуальные на сегоднешний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические подходы к проблеме освоения краеведческих представлений детьми старшего дошкольного возраста.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Термин «краеведение» - означает знание своего края, его природы, истории, экономики, быта . В исследованиях  (Г.Т. Алифановой,  И.М. Гревс, Л.К. Ермолаевой, О.В. Солнцевой) изучаются вопросы освоения детьми  краеведческого содержания; показана роль данных знаний в  развитии личности детей; выявлены закономерности данного процесса; делаются попытки обоснования эффективных методов и приемов данного процесса. Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность. Смысл  краеведческого образования : позволяет решать задачи  воспитания  любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает эмоционально - ценностные ориентиры через осмысление  истории города, развивает способности чувствовать красоту города, способность понимать архитектурно-скульптурный облик города, его символику, содействует развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности. Образовательные ситуации  по истории могут предоставить детям материал для впечатлений и переживаний, познавательный материал, а также стимулировать  творческую реакцию на них, способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.  Воспринимая архитектурную среду города, ребенок дошкольного возраста способен эмоционально откликаться на художественный образ, выделять декоративные элементы и интерпретировать назначение сооружения. Язык ассоциаций легко осваивается в дошкольном возрасте. Ведущим компонентом является эстетический. В убранстве города для дошкольника важен цвет. От выделения красивого дети переходят к предположениям о функциональном назначении декоративного убранства. Стремление детей к выдвижению вопросительных гипотез, показывает, что детей можно знакомить с символикой города, поводить к установлению связей между функцией символа города и его эстетическими особенностями. Важно учитывать, что город привлекает  дошкольников не в статике, а в действии и движении, когда происходят какие-либо события. Для детей дошкольного возраста характерно эмоционально-положительное отношение к городу, важно, что внимание детей привлекает красота города, действенный компонент проявляется в стремлении обыгрывать образы облика города, высказывать эстетические и этические суждения о городе, использовать поисковые действия при решении задач, содержанием которых является культурное наследие  Санкт-Петербурга, увлеченность процессом познания города, стремление преодолеть мыслительные затруднения.

Феномен культуры города впервые был осмыслен И.М. Гревсом, Н.М. Анциферовым. Основной идеей является подход к городу как к «живой, собирательной личности, рождающейся постепенно раскрывающей элементы своей природы». По аналогии с живым существом у города выделяются три взаимосвязанных элемента: анатомия, физиология, психология. К «анатомии города» относится весь материальный, непосредственно воспринимаемый остов: место, на котором построен город (почва, рельеф, растительность), план города, характер расположения площадей, прилегающие к нему улицы, мосты, фонари, дома. Понятие «физиологии города» обозначает функции, которые составляют его социальную природу. Самое главное - «душа города». Им обозначается духовное своеобразие жизни города - «культурная индивидуальность» Наиболее  сильный ее выразитель – архитектура. Поэтому научное осмысление сущности культуры города связано с метафизическим выражением «душа города», которое подчеркивает ее духовное своеобразие и сложность, способность изменять свой образ в ходе исторического развития, при этом сохраняя целостность. Подход к городу состоит в том, что, несмотря на анатомические  и физиологические ассоциации, духовное своеобразие жизни города рассматривается во взаимосвязи с внешним обликом (архитектурой, природой), непосредственной жизнью горожан, историей.

История города – это реальная биография страны, которую следует изучать разносторонне, то есть через изучение ярких эпох страны, деятельность основателей, направленные на воссоздание живой исторической картины. Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга.  Знакомство с Санкт-Петербургом, с его историей, культурой, архитектурной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется принцип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее качество, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения.

           В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Дошкольник   воспринимает  окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному  городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным  городом  и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Знакомство  дошкольников  с родным  городом  – процесс длительный и сложный .

Современный дошкольник воспринимает родной город не так, как ребенок несколько десятилетий назад. Куцакова Л.В отмечает, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают их спрашивать о непонятном . Дети называют страну, город, реже улицу, на которой живут, затрудняются называть предприятия и памятники, достопримечательности, не владеют элементарными знаниями об истории родного города.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

Существует ряд программ нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

-«Мой родной дом» программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Т.И.Оверчук, Москва, 2004г.

-«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Н. В. Алешина. Темы: семья – детский сад – родной город – наша Родина – труд взрослых – предметный мир.

  Региональный компонент по краеведению представлен:

 - План-программа по краеведению в ДОУ»- (часть-1, Пермь, 1997г.; часть-2, Пермь, 1999г.) Ахметовой Н.Н.

- концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста Коломейченко Л.В. Пермь, 2002 г.

-«Художественно-речевая деятельность детей в детском саду» Л.В.Ворошниной, Пермь

-«Пермский край – мой родной край». А. М. Федотова, С. А. Сивкова.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
  2. Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  3. Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
  4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

Хорошо бы в группе оформить патриотический уголок с российской символикой. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.

Интерес в научном краеведении представляют попытки целостного взгляда на сущность  культуры Санкт-Петербурга.

Содержание и педагогическая технология краеведческого образования  детей старшего дошкольного возраста О.В. Солнцевой, Е.В. Кореневой-Леонтьевой «Город - сказка, город - быль», в которой разработаны конспекты встреч с Санкт-Петербургом, даны измерительные материалы для изучения освоения содержания, богатый справочный материал.  В учебно-методическом пособии  представлены задачи и содержание работы для старшего возраста, методические рекомендации по организации работы с детьми, направленной на развитие интереса к культурному наследию родного города. Ведущей формой организации совместной деятельности педагога с детьми является «Встреча с Санкт-Петербургом».  Предполагается организация совместной деятельности воспитателя и детей по подготовке к восприятию материала; в совместной деятельности воспитатель занимает позицию  «передачи  социального опыта» - организует восприятие материала  с использованием компьютерной презентации, восприятие и понимание дидактической сказки\истории, разыгрывание образного этюда. Данная позиция педагога рассматривается как партнерская, предполагающая равный обмен мнениями и опытом, сотворчество педагога и ребенка.  Разработки, представленные в книге, отличаются современностью и новизной подходов к организации краеведческого образования в условиях ДОУ. В пособии даны рекомендации как проектировать содержание и педагогическую технологию. Содержание работы по ознакомлению детей с культурным наследием города должно включать событийный текст, отражающий современную жизнь людей в городе - городские традиции, обычаи, праздники. Педагогическая технология должна обеспечить становление субъектной позиции ребенка. Она базируется на использовании проектного метода, детского коллекционирования, экспериментирования, создания ситуаций творчества (игры-фантазии, рисование, придумывание загадок, вопросов, гипотез), моделировании, а также в современных средствах – ИКТ, путеводителях, экскурсиях.

Можно утверждать, что развитие эстетического восприятия у старших дошкольников и освоения краеведческих представлений выступает одной из приоритетных задач воспитания и развития дошкольников, так как именно в дошкольном возрасте дети активно начинают открывать для себя город, в котором живут, а художественно - эстетический элемент является одним из основных элементов краеведческого образования детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения, имеющего индивидуальные образовательные потребности в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста «Рябинка»

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения, имеющего индивидуальные образовательные потребности в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста «Ря...

Краеведческие представления детей старшего дошкольного возраста как ключевой компонент патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Лэпбук "Мой город - Новокузнецк" представляет собой тематический интерактивный стенд с изображением историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», содержащий 10 разделов-пап...

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ МЕР СТОИМОСТИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Целью  эксперимента было выявить и изучить особенности освоения мер стоимости детьми 5-6 лет.На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи:Изучи...